Более
чем 70-летний опыт научной и педагогической деятельности, а также постоянная
ориентация учебного процесса на соответствие реальным потребностям экономики позволили
ВЗФЭИ стать лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства.
Институт к настоящему времени уже подготовил свыше 300 тысяч высококвалифицированных
специалистов: ученых; руководителей финансовой и банковской систем; ведущих
экономистов и главных бухгалтеров; руководителей различных звеньев управления
народным хозяйством.
В
2001 году ВЗФЭИ занял 4 место в рейтинге экономических вузов по России по
итогам 2000 года. (см. приложение№1)
Институт
имеет государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность
№24Г-1144 от 11.09.2000г.
В
соответствии с профилем деятельности вуз сверх основных функций проводит важные
виды дополнительной работы по оказанию
услуг населению и вузам промышленности
в области повышения квалификации
специалистов, подготовки молодежи к поступлению в институты и др.
Головной
вуз ведет дифференцированную ценовую политику в отношении филиалов, он
учитывает объективные и субъективные факторы конкретной региональной среды бизнеса.
Что
же было сделано в стране в рамках данной Концепции в 2002/2003 учебном году и
что предполагается осуществить в новом учебном году.
В
2003 году значительно расширен эксперимент по единому государственному экзамену
(ЕГЭ), который проводился в 48 субъектах РФ и в котором участвовало примерно
600 тысяч школьников, т.е. половина выпускников 11-х классов. Прием
абитуриентов в институт по результатам ЕГЭ осуществляется пока в одном этом филиале
в г. Калуге по трем специальностям. В 2004 году эксперимент распространится
практически на все субъекты РФ, в т.ч. и на Москву (в нем будут участвовать
школьники пяти административных округов г. Москвы). Проведение эксперимента, по
мнению некоторых ректоров вузов, высветило ряд негативных моментов. Так,
внедрение системы отодвигает вузы от активного участия в отборе своих
абитуриентов, т.е. тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении.
При внедрении ЕГЭ утрачивается смысл существования профильных классов в школах
учебного комплекса ВЗФЭИ, требуется перестройка системы довузовской подготовки
и работы приемных комиссий.
Единый
государственный экзамен
В
этом году филиал ВЗФЭИ в г. Калуге участвовал в эксперименте вместе с другими
вузами города и области по единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Институтом
были определены три специальности, по которым осуществлялся прием:
-
менеджмент организации;
-
маркетинг;
-
экономика труда.
Перечень
документов, которые абитуриент должен представить в отборочную комиссию, был
дополнен свидетельством о результатах ЕГЭ. Не принимались документы у
абитуриентов, которые имели следующие результаты по ЕГЭ: по математике - ниже
32 баллов, по русскому - ниже 28 баллов.
К
большому удовлетворению план набора по всем трем специальностям был выполнен.
По
«Менеджменту организации»: из 30 человек, представленных к зачислению, 11
окончили школы с медалями; максимальный балл - 159, проходной - 129.
По
«Маркетингу»: из 40 человек 1 медалист, максимальный балл - 159, проходной -
115.
По
«Экономике труда»: из 40 человек, представленных к зачислению, 7 окончили школу
с медалями, максимальный балл - 164, проходной - 104.
Концепция
предполагает также переход от планов приема в вузы (ранее – по принципу от
достигнутого) к конкурсному распределению государственного задания на подготовку
специалистов по регионально-отраслевому принципу.
В
соответствии с постановлением правительства РФ такой конкурс состоялся в феврале
с.г. в специальном центре. Наши филиалы, участвовали в нем в составе базового
ВЗФЭИ.
Конкурсная
заявка включала: анкету ВЗФЭИ, предложения на размещение госзадания на
подготовку специалистов, информационные карты ВЗФЭИ и филиалов, копии свидетельства
о регистрации в качестве юридического лица, лицензий, свидетельства о госаккредитации,
свидетельства о регистрации в территориальных налоговых органах.
Маркетинговое
поле
Госзадание
на подготовку специалистов на 2003 год утверждено на уровне приема в 2002 году.
В результате конкурса предложения ВЗФЭИ были приняты.
В
информационной карте ВЗФЭИ на сайте представлена подробная информация о
структуре и качественном составе профессорско-преподавательских кадров,
контингенте студентов по каждой специальности, приеме, выпуске и т.д.; об
аспирантуре, докторантуре, советах по защите диссертаций, НИР,
учебно-методической работе, информационном обслуживании, востребованности
выпускников, материальной базе.
Выпуск
специалистов в отчетном году завершился достаточно благополучно, что
подтверждается результатами государственной итоговой аттестации. Всего выпущено
8764 специалиста, получающих высшее образование впервые (по второму образованию
выпуска не было). Из них в Московском отделении – 2078 человек. Дипломы с
отличием получили 486 выпускников (в т.ч. 91 в Москве).
Безусловным
достижением прошлого года явилась работа, проводимая под руководством
профессоров Д.М. Дайитбегова и B.C. Торопцова по созданию электронных версий
учебно-методической литературы по всем курсам и специальностям. Это позволяет
выдавать каждому студенту на весь учебный год полный комплект
учебно-методической литературы в виде одного компакт-диска и в конечном итоге
может обеспечить институту экономию денежных средств от сокращения выпуска
методичек на бумажных носителях.
За
анализируемый период созданы электронные версии учебно-методической литературы
134-х наименований для студентов I–III курсов всех специальностей и IV и V курсов
специальностей 060400 и 060500.
Все
это отвечает духу перестройки системы образования и чрезвычайно важно для
развития передовых технологий обучения, укрепления позиций института в
образовательной среде.
•
В отчетном году, как и в прошлые годы, в институте продолжала активно развиваться
система непрерывного обучения.
По
ускоренным программам на ФНО проходили подготовку 10 124 студента, в том числе
в Московском отделении (включая Серпуховское представительство) – 2378 человек.
Обучение
студентов осуществлялось как по традиционной технологии, так и с использованием
дистанционного обучения. В 27 представительствах ВЗФЭИ на ФНО по дистанционной
технологии обучалось 153 7 человек.
В
прошедшем году сохранялась тенденция роста Учебного комплекса (УК), расширение
связей со средними и начальными профессиональными учебными заведениями, а также
общеобразовательными школами.
В
настоящее время в его состав входит 109 учебных заведений (55 колледжей и лицеев,
3 профессиональных училища (ПУ), 51 общеобразовательная школа), в том числе в Москве
– 28 учебных заведений (18 колледжей, 2 ПУ и 8 общеобразовательных средних
школ).
•
Достаточно активно в прошлом году работал факультет повышения квалификации, на
котором прошли переподготовку более 1300 бухгалтеров и аудиторов.
С
этого года на факультете начнется повышение квалификации преподавателей вузов.
•
Стабильно развивается в институте Центр дополнительных образовательных услуг.
Курсы
дополнительных образовательных услуг действовали в Московском отделении и в 17
филиалах ВЗФЭИ.
Всего
по институту на курсах дополнительных образовательных услуг в минувшем году
прошли обучение по разным программам 4812 слушателя, в том числе в Московском
отделении – 1031, в филиалах–3781.
В
Московском отделении обучение на курсах дополнительных образовательных услуг
проводилось по 16 учебным программам, в филиалах в качестве дополнительных образовательных
услуг было востребовано от 3 до 8 учебных дисциплин.
•Продолжалось
развитие системы дистанционного обучения на | базе создаваемых нашими филиалами
представительств.
Контингент
студентов увеличился по сравнению с предыдущим годом почти вдвое и составил
более 4300 чел.
•
Через подготовительные курсы в течение отчетного учебного года прошли обучение
9701 абитуриент в Московском отделении и филиалах, что на 350 человек больше,
чем в прошлом учебном году.
Большинство
выпускников подготовительных курсов подали документы для поступления на первый
курс и стали студентами Брянского института.
•
Научно-методическая работа в институте координируется Научно-методическим
советом (НМС) под руководством Д.М. Дайитбегова.
Основное
внимание в 2002/2003 учебном году НМС уделял вопросам совершенствования организации
и методического обеспечения учебного процесса, изучения и распространения
передовых методов и технологий обучения, и вопросам качества проведения
научно-методической и учебной работы. При этом заседания НМС проводились
совместно с редакционно-издательским советом (РИС).
В
соответствии с утвержденным тематическим планом издания учебной литературы на
2003 год на заседании НМС и РИС рассмотрены и утверждены 25 планов-проспектов
учебников и учебных пособий и одновременно рассмотрены и одобрены учебные программы
дисциплин, по которым будут готовиться учебники и учебные пособия по новым
государственным образовательным стандартам [[v]].
В
прошедшем учебном году институт продолжал укреплять свою
материально-техническую базу.
Головной
институт в Москве располагает прекраснейшим современным зданием еродизайна.
Реконструкция его закончена всего 2 года назад. Но уже ощущается нехватка
учебных аудиторий.
Практически
на стадии завершения находится строительство нового учебного корпуса в г.
Калуге площадью около 2,5 тыс. м2.
Успешно
завершена реконструкция учебного корпуса в г. Туле. Выполнен значительный объем
работ по реконструкции подвальных помещений, сооружению пристройки входного
вестибюля, облицовке всего фасада здания современным отделочным материалом и
ремонту этажей. В результате здание филиала является теперь одним из лучших в
городе.
Ведется строительство надстройки 6- и 7-го этажей филиала в г. Барнауле с целью
расширить площадь на 1,5 тыс. м2. Срок завершения работ – декабрь
текущего года.
Проводились
ремонтные работы в Орловском, Смоленском, Кировском, Волгоградском,
Новороссийском, Челябинском, Ярославском, Брянском, Липецком, Сургутском
филиалах.
Ведется проектирование пристройки к зданию Владимирского филиала
площадью около 2 тыс. м2, а также входной группы и одного
дополнительного этажа в Липецком филиале.
ВЗФЭИ
имеет аспирантуру и докторантуру по 5 научным специальностям, 5 диссертационных
советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Институт
является учебно-методическим центром страны по заочному экономическому
образованию, а также одним из крупнейших в Российской Федерации научно-исследовательским
центром.
Учебный
процесс в институте проводиться на основе единых учебных программ и
методических разработок. Кафедрами ВЗФЭИ подготовлено к изданию в 2002/2003 учебном
году 124 наименования учебно-методических материалов (на 33 больше, чем в
2001/2002 учебном году).
ВЗФЭИ
является участником эксперимента Министерства образования РФ по дистанционным
технологиям обучения.
На
2003/2004 учебный год проводится набор на 1-й курс студентов для обучения с
использованием дистанционной технологии в филиалах и представительствах
института, закрепленных за ними (гг. Архангельск, Барнаул, Владимир, Волгоград,
Воронеж, Калуга, Краснодар, Курск, Липецк, Омск, Пенза, Тула, Уфа, Челябинск,
Серпухов). Прием заявлений и документов от поступающих для обучения с
использованием дистанционной технологии проводится по установленному графику и
осуществляется на платно-договорной основе, в соответствии с утвержденным
планом набора на дистанционное обучение.
При
обучении помимо учебников, учебных пособий, методических указаний по выполнению
контрольных и курсовых работ, написанных ведущими преподавателями института, по
всем дисциплинам используются обзорные (установочные) лекции, записанные на
аудиокассетах, и компьютерные обучающие программы, записанные на дискетах или
CD-ROM.
В
нынешнем учебном году предусмотрена подготовка новой редакции методических
указаний для студентов-дипломников, программ производственной практики,
методики оценки знаний студентов членами ГАК, учебной и учебно-методической
литературы для студентов пятых и шестых курсов по новым дисциплинам учебных
планов, в т.ч. по дисциплинам специализаций.
•
Исключительно важное значение для повышения эффективности подготовки
специалистов имеет развитие внутривузовской системы управления качеством
учебного процесса (системы менеджмента качества – СМК), разрабатываемой под
руководством проф. Г.С. Желнинского, в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО
9001:2001.
Важнейшей
сферой деятельности института является научно-исследовательская работа.
По
результатам научных исследований преподавателями института были защищены 2
докторских (М. А. Бахрушина и Л.В. Сотникова) и 7 кандидатских диссертаций.
Особого
внимания заслуживает научно-исследовательская работа, которая ведется с
зарубежными образовательными и научными учреждениями.
ВЗФЭИ
и Центральным университетом финансов и экономики Китая под руководством проф.
Г.Б. Поляка и проф. Ван Енгжана исследуется проблема «Разделение прав и
полномочий в области финансов между центральными и территориальными органами власти
в России и в Китае». Под руководством проф. М.М. Максимцова ведется совместная
работа с китайскими учеными над учебником «Менеджмент международного бизнеса».
Под руководством проф. Л.Т. Гиляровской группа российских и китайских ученых
исследует «Систему бухгалтерского учета в России и в Китае». Доцент С.П. Колчин
участвует в разработке научного доклада «Налоговые системы в России и в Китае:
проблемы и пути их решения».
Институт
ежегодно принимает участие в работе конгрессов, проводимых Международным
институтом государственных финансов и международной ассоциации профессиональных
бухгалтеров и аудиторов.
Продолжается
сотрудничество с крупнейшими шведскими университетами: Гетеборгским и
Упсальским по разработке программ развития дистанционного обучения.
Это
сотрудничество поддерживается Шведским национальным агентством по высшему
образованию и Шведским национальным программным комитетом.
Имеется
договоренность о проведении работ по темам «Международные стандарты аудита»,
«Риск-менеджмент», «Корпоративные финансы».
Международное
сотрудничество осуществляет и ряд филиалов Брянского института. Так, Брянский
филиал участвует в проекте международной научной программы «Баренц-регион».
Филиал в г. Омске принимает участие в разработке научной темы «Исследование и
решение задач оптимального размещения экономических объектов» (совместно с научными
учреждениями Франции и Белоруссии). Филиал в г. Смоленске совместно с научными
коллективами из Германии, Белоруссии, Литвы и Украины участвует в международной
межвузовской программе «Исследование трансформационных процессов современного
общества».
Преподаватели
ВЗФЭИ ежегодно выступают с докладами на различных международных конференциях.
•
Важным участком научной работы является подготовка научно-педагогических кадров
в аспирантуре и докторантуре. В отчетном периоде в аспирантуре обучались 233
человека, из них на бюджетной основе – 115, на договорной – 118.
В
связи с введением новых паспортов специальностей по экономическим наукам была
пересмотрена тематика научных исследований по специальностям диссертационных советов
ВЗФЭИ.
Для
дополнительного развития научного потенциала ВЗФЭИ открыта аспирантура по
специализациям «Экономическая история» и «Маркетинг» с правом защиты
кандидатских и докторских диссертаций в советах института.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|