рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивным “шоковыми” преобразованиями. В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства – заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам, формировались планы социального развития на предприятиях. Однако это процессы никто не называл социальным партнерством. Основу советского общества согласно официальной идеологии составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. Поэтому не могло существовать противоположных, по своему содержанию интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.

В процессе реформирования российской экономики отношения к социальному партнерству изменилось. Идеология социального партнерства стала активно пропагандироваться государством. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму. Социальное партнерство должно было обеспечить (гарантировать)  гражданский мир в условиях жестких реформ. Не случайно реформирование российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, чтобы обеспечить возможность формировать системы социального партнерства.

В России достаточно отчетливо прослеживается формирование модели социального партнерства, в основе которой идеология классового мира и совпадения интересов наемных работников и работодателей. Этому в немалой степени способствуют следующие обстоятельства.

В течение длительного времени в СССР трудящимся внушалась мысль, что именно они истинные хозяева предприятий, на которых они трудятся. Интересы директората, администрации, трудовых коллективов не противопоставлялись. Сложившаяся система хозяйствования ставила администрацию в такое положение, когда она была вынуждена постоянно доказывать свою заботу о трудящихся. За счет средств предприятий строились жилые дома, детские сады, санатории и больницы. Сами работники не противопоставляли себя администрации. Если они и говорили о директоре как о “хозяине”, то в особом смысле. В их понимании хозяин – это человек, который заботится о своих подчиненных. Ему всегда можно пожаловаться и он обязательно должен помочь.

Когда начался процесс акционирования предприятий и у большинства из них появились реальные собственники, психология рабочих  и их отношение к директорату и администрации почти не изменились. До сих пор большинство рабочих считают, что директор и администрация должны заботиться о том, чтобы интересы рабочих не ущемлялись. И если не выплачивается заработная плата, сокращаются рабочие места, они считают, что в этом виновата не администрация, а правительство, осуществляющее неправильную бюджетно-налоговую и финансовую политику.

Не смотря на то, что сегодня достаточно отчетливо проявляются противоречивость и противоположность интересов наемных работников и работодателей, они довольно часто занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Ссылаясь на бедственное положение трудовых коллективов, работодатели таким образом решают вопросы компенсаций, дополнительного финансирования или установления налоговых льгот. Такая ситуация не способствует осознанию трудящимися своих собственных интересов, она замедляет процесс формирования системы социального партнерства в России.

В индустриально развитых странах, где основу производства составляет частная собственность, коллективный договор  это документ, позволяющий работникам добиться весьма существенных улучшений своего социально-экономического положения. Коллективный договор фиксирует результаты договоренности сторон в области заработной платы, условий труда и занятости. И то, что реально удается добиться работникам через коллективный договор, во многом зависит от их силы и умения “надавить” на работодателя.

В России коллективные договора обычно рассматривают как чисто формальный документ, мало что дающий работникам. И даже если работникам удается заключить “хороший”, с их точки зрения, коллективные договор, то нет гарантии, что все его пункты будут выполнены. Хотя Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” предусмотрены меры ответственности за невыполнение пунктов коллективного договора,  но они столь незначительные, что вряд ли могут представлять серьезную угрозу для стороны, не выполняющей коллективный договор.

В России до сих пор отсутствует главное условие для развития договорных отношений между наемными работниками и работодателями – нет сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Реальная слабость профсоюзного движения в России породило разновидность социального партнерства – “ситуацию особой роли государства в системе социально партнерства”. Слабость профсоюзов, отсутствие реальных объединений работодателей, их нежелание садиться за стол переговоров, когда речь идет о разрешении несовпадающих интересов, принуждает государство выступать тем звеном, которое заставляет стороны слушать друг друга, т.е. процесс формирования социального партнерства навязывается сверху. [22]


2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1998-2000 ГОДЫ


2.1 Социально-экономические показатели развития

      Кемеровской области


Кемеровская область общей площадью 95700 кв. км. состоит из 19 районов и 20 городов. В Кемеровской области проживают 3200000 жителей. Доля городского населения составляет 87 %.

Кемеровская область входит в число первых 10 регионов России по объему валового регионального продукта и производству промышленной продукции.

По инвестиционной привлекательности занимает 3 место по России (после Москвы и Тюмени).

Анализ социально-экономического положения Кемеровской области показывает, что экономический рост, решение большинства социальных проблем, подъем уровня и качества жизни населения определяется степенью развития реального сектора экономики, прежде всего промышленности Кузбасса.

Были проведены исследования финансово-хозяйственной деятельности, на основе которых разработаны программы стабилизации и финансового оздоровления:

¨     предприятий угольной промышленности;

¨     черной металлургии;

¨     химико-фармацевтической промышленности;

¨     машиностроения;

¨     химической промышленности.

Реализация этих программ и проектов позволила вывести промышленность региона из кризиса, остановить падение производства в ее основных отраслях, начиная со второй половины 1998г. перевести реальный сектор экономики в состояние экономического роста.[17]

На 1 января 2001г. число промышленных предприятий, их филиалов и других обособленных подразделений составило 4,8 тыс. единиц; их удельный вес в общем числе учтенных организаций ежегодно снижается. Число промышленных предприятий на 01.01.2001г. представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Число промышленных предприятий области

Года

Ед.

Число предприятий на 1 января 2001г.

В % к общему количеству

В % к предыдущему году

А

1

2

3

1996

4672

13,6

99,7

1997

4625

12,8

99

1998

4683

12,3

101,3

1999

4713

11,9

100,6

2000

4854

11,8

103,0

2001

4822

11,2

99,3


Наибольшее количество предприятий по-прежнему сосредотачивается в машиностроении и металлообработке (17 % от всех промышленных предприятий), пищевой промышленности (15 %), легкой, лесной и деревообрабатывающей (по 12 %), промстройматериалов (10 %), топливной отрасли (7 %).

Распределение учтенных в едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) промышленных предприятий по формам собственности представлено в таблице 2.2 (на начало 2001г.).


Таблица 2.2 - Распределение промышленных предприятий по формам собственности

Формы собственности

2000 г.

2001 г.

Всего

В % к итогу

Всего

В % к итогу

Общее количество единиц

4854

100

4822

100

Государственная и муниципальная

237

4,9

226

4,7

Частная

3991

82,2

4100

85

Смешанная российская

499

10,2

366

7,6


В состав предприятий частной формы собственности доля предприятий, учрежденных гражданами РФ, на 1 января 2001г. составила 63 %.

По объему промышленного производства Кузбасс занимает 14 место в РФ и 2 место (после Красноярского края) в Сибирском Федеральном округе.

Для промышленности 1999г. стал переломным – прекратился спад промышленного производства и наметилось некоторое оживление практически во всех ее отраслях. По сравнению с 1998г. объем промышленного производства увеличился на 19 %.

В 1998 года промышленностью произведено продукции в действующих ценах 40,5 млрд. руб. (1999г. - 63,9; 2000г. - 102 млрд. руб.). Индекс промышленного производства составил: 1999г. по сравнению с 1998г. 119 %; 2000г. по сравнению с 1999г. - 107 %.

Изменение объема промышленной продукции по отраслям за период с 1998г. по 2000г. представлен в таблице 2.3.


Таблица 2.3 - Изменение объема промышленной продукции по отраслям

Показатели

Отношение, %

1998г. к 1997г.

1999г. к 1998г.

2000г. к 1999г.

Всего по области

95

119

107

В том числе по области

 

 

 

Электроэнергетика

107

105

101

Топливная

103

116

106

Черная металлургия

86

140

113

Цветная металлургия

102

112

108

Химическая и нефтехимическая

80

180

126

Машиностроение и металлообработка

80

99,0

123

Лесная и деревообрабатывающая

91

84

80

Промстройматериалов

82

99,0

103

Стекольная и фарфоро-фаянсовая

92

107

20

Легкая

94

134

116

Пищевая

98

116

101

Мукомольно-крупяная

103

124

96

Медицинская

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.