Система Минюста
России состоит из центрального аппарата, территориальных органов, а также
федеральных государственных учреждений, которые созданы для реализации задач в
установленной сфере деятельности Минюста России.
Структурными
подразделениями центрального аппарата Минюста России являются девять
департаментов по основным направлениям деятельности, в состав которых могут
входить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеется
экспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники,
которые имеют заместителей.
В Минюсте России
образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его
заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России Федеральных служб,
входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии
Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается
Президентом РФ. Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы
деятельности органов юстиции. Решения коллегии принимаются большинством
голосов ее членов. На основании решений коллегии при необходимости могут
издаваться приказы Минюста России.
В Минюсте России
образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положения о них
утверждаются министром юстиции РФ.
При Минюсте
России создаются как образовательные учреждения (Российская правовая академия
Минюста России), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Федеральную
систему экспертных учреждений Минюста России составляют:
·
российский
Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
·
региональные
центры судебной экспертизы (РЦСЭ);
·
центральные
лаборатории и лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ);
Российский
Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы
Минюста России. В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теоретическими
и методическими разработками выполняют все роды криминалистических,
биологических, автотехнических экспертиз; бухгалтерские, планово-экономические
и инженерно-технические экспертизы, в том числе повторные и сложные, которые
не могут выполниться в других учреждениях по каким-либо причинам. РФЦСЭ
являются юридическими лицами, имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный,
счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и
со своим наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для
осуществления своей деятельности.
Региональные
центры судебной экспертизы (РЦСЭ), Центральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории
судебной экспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющими
экспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Свою
деятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17
января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы и
центральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ».
Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета в
учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим
наименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для
осуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, назначаемый
на должность министром юстиции РФ. Кроме этого, в лабораториях создаются
отделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождения
лаборатории), действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми
начальником лаборатории.
Современный
судебный процесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно
проведенная экспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и
значительно повышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой
системы правосудия. Назрела необходимость формирования в России (из
разрозненных государственных судебно-экспертных учреждений) Федерального
агентства государственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России1.
Кроме того,
в Минюст России входят:
·
Федеральная
служба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1;
·
Федеральная
регистрационная служба (Росрегистрация);
·
Федеральная
служба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная
служба исполнения наказаний
Федеральная служба
исполнения наказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной
власти, которая осуществляет функции:
1.
правоприменительные,
а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в
отношении осужденных;
2.
по содержанию
лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых,
находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
3.
по
контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН РФ
подведомственна Минюсту России.
ФСИН РФ
возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от
должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на
ФСИН РФ полномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного
первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Президентом РФ. Кроме того, назначение на должности высшего начальствующего
состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных
должностей осуществляется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ
входят: центральный аппарат; его территориальные органы; учреждения,
исполняющие наказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специально
созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В
систему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный
аппарат ФСИН РФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности
Службы. В свою очередь управления состоят из отделов. Возглавляют управления
начальники управлений, которые имеют своих заместителей.
В каждом из
субъектов РФ создаются территориальные органы, которые представляют собой
управления ФСИН РФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные органы
начальники, которые имеют своих заместителей.
Исправительными
учреждениями ФСИН РФ являются исправительные колонии, воспитательные колонии,
тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказание
осужденные. Возглавляют исправительные учреждения ФСИН РФ начальники. Кроме
того, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника по
оперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные
изоляторы ФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых
(подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в
качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для
исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных,
оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении
осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных
изоляторах с их письменного согласия. Все следственные изоляторы создается,
реорганизуются и ликвидируются министром юстиции РФ. Следственный изолятор
возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от
должности начальником территориального органа управления исполнения наказания.
Правоохранительная
деятельность подразделений ФСИН РФ заключается в производстве
оперативно-розыскных действий, а также в возбуждении уголовного дела и
выполнении неотложных следственных действий.
В системе ФСИН РФ
граждане проходят правоохранительную и государственно-гражданскую службу,
которые являются разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральная
регистрационная служба (далее — Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входит
в Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
регистрации общественных объединений и политических партий, а также
правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры
и нотариата.
На
Росрегистрацию возложены задачи:
1.
по
обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
2.
организации
деятельности государственной регистрации общественных объединений и
политических партий;
3.
осуществлению
контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4.
осуществлению
контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5.
управлению
территориальными органами Росрегистрации.
Росрегистрацию
возглавляет директор — главный государственный регистратор РФ, который
назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную
ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий.
Директор имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему
Росрегистрации составляет ее центральный аппарат, а также и территориальные
органы.
В центральном
аппарате Росрегистрации созданы семь управлений по основным направлениям
деятельности Службы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные
органы Росрегистрации возглавляют руководители, которые являются главными
государственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначаются и
освобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должность
главного государственного регистратора субъекта РФ представляет в Минюст
России директор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегистрации
выполняют те же задачи, что и органы Росрегистрации, но только на территории
соответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации
предусмотрена государственно-гражданская служба как одна из разновидностей
государственной службы.
Вывод: Следует
подчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не
"с чистого листа". Системы исполнения наказаний, регистрации,
исполнения постановлений судебных органов существовали раньше, и на этих
направлениях были получены определенные результаты. Наша задача - сохранить
накопленный положительный опыт и развить те начинания, основа которых была
заложена в предшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему
конструктивных взаимоотношений с высокой степенью координации деятельности,
которая позволит эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и
подведомственными службами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация
государственного и
частного нотариата в РФ
Одним
из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав
граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержание
нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление
субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей,
завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи
свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальная
деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически
закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного
нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До
1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность
которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. "О государственном
нотариате".
Следствием
проводимых в России социально - экономических реформ, развития рыночных
отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа
российского нотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1
(далее - Основы).
Основами
наряду с сохранением государственного нотариата была введена новая - частная
форма нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальных
структур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальных
действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности
независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или
занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют
одинаковую юридическую силу.
Ввиду
различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях
субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции
совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути
поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе -
положения о необходимости четкого определения публично - правового статуса
нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты;
разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата;
обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по
государственному контролю в сфере нотариата1.
В
отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного
определения собственной системы.
Большинство
авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично -
правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и
законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы
нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных
лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)2.
При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности,
рассматриваются как публично - властные, а функции нотариата, обеспечивающие
законность и правомерность юридических действий участников гражданского
оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями
государственных органов.
Нотариат
представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на
которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование
документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и
выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и
законных интересов граждан и юридических лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|