Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский
юридический институт
Кафедра «Уголовного процесса»
Дисциплина «Правоохранительные органы в
РФ»
РЕФЕРАТ
по
теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»
Автор:
Адъюнкт
кафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.
Белгород - 2008
План
|
Вступительная часть
|
1. Понятие, задачи и
система органов юстиции РФ.
|
2. Понятие, задачи и
организация государственного и частного нотариата в РФ.
|
3. Понятие, задачи и принципы
организации адвокатуры.
|
Заключительная часть (подведение
итогов).
|
Литература:
Основная:
1. Гуценко
К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998.
Гл. 16.
2.Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М.,
Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
3.Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М.,
Щит-М. 2003. Гл.2. параграф 7-8.
4.Воронцов С.А.
Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и
современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 .
Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительные
органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.
-М., Щит-М. 2000.
Дополнительная:
1.Конституци
РФ. М. 1993.
2.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ.
22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3.
Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23,
Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4.
«Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ,
11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от
01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передаче
уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». Указ
Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.
Введение.
Центральным
органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию
государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции
Российской Федерации.
Возложенные на
эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и
посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции
субъектов федерации.
Помимо органов
юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный
нотариат, а также адвокатура.
Нотариат – это
правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а
также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством
совершения нотариальных действий[1].
Значение
нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления
правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент
Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской
системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но
«железобетонное решение».[2]
Деятельность
нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности
населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого
положения сделки и последствия их применения.
Адвокатура –
это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и
организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций,
составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять
представительство.
Цели и задачи,
которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной
необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав
граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи,
стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура
удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы
рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов
юстиции РФ
Административная
реформа распределила разнородные государственные функции между различными
видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и
агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на
задачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективность
государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции
были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов,
исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство
юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой
федеральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику
в сфере юстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением о
Министерстве юстиции Российской Федерации, которое утверждено Указом
Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Минюсте России)1.
В соответствии с
Положением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и
реализация государственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое
регулирование в данной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст
России наделен полномочиями:
1.
вносить
Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы,
по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных
служб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста
РФ и подведомственных ему федеральных служб;
2.
обеспечивать
исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных
договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3.
обобщать
практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывать на
этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
4.
участвовать
в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода
законов РФ;
5.
проводить
в установленном законодательством РФ по
рядке конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а
также на проведение научно-исследовательских работ
для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста
России;
6.
разрабатывать
и представлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных
направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты
планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7.
обобщать
практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных
конституционных законов и федеральных законов, осуществлять методическое
обеспечение их подготовки;
8.
координировать
работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к
проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при
необходимости давать правовые заключения о целесообразности разработки
законопроектов;
9.
осуществлять
государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных
законодательством РФ;
10.
осуществлять
государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
11.
организовывать
государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных
правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
12.
осуществлять
и другие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией,
которая возложена на Минюст России, считается выработка и реализация
государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение
данной функции на Минюст России возложено в конце 1990-х гг. В соответствии с
реализацией данной функции в структуре Минюста России создана. Федеральная
служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществляет
деятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция,
которая традиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализация
государственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положением о
Минюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
·
утверждает
формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и
удостоверительных надписей;
·
осуществляет
иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные
законодательством РФ о нотариате;
·
определяет
порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;
·
утверждает
форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и
форму удостоверения адвоката;
Новой
функцией, которой наделен Минюст России, считается обеспечение установленного
порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Выполнение данной функции возложено на Федеральную службу судебных приставов
(ФССП РФ)2 Минюста России.
Следующая
функция, которую осуществляет Минюст России — регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религиозных
организаций и политических партий. Осуществление данной функции поручено
Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации)3 Минюста
России.
Традиционно на
Министерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководству
судебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организационное и
методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений, которые
ему подведомственны.
Кроме того, на
Минюст России возложена функция, которая связана с осуществлением
международного сотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного
сотрудничества наделен полномочиями:
1.
представлять
в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении
международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2.
согласовывать
в установленном законодательством РФ порядке предложения о заключении,
прекращении, приостановлении действия или временного применения международных
договоров РФ;
3.
вносить в
соответствии с законодательством РФ предложения о заключении международных
договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные
законодательством РФ;
4.
давать
заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству
РФ и их юридической силе в РФ, а также по иным вопросам, связанным с
вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено
международным договором РФ или является необходимым условием вступления его в
силу;
5.
получать
в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов
запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и
либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы
государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их
компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным,
уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ
или законодательством РФ;
6.
взаимодействовать
в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти
иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся
к компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с
иностранными государствами.
Структура
Министерства юстиции Российской Федерации
Руководство
деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.
Возглавляет
Минюст России министр юстиции РФ, который назначается на должность и
освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя
Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в
установленной сфере деятельности. Министр юстиции может иметь двух
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом
РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|