рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...

В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес­ких, социальных и культурных правах государства — участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко­торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче­ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов­местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще­стве. Государства — члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно­го свойства общепризнанных прав и свобод.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон­ституционное положение основано на общепризнанных междуна­родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига­емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу­ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон­ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни­чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме­ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль­ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях...»).

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах вообще не связывает государства — участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за ис­ключение наиболее общей из них — «исключительно с целью спо­собствовать общему благосостоянию в демократическом общест­ве». Возможные же ограничения государства — участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, посколь­ку это совместимо с природой указанных прав». Совершенно оче­видно, что употребляемый Пактом критерий совместимости огра­ничений с природой прав достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ критерий ограничения прав — «в той мере, в какой это необходимо в целях...».

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право государств-участников во время чрезвычай­ного положения в государстве, при котором «жизнь нации нахо­дится под угрозой и о наличии которого официально объявляет­ся», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обяза­тельств, причем только в такой степени, в какой это требуется ост­ротой положения и при условии, что такие меры не являются несо­вместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на ос­нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального про­исхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение пыток или жестокого, бесчело­вечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на основании невыполнения договорного обязательства, призна­ния виновным в совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному зако­нодательству или международному праву; права на признание пра­восубъектности человека, права на свободу мысли, совести и рели­гии. Корреспондирующая ст. 4 Пакта ст. 56 Конституции РФ уста­навливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспе­чения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституци­онным законом отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о возможном ограни­чении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвы­чайного положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав человека, не подлежащих ограничению.

Итак, государство — гарант основных прав и свобод лишь от­правляется в данном случае от основных положений общеприз­нанных принципов и норм международного права, однако законо­дательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкрети­зирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует поло­жение и роль государства как гаранта во взаимодействии с систе­мой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.

Государство выступает основным и главным гарантом осуще­ствления такого сущностного свойства прав и свобод, как их спо­собность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя об­щий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.

Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладаю­щие огромным потенциалом демократического, гуманистическо­го, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государ­ства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организацион­ного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное пра­во формирует сущностно содержательное государство с его законо­дательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и про­цедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демокра­тических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы — главное, наиболее действенное средство такого воздействия.

Сущностно-содержательное государ­ство формирует общество, но демократическое государство — ор­ган общества, его официальный представитель.

 Посредством госу­дарства общество «вживляет» (если они не сформировались в сис­теме общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североаме­риканских странах) права человека и основные свободы в общест­венную ткань, в систему многообразных общественных отноше­ний, предотвращает процессы «отторжения» и пр.

Права и свобо­ды, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в мас­штабах всего общества системе общественных отношений, опре­деляющим образом воздействуют на смысл, содержание и приме­нение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воз­действие прав человека и основных свобод на содержание государ­ства, его законодательной и иной деятельности невозможно без са­мого государства как, повторяем, органа общества. Именно в та­ком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.

Самостоятельный аспект гарантирования государством основ­ных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделе­ний общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, ха­рактеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имею­щую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совер­шеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать се­мью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей дек­ларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекоменда­ции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном воз­расте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвида­ции дискриминации в отношении женщин 2. Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регла­ментированы в Международном пакте об экономических, соци­альных и культурных правах (ст. 10).

Основные права и свободы связаны с существованием и жизне­деятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и сис­темном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в дан­ном случае многообразие общественных отношений, связей, взаи­модействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответст­венно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают са­мую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей.

 Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойст­во — быть носителем суверенитета и единственным источником власти — через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредст­во свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля наро­да, — говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном пра­ве, путем тайного голосования или же посредством других равно­значных форм, обеспечивающих свободу голосования»7.

Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ сво­бодно устанавливает свой политический статус и свободно обеспе­чивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен при­надлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I)8.

Указанные основные права народа нашли адекватное выраже­ние и в Международном пакте о гражданских и политических пра­вах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Резолюция 1803 (XVII) Национальной Ассам­блеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресур­сами», Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Деклара­ция о праве народов на мир», Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и др.1. Непосред­ственная связь прав народа, отдельных его частей с правами чело­века подтверждается общепризнанными нормами международно­го права, например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым мень­шинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН).

Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно обусловленных их принадлежнос­тью к социальным общностям — семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общеприз­нанных и, следовательно, обязательных для него прав этих соци­альных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.

Полнота как критерий состояния государственного гарантиро­вания необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходи­мую полноту правового положения каждого человека, принадле­жащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноцен­ный правовой статус каждого члена социальной общности спосо­бен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом сво­ем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в от­дельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система го­сударственного гарантирования в данном случае двухплановая. Га­рантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общнос­тей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадле­жащих к этой общности лиц и наоборот.

Одной из разновидностей общепризнанных прав человека яв­ляются права, связанные со спецификой отдельных групп населения.

Эти права, хотя и связаны с особенностями социального и пра­вового статуса этих групп, но обуславливаются, в основном, между­народно-правовой и внутригосударственной политикой демокра­тизма и гуманизма. Международное Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой политикой, проявля­ют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом че­ловеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, ум­ственно-отсталые люди, заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права лиц, лишен­ных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст. 6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель­ствах и в период вооруженных конфликтов», «Декларация и Кон­венция о ликвидации дискриминации в отношении женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Ре­комендация о согласии на вступление в брак, минимальном брач­ном возрасте и регистрации браков», «Конвенция о равном вознаг­раждении мужчин и женщин за труд равной ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благопо­лучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы­новлении на национальном и международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права лиц, подвергшихся задержа­нию или тюремному заключению, нашли закрепление в Деклара­ции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Мини­мальных стандартных правилах обращения с заключенными», «Ос­новных принципах обращения с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тю­ремным заключением (Токийские правила)» и др.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.