рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предпринимательство в аграрном секторе экономики

В) Незавершенная реформа правовой системы отношений собственности. Введение системы производственной ответственности и роспуск народных коммун имели своей целью поставить крестьян в положение независимых производителей и форсировать переход к рыночной экономике. Но, как это следует из проведенного выше анализа, через систему производственной ответственности не была просто восстановлена структура “частная собственность, частное управление”, которая существовала до аграрной реформы в начале пятидесятых годов. В сельскохозяйственном производстве и в управлении коллективными предприятиями самая важная часть постоянного капитала – земля – по-прежнему находится в коллективном владении, так что система собственности времен народных коммун продолжает существовать.С одной стороны, в районах, где сельское хозяйство еще пребывает в той фазе, когда размеры предприятий малы (мелкотоварное производство), при функционировании системы собственности и управления по типу “коллективная собственность, частное управление” случаи возникновения глубоких внутренних противоречий редки. Фактически, в большинстве деревень внимание жителей сконцентрировалось на том, как по справедливости можно было поделить землю, чтобы это соответствовало изменениям в населенности и обеспеченности рабочей силой. Совершенно иное положение у части тех областей, где экономическое развитие достигло более высокого уровня, где экономика села в сильной степени определяется несельскохозяйственным сектором и где происходило быстрое развитие коллективного и частного капитала. Здесь, из-за того, что коллективные и частные права собственности не четко дифференцировались, а правовая система реформирования не полностью соответствовала реалиям, возникали различные трудности. Кроме того, в районах с очень быстрым развитием частных предприятий обнаруживается, что и здесь нужна новая система для возможного расширения частного капитала.


 1. История предпринимательства в Узбекистане.


п

редпринимательство в Узбекистане имеет многовековую историю, но предпринимательство рыночных его форм, процесс создания промышленных, торговых, финансовых фирм активизировался в конце XIX в., когда число их резко возросло. Центрами хлопковой торговли, где открывались хлопковые фирмы, отделения различных крупных банков, становились Ташкент, Самарканд, Андижан и др. по свидетельству историков, 1 производственно-промышленное предприятие возникло в 1868г, когда на станции Горчаково (недалеко от Маргелана) был открыт хлопкозавод, оборудованный 6 джинами, паровым двигателем. Примечательно, что круг крупных узбекских предпринимателей производственно-промышленной сферы приложения капитала первоначально формируется на базе торгово-коммерческого направления хозяйственной деятельности. Еще в 1890-е годы старинные купеческие династии стали инвестировать свой капитал в закупку и первичную обработку хлопка, т.е. в реальной хозяйственной практике Узбекистана начался процесс интеграции финансовой и коммерческой и производственной сфер предпринимательства. Причем, этот интеграционный процесс результатом своего развития имеет концентрацию капитала, что увеличивает его инвестиционную активность способствует развитию экономики нашего края. В начале ХХ века далеко за пределами Узбекистана были известны владельцы крупных фирм - Даутбаев, Ходжаев, братья Вадьяевы из Ферганской области, Фузаилов, Калантаров, Хакомбаев из Самаркандской области, братья Яушевы, Асадуллаев, Юсуф Давыдов из Ташкента.

В связи с быстрым ростом производства и экспорта хлопка из благодатной Ферганской долины в Коканде, Андижане, Асаке, Маргелане появились торгово-закупочные, сбытовые фирмы, транспортные конторы, специализирующиеся на закупочно-экспортных операциях с хлопком. В отличии от ферганских монофирм, в Самаркандской области, Ташкентском уезде, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве подобные коммерческие структуры не отличались четкой специализацией на операциях с хлопком. Помимо хлопка, они одновременно занимались закупкой, сбытом всех сельхозпродуктов, реализацией местных и импортных промтоваров. Производство хлопка-сырца, хлопкоочистка, а через них и др отрасли промышленности, торговли Туркестана находились в зависимости от крупных монопольных торгово-промышленных компаний вроде "Московского торгово-промышленного товарищества для торговли с Персией и Средней Азией", "Товарищества братьев Шлоссберг", что затрудняло развитие местного предпринимательства, придавало нашей экономике односторонний, аграрно-сырьевой характер. Многие из названных фирм имели в Ташкенте свои хлопко перерабатывающие заводы. В 1912 г. по центральноазиатскому региону иностранным фирмам принадлежало 96 заводов из имеющихся 256, остальными владели местные предприниматели, перепродававшие абсолютное большинство очищенного хлопка этим же зарубежным фирмам. При этом только некоторые отечественные предпринимательские структуры имели свои представительства на центральных хлопковых рынках и сами экспортировали волокно за пределы Центральной Азии, испытывая на себе весьма жесткую конкуренцию монополистов. Но, несмотря на это, немало наших предпринимателей добивались существенных успехов в бизнесе, способствуя своей активной деятельностью развития экономики Узбекистана. Среди занятых успешным предпринимательством в то время в нашем крае был Ю. Давыдов. Он не только занимался оптовой продажей мануфактуры московских, лодзинских фабрик в Ташкенте, Адлие-Ата, Туркестане, но и построил современные хлопкоочистительный, пивоваренный заводы. Коммерческие, закупочно-сбытовые операции с хлопком приносили немалый доход, что послужило условием и стало причиной активизации финансово-банковской деятельности в Узбекистане в конце 1890х годов, когда в центральноазиатский регион направили свои инвестиционные интересы российские и зарубежные банки. В 1889 г. в Туркестане функционировало одно отделение Госбанка, в 1891 г. - 5 отделений коммерческих банков. В 1912 г. в центральноазиатском регионе финансовые услуги отечественным деловым кругам оказывали уже 7 отделений Госбанка, 40 коммерческих банков. Следует отметить, что усиление кредитно-инвестиционной активности банковского капитала на территории Узбекистана не замедлило принести свои позитивные результаты. Так в Кокандском уезде возникло нефтезаводское товарищество "Риштан" с уставным капиталом в 130.000 руб, в 1906 г. было основано ферганское нефте-, горно-промышленное товарищество "Чимион", капитал которого оценивался в 2 млн.руб. К 1917 г. наших предпринимателей, имевших часто годовой оборот до млн.руб, в туркестанском крае насчитывалось уже сотни. Многие из них становились партнерами инофирм, входили в учебный комитет центральноазиатских отделений Государственного и коммерческих банков. Таким образом, являющееся одним из приоритетных направлений при переходе Узбекистана на рыночные отношения развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), предпринимательской активности населения началось в нашей стране не на пустом месте. Предпринимательская инициатива узбекского народа уходит своими корнями в историческое прошлое. В частности уже на рубеже XIX-XX вв на территории Узбекистана стали активно формироваться и функционировать предпринимательские структуры разных сфер бизнеса, имеющие в определенных чертах принципиальное сходство с реалиями сегодняшнего дня.

2. Государственная поддержка АПК (Узбекистан).


А

грарный сектор экономики нуждается в государственной поддержке, а главным образом в законодательной защите. Основополагающим для формирования законодательной базы предпринимательской деятельности и системы государственной поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса стал Указ Президента от 21.01.1994 г. "О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства". Следующий важный документ в этой сфере был принят 5.01.1995 г. - Указ Президента "Об инициировании и стимулировании частного предпринимательства". Законодательная база предпринимательской деятельности формировалась и укреплялась с принятием законов "О стимулировании и развитии малого и частного предпринимательства" (12.1995 г.), "О палатах товаропроизводителей и предпринимателей" (04.1997 г.), "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" (12.1998 г.). 

В соответствии с этими документами предпринимателям был предоставлен широкий перечень гарантий и льгот. Государство взяло на себя обязательства защищать права и интересы предпринимателей, создавать условия для свободной конкуренции, обеспечивать равные возможности доступа к материальным, трудовым, финансовым и др. ресурсам для всех предприятий независимо от форм собственности. Большое значение имело законодательно установленное требование о юридической экспертизе всех нормативных актов по вопросам частного предпринимательства и малого бизнеса, принимаемых республиканскими и местными органами государственной власти и управления и их обязательной регистрации в министерстве юстиций.

Были установлены специальные льготы для производителей экспортной продукции, малых предприятий, выпускающих товары народного потребления, производителей продукции из местного сельскохозяйственного сырья. Малые и средние предприятия освобождаются от уплаты таможенных пошлин при импорте технического оборудования. Для предприятий, расположенных в сельской местности, были введены льготы по оплате электроэнергии. Льготы по налогу на прибыль (доход) получили вновь созданные малые и средние предприятия, особенно в сельской местности.

Особое место в законодательной базе занимают гарантии предпринимателям от незаконного вмешательства со стороны контролирующих инстанций и произвола чиновников, характерных практически для всех стран с переходной экономикой. В частности, строго лимитировано количество проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами и предусмотрена серьезная ответственность должностных лиц как за проведение незаконных проверок, так и за незаконные действия, совершаемых в ходе проверок. Взятый в республике в последние годы курс на либерализацию обусловил необходимость сокращения регламентации хозяйственной деятельности, упрощения учета и отчетности, совершенствования форм и методов контроля. В связи с этим законодательная база предпринимательской деятельности пополнилась новым Законом Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", который был принят на 2 сессии Олий Мажлиса 2 созыва 25.05 и введен в действие с 15.06.2000 г.

в целом законодательно-нормативная база в Узбекистане не только создает равные условия для эффективного функционирования всех форм собственности, но и носит стимулирующий характер и отношении малого и среднего бизнеса, что относится в первую очередь к формам налогового стимулирования.

В области налогового законодательства предусмотрен широкий ряд льгот, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса.

Так, любые вновь созданные предприятия не облагаются налогом на имущество в течении первых 2 лет с момента регистрации (часть 2 ст. 92 Налогового кодекса).

От уплаты налога на доходы (прибыль) в первые 2 года с даты регистрации освобождаются вновь созданные фермерские хозяйства, частные предприятия -по доходам, полученным от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, выпуска товаров народного потребления, производства строительных материалов (п. 11 части 1 ст. 31 Налогового кодекса).

При исчислении налога на доходы (прибыль) частных предприятий  по установленному для юридических лиц порядку налогооблагаемая база уменьшается на сумму, направленную на развитие, расширение и реконструкцию, оснащение основного производства, а также погашение инвестиционных кредитов -при условии полного использовании начисленного износа, но не более 50 % налогооблагаемого дохода (прибыли) (часть первая ст. 332 Налогового кодекса).

Производственные малые и средние предприятия, лизинговые компании освобождаются от уплаты импортных таможенных пошлин на технологическое оборудование, завозимое за счет привлекаемых иностранных кредиторов (п. 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 31.01.1997 г. "О дополнительных мерах по стимулированию малого и среднего предпринимательства").

При этом установлено, что, если в налоговое законодательство внесены изменения, ухудшающие условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течении последующих 2 лет взимается налог в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их государственной регистрации (часть 2 ст. 18 Закона Республики Узбекистан от 25.12.1995 г. "О стимулировании развития малого и частного предпринимательства").

Для малых предприятий действует упрощенная система налогообложения. Причем выбор системы налогообложения (упрощенная или общепринятая) - за самим предпринимателем. Малые предприятия всех форм собственности, кроме предприятий, производящих подакцизную продукцию, взамен налогов на доходы (прибыль) юридических лиц, на валовой доход (предприятия торговли, общественного питания), на добавленную стоимость, за пользование недрами, экологического, ни имущество, земельного, на рекламу, на перепродажу автотранспортных средств, платы за воду, сборы а благо устроительные работы уплачивают единый налог. От уплаты единого налога освобождаются предприятия, где в общей численности рабочих не менее 50 % рабочих- инвалиды.

Ввиду значительной роли аграрного сектора в экономике Узбекистана особо важное значение имеет углубление реформ в сельскохозяйственном производстве. В целью стимулирования этого процесса и использования возможностей ипотечного механизма кредитования был создан специализированный ипотечный банк "Замин", а при Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств -специализированный Фонд поддержки этих хозяйств. Кроме того, с целью стимулирования создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса для предоставления льготных кредитов малым и средним частным предприятиям выделяются средства Фонда содействия занятости при Министерстве труда.

Сначала льготные кредиты Бизнес - фонда, Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств и Фонда содействия занятости выделялись напрямую фермерам и предпринимателям, а с 1999 г. был введен "Порядок кредитования индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками за счет кредитных линий вне бюджетных фондов", согласно которому внебюджетные фонды открывают кредитные линии в коммерческих банках, где и осуществляется льготное кредитование инвестированных проектов малого и среднего бизнеса.   

Важную роль для современного технологического оснащения малых и средних предприятий играет возможность получения льготных кредитов по иностранным кредитным линиям, -например Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, OECF (Япония), Международной финансовой корпорации, Кредитного агентства развития Германии, Центральноазиатско - американского фонда поддержки предпринимательства. Средства за счет иностранных кредитных линий выдаются уполномоченные банки, в число которых входят Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, Асакабанк, банк "Ипак Йули", Приватбанк.

В 2000 г. был принят новый порядок выдачи микрокредитов малым фирмам и индивидуальным предпринимателям, значительно упрощающий процедуру их получения, обеспечивающий более требования к залоговому обеспечению и позволяющий получать до 50 % микрокредита наличными, что значительно облегчает предпринимателям закупку сырья и исходных материалов для организуемого производства. в соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшей либерализации и реформировании банковской системы" от 21.03.2000 г. было начато формирование механизма, стимулирующего коммерческие банки кредитовать малый бизнес за счет собственных средств. Этим указом освобождаются от налога на доход сроком на 5 лет доходы коммерческих банков, получаемые от предоставления кредитов малому и среднему бизнеса, при условии, что эти средства направляются в ту же сферу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.