Существует много видов магазинов, среди них:
-
традиционное обслуживание через
прилавок;
-
магазины самообслуживания, в
которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается
время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с
последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары
проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на
явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов
самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;
-
магазины типа
"магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки,
что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому
продажа осуществляется по более низким ценам;
-
магазины, торгующие по каталогам.
Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный
магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар,
направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин
принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине
демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо
посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по
предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме
предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается
доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
-
продажа через торговые
автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового
персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в
кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров
повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские
принадлежности, открытки и др.).
II.
Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному
его обслуживанию.
Виды торговли:
-
разносная с применением лотков
и других несложных устройств;
-
развозная с использованием
автоматов, вагонолавок;
-
прямая продажа на дому.
III.
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций
книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и
телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией
производственно-технического назначения (запасные части, инструмент,
резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения
заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В
России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря
на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.
Электронная торговля получила достаточно широкое
распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме
покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам
необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров
с использованием специальных кредитных карточек.
Многообразные формы и методы розничной торговли не
могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных
услуг, среди них выделяют три вида:
а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём
заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;
б) услуги, оказываемые покупателям после
приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных
тканей, установка и наладка на дому сложных видов электронной техники
(компьютеров, телефонов, музыкальных центров);
в) услуги, сопутствующие эффективной реализации
товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания;
организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских
комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.
Услуги могут быть платными и бесплатными, но все
они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества
покупателей.
В структуре розничной торговли учитывается
ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по
признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В
розничной торговли в связи с этим функционируют различные виды магазинов:
1)
Специализированные магазины
занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары,
электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.
2)
Узкоспециализированные магазины
продают товары составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая
одежда, шёлковые ткани и др.).
3)
Комбинированные магазины
осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса
или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары,
книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и
др.).
4)
Универсальные магазины продают
товары многих товарных групп в специализированных секциях.
5)
Смешанные магазины реализуют
товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не
образуя специализированные секции.
Показателем,
характеризующим объёмы и качество розничной торговли является товарооборот.
Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он
характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу
потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской
стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров;
отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением,
реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети,
материальными и трудовыми ресурсами.
Структура розничного товарооборота:
1.
Макроструктура предусматривает
общее, крупное деление товаров (народного потребления и
производственно-технического назначения, продовольственные и
непродовольственные).
2.
Товарно-групповая структура
отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению
(хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы,
резино-технические изделия и др.).
3.
Товарно-ассортиментная
структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в
определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья,
служебных помещений, офисов, дачи и т.п.).
4.
Микроструктура показывает
удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента
(костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры:
цветные, черно-белые, переносные и т.п.).
На
структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические,
экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.
1.2. Особенности
функционирования розничной торговли
Розничная
торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и
товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть
разделяется на:
-
стационарную (магазины);
-
полустационарную (павильоны, палатки, ларьки,
киоски);
-
передвижную (развозная и разносная).
По
второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
-
смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех
групп или комплексов);
-
специализированную (торгующую отдельными
подгруппами и видами товаров);
-
универсальную (торгующую всеми группами или
продовольственных или непродовольственных товаров).
Анализ
особенностей каждого вида розничной торговли показал, что современные тенденции
развития розничной торговли должны опираться прежде всего, на соотношение
магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
В
последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины
розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм
продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия
– уменьшение розничного товарооборота.
Для
того, чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами
работы розничной торговой сети должны стать:
-
универсализация продовольственной торговли за
исключением товаров редкого эпизодического спроса;
-
развитие специализированных и
узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
-
формирование торговых сетей, крупных универсальных
розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
-
организация в центральных торговых зонах жилых
массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
-
формирование системы так называемых удобных
магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким
ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
-
выделение специальных зон для уличных ярмарок и
базаров;
-
формирование автономных зон торгового обслуживания
вдоль автомагистралей;
-
восстановление розничной торговли через автоматы.
Инфраструктура
розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна
обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов
и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Разнообразие
розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров
должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
-
независимых розничных торговых предприятий;
-
розничных торговых предприятий, принадлежавших
товаропроизводителям;
-
розничных торговых предприятий, принадлежавших
оптовым торговым организациям;
-
муниципальных розничных торговых предприятий.
Все
это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли
товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами
является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной
социально-ориентированной рыночной среды.
В
этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не
входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или
оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и
поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило,
социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее
сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.
Разнообразие
розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону
торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе
торгового обслуживания:
-
магазинов местного значения;
-
магазинов общесистемного значения;
-
магазинов в составе торговых центров;
-
магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль
автомагистралей).
Магазины
местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и
торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных
товаров.
Типовой
состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе
должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с
комбинированным ассортиментом товаров.
Особое
место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который
представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных,
построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной
автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны
составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда
предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных
товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей
с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
Хотелось
бы отметить, что системная организация объектов рыночной торговли должна
опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие
внемагазинных форм продажи.
Развитие
внемагазинных форм продажи товаров, с одной стороны, обуславливается эволюцией
самой торговой практики, а с другой - все более масштабным проникновением в быт
рядового потребителя разнообразных средств технического прогресса. В связи с
этим можно сказать, что внемагазинные формы продажи всегда нацелены на
определенные сегменты товарного рынка, с их помощью решается определенный круг
проблем.
Мировая
практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового
обслуживания имеют место и вещевые рынки и уличная подвижная торговля.
Перспективой развития вещевых рынков должна стать их ориентация на сезонные
распродажи, продажу товаров по технологии "секонд-хэнд", реализацию
изделий кустарного промысла, обеспечение частного импорта товаров.
Существенное
развитие в ближайшее время получит посылочная торговля, т.к. минимизация
затрат, обеспечивающая процесс доведения товаров до потребителя является
решающим фактором, стимулирующим ее прогресс.
Принципиально
новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого
распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой
маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар
реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях
и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки
обращения.
Развитие
электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает возможность
для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с
ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью
информационно-телекоммуникационных технологий.
В
настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной
коммерции: электронная торговая компания с потребителями – физическими лицами и
электронная торговля между бизнес-партнерами.
В
России уже сегодня имеются некоторые предпосылки для реализации обеих моделей
электронной торговли. Основными из них являются развитие сети Интернет, а так
же достаточно высокая подготовленность многих корпоративных пользователей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|