Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Омский
государственный технический университет
Кафедра
философии и социальных коммуникаций
Доклад
на
тему: «Государство как гарант
осуществления основных прав и свобод»
Выполнил:
студент группы СО-324
Задорина
Марина Сергеевна
Проверил:
Марченко Ольга
Владимировна
Омск
– 2007г.
Оглавление
1.Оглавление
2.Основные формы
осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод
человека и гражданина
3.Список литературы
4.Список нормативно-правовых
актов
Основные формы осуществления правовым государством
функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
К
числу основных назначений и функций правового государства относятся
гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это
согласуется и с принципиальной установкой международного права, согласно
которой государство, в первую очередь, несет ответственность за осуществление
всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе
полного равенства в достоинстве и правах'. Государство гарантирует, согласно
ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для
гарантий прав человека и гражданина, — говорилось еще во Французской Декларации
прав человека и гражданина (ст. 12), — необходима государственная сила, она
создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.
Государственное
гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой
системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного
права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой
системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы,
взаимосвязаны3,
При
характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод
представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система
государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме
общественного политического строя, вследствие чего и само правовое государство
конституционно характеризуется как демократическое. Демократия — главная,
наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод человека и гражданина.
Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в
ограничениях (прямых или косвенных) прав и свобод.
Отметив,
что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам
являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими, Всемирная конференция по
правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается
на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую,
экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех
аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного, процесс поощрения и защиты,
прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен
носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий».
Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреплению и созданию
учреждений, связанных с правами человека, обратила внимание мирового
Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского
общества. «В этом контексте особое значение имеет содействие, оказываемое по
просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том
числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, относящихся к выборам и
информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие,
которое должно оказываться укреплению законности, поощрению свободы выражения
мнений, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию
народа в процессе принятия решений»4.
О
том, что соблюдение прав человека и основных свобод, главным образом, зависит,
с одной стороны, от подлинно демократической системы и, с другой стороны, от
общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Весьма
значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирование демократического гражданского
общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека,
верховенстве права, разделения властей,
народного представительства (парламентаризма) и др. — магистральный путь
создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.
Демократизм
— главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого
свойства может быть осуществлена лишь адекватной им демократической
международно-правовой и конституционной системами.
Но
основные права и свободы обладают и другими сущностными свойствами, которые
реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных
гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль.
Назовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод
человека и гражданина:
признание
человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
признание
прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17
Конституции РФ);
неисчерпаемость
общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и
недопустимость отрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в
Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
неотчуждаемость
основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ);
неизменяемость
основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
неограниченность
действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1),
40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;
возможность
ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных
Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55
Конституции РФ);
непосредственность
действия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19
Конституции РФ);
государственная
и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции
РФ);
судебная
внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод
человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
способность
прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).
Весь
вышеприведенный перечень конституционно-признанных свойств и сущностных особенностей
основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них,
которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности
(общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к
человеку и гражданину («каждому» в конституционном смысле). К первым,
безусловно, относятся общепризнанность прав и свобод, их неисчерпаемость,
неотчуждаемость, неограниченность и непосредственность действия, способность
прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность
органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав
состоит как раз в отсутствии видимой зависимости их проявлений от государства,
прерогатив властных государственных органов. В самом деле, как, например, может
зависеть от государства способность указанных прав определять смысл,
содержание и применение законов, деятельность органов власти, если
содержательно правовое государство определяемо правами человека и основными
свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от
государства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне
сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что
и общепризнанность, и неотчуждаемость, и
неограниченность действия прав и свобод человека прямо свидетельствуют о
независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.
Однако,
подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам
представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории,
прав человека, выражает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единственную
сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в конкретных проявлениях этих
прав от государства нет. Но и абсолютизировать данную независимость ни в коем
случае нельзя. В действительности эти конкретно выраженные свойства прав
человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на
уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на
уровне самого этого Сообщества государств в целом. В Преамбуле Всеобщей
декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена
достаточно полно и четко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание
характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения
обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных
Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
Форма
признания — это участие государств — членов Сообщества в договорах, пактах,
протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение
среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в
Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г.,
Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в
отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является
обязательством для членов международного Сообщества5.
Добавим
от себя, что Всеобщая декларация прав человека отразила также договоренность
представляемых государствами — членами ООН народов мирового Содружества и по
поводу признания основных прав человека общепризнанными, врожденными
(неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том,
что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств,
относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,
имеет огромное значение «всеобщее понимание характера этих прав и свобод»6.
Международные
пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских
и политических правах наряду с конкретными обязательствами государств
постоянно подчеркивают и момент признания государством того или иного права
человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых
документов универсального характера означает обязанность государства
обеспечивать, соблюдать, гарантировать и защищать данное право, но, вместе с
тем, в них подчеркивается и первопричина такого обязательства, а именно признание
государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без
признания государством — членом Сообщества определенного комплекса основных
прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав
Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и
целями, структурированных Организацией Объединенных Наций, организованных
добровольно взятыми на себя обязательствами. А признание мировым Сообществом
указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их
общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойство
прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей
основы признание этих прав человека и основных свобод государством — членом Сообщества.
Но общепризнанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство основных
прав человека для каждого государства должна быть в каждом отдельном случае
подтверждена признанием данных основных прав этим государством, признанием им
общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с
основными правами обязательств. Признание каждым государством в отдельности и
всеми государствами — членами международного Сообщества в целом всего
комплекса прав человека и основных свобод придает им юридическое свойство
общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.
Общепризнанность
определяет, например, непосредственность действия основных прав человека,
которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном
санкционировании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными
органами государства. В равной степени общепризнанностью определяется
неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало
международное Сообщество, возведя данную качественную характеристику прав
человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия,
неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др.
качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и
основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой
общепризнанности, которая делает их обязательными для государств — членов
Сообщества. Для общепризнанных прав человека и основных свобод основной
международно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Однако
поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предполагает участие
государства, ее роль в качестве гаранта прав человека требует активной роли
государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него
правовыми последствиями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве,
прежде всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом,
конституционно гарантируя выполнение общепризнанных и одновременно
конституционных прав и свобод человека, отдавая приоритет в правовой системе
общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя
обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не
закреплены конституционно.
Можно
прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные
свободы имеют в качестве главных гарантий проявления их сущностных свойств
общепризнанность как действенный принцип международного права и признание государством
этих прав и свобод как общепризнанных, его обязанность закреплять их в
качестве таковых законодательно (конституционно), следовать им и защищать их.
Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав
может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное
свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством.
Возможность ограничения есть общепризнанное правило. Всеобщая декларация прав
человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гарантирующей
одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их
неограниченность действия, а также критерии возможного, в порядке исключения
из общего правила, ограничения, а именно:
·
ограничение
только законом;
·
ограничение
исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод
других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и
общего благосостояния.
Страницы: 1, 2, 3
|