рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Приватизационные стратегии ряда стран: опыт Центральной и Восточной Европы

Со 2 августа 1997 г. официально вступил в силу новый закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций необходимо выделить следующие: акцент (уже в самом названии) не на предприятия, а на имущество (имущественные доли государства); в программе приватизации предусмотрены список приватизируемых в течение года объектов (зависит от текущей конъюнктуры) и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена (их можно приватизировать только на основании федерального закона);  расширен набор методов приватизации (за счет легализации уже имевшей место продажи производных ценных бумаг); льготы работникам предприятий возможны (скидка 5-10%  продажной цены акций и др.), но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер; стоимость "имущественных комплексов" определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости; введены коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, а инвестиционные конкурсы отменены; восстановлено понятие "аренда с выкупом", но "по рыночной стоимости".

1.3 Третий этап

Некоторые наблюдатели связывают начало третьего - после "чекового" и "денежного" - этапа приватизации,  с понятием "индивидуальный проект".  Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363  "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.).  Согласно этому документу, индивидуальным   проектом  приватизации федерального имущества  является комплекс мероприятий,  направленных на приватизацию особо важного  для страны, региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение   предпродажной   подготовки  этого  имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.

Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).

С точки зрения дальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли  задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства. Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее существенным  является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии  формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля). Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.

Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 г., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до  середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов  является непринятие Государственной Думой проекта закона «Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ».  Существенно также, что в 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволяет избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру.


Глава 2. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы.


Начиная с независимости в переходных экономиках стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) имели место очень существенные и быстрые изменения структуры собственности. В процессе приватизации начали появляться de novo – предприятия вновь созданного частного сектора. До приватизации в этих странах уже существовало некоторое количество частных предприятий (таблица 1 это подтверждает). В основном, это были предприятия, основанные на самоуправленческой модели.

Самоуправленческая модель предприятия,  позволяющая обеспечить определенную  степень  хозяйственной  обособленности, с одной стороны, и  некоторые черты групповой собственности, с  другой, появилась в недрах  административно-плановой  экономики как форма ухода от  тотального  государственного контроля и усиления  мотивации к  эффективной  хозяйственной деятельности.  Наибольшее  распространение  самоуправленческая  модель получила в Югославии и  Польше,  но  отдельные  ее элементы использовались и в других  бывших  социалистических  странах (например, система рабочего участия  в  прибылях  предприятий в Венгрии).  Самоуправленческая модель базировалась на  весьма аморфных  отношениях  собственности, когда эти  отношения  распространялись главным образом на  полученные предприятием хозяйственные  результаты,  а не на капитал.  Это, в  свою очередь, означает, что  самоуправленческие  предприятия если и возможны в рыночной и  переходной  экономике, то  лишь  в каких-то определенных конкретных случаях  мелкого предпринимательства.  Доминирующей формой они быть не могли и не стали.

Таблица 1. Доля государственного  сектора в добавленной стоимости до проведения приватизации в некоторых странах ЦВЕ.   


Страна

Доля (%)

СССР

96,0

Чехословакия

97,0

Польша

81,7

Венгрия

73,6


Цифры, приведенные в таблице, показывают, насколько экономика страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним  положение в этих странах, то можно  проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной стоимости, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.

В таблице 2 оценка масштабов  de novo частного сектора дается как процент от ВВП для каждой из переходных стран ЦВЕ в 1995 г.,  за вычетом долей, относящихся к недавно приватизированным предприятиям, из полных долей частного сектора в ВВП.

Таблица 2. Страны с переходными экономиками -

доля de novo сектора в ВВП, 1995 г.

 

Страна

Доля de novo сектора (процент от ВВП)

Албания

50

Болгария

40

Хорватия

45

Чешская Республика

30

Венгрия

45

Македония

40

Польша

50

Румыния

35

Словацкая Республика

25

Словения

45

Эстония

50

Латвия

50

Литва

40

Молдова

20

Россия

20

Украина

30


Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, Украина и Словакия имели значительно низкий уровень частного сектора по сравнению с такими странами, как Польша и Латвия, что можно объяснить тем, что в России, Украине, Словакии и др. странах приватизация еще только набирала обороты. Это лучше прослеживается в модели, представленной рисунком 1, где процесс приватизации показан в динамике.

Рисунок 1. Доля частного сектора в ВВП

(В процентах)

Всемирный банк выделяет следующие  способы приватизации в пост-социалистических странах:

-         прямая  продажа активов,

-         массовая приватизация по  ваучерным схемам,

-         выкуп контрольного  пакета  акций  менеджментом  и/или  работниками,

-         публичное предложение, 

-         ликвидация, 

-         безвозмездная передача муниципальным  органам, 

-         акционирование, 

-         акционерное государственное предприятие с  участием  иностранного  капитала. 

В принципе,  все разнообразие методов может быть  сведено к следующим:

-         прямая продажа за  деньги активов и ценных бумаг (продажа аутсайдерам),

-         льготная  продажа или бесплатная передача активов  работникам компаний (продажа инсайдерам),

-         массовая ваучерная  приватизация,

-         реприватизация. 

Ключевой вопрос здесь - может ли метод приватизации оказаться оптимальным с позиции достижения эффективности. При этом оказывается вполне уместной так называемая проблема "представительства" из теории промышленной организации: поскольку собственники обычно не могут стать еще и менеджерами, возникает вопрос, выразит ли агент-представитель (назначенный менеджер) достаточно полно интерес собственника в максимизации прибыли. Многие экономисты считают, что, так как в странах с переходной экономикой механизмы внешнего управления (аутсайдеров), такие как внешняя конкуренция, рынки ценных бумаг, а также директорский корпус и рынок талантливых менеджеров  в значительной степени неэффективны, то оптимальная приватизация должна иметь прямой контроль собственника. По их представлениям, массовая приватизация также менее желательна, если не созданы адекватные механизмы для управления через инвестиционные фонды.        

Весьма остро перед  началом приватизации во всех странах стоял  вопрос о том, кто может претендовать на  имущество приватизируемых  государственных предприятий — все  граждане, только члены трудовых  коллективов, обладатели  достаточных  для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в пост-социалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех пост-социалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной  справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ  раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.