рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проект разработки управленческого решения

Водопроводные сети построены в основном в 1932 - 74 гг. и только 65 км. сетей - с 1974 по1997 гг. Строились они в первую очередь, как технические водопроводы, для нужд нефтяников. Эксплуатируются сети без замены до 5 амортизационных сроков. Около 500 км. сетей находятся в крайне аварийном состоянии и нуждаются в срочной замене. Ежегодно ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК устраняет на сетях до 3 - 4 тыс. аварий.

На балансе предприятия находятся очистные сооружения в г. Хабаровске мощностью 7,6 т.м3 / сутки, общая протяжённость канализационной сети составляет 75 км.

ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК осуществляет санитарную очистку района по г. Хабаровску. Санитарная очистка осуществляется 19 единицами подвижного состава по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов.

Кроме вышеуказанных отраслей ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК занимается предоставлением ритуальных услуг, благоустройством и озеленением населённых пунктов района. Однако цех благоустройства и озеленения из-за неплатёжеспособности администрации работает не в полную силу, на протяжении пяти лет не обновляются зелёные насаждения, цветочные клумбы, не производится валка сухостойких деревьев.

Из всего вышеизложенного следует, что ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК находится в довольно тяжёлом положении и требует скорейшего выявления путей выхода из сложившейся ситуации.


2.2. Обоснование необходимости реформирования системы коммунальных платежей


Рассмотрим динамику оплаты жилищно- коммунальных услуг  ГУП ЖКХ г. Хабаровск в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, за указанный период наблюдался неуклонный рост тарифов для населения на основные виды  ЖКУ унитарного предприятия г. Хабаровск, в т. ч. по видам услуг: плата за электроэнергию - в 42,7 раза; за отопление - в 144,9; за сетевой газ - в 148,6; за водоснабжение и водоотведение - в 226; за жилье - в 333 раза.


Таблица 2

Динамика изменения тарифов  для населения  на основные виды  жилищно- коммунальных услуг ГУП ЖКХ г. Хабаровск за период 1997- 2004 гг.[1]

Платежи населения за ЖКУ*

1997г

1998г

1999г

2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

Квартирная плата  в домах муниципального жилищного фонда (за кв. м общей площади)

0,003

0, 08

0,27

0,40

0,54

0,66

1,00

1,30

Плата за электричество (за 100 кВт-ч)

0,60

2.68

3 8,08

12,08

15,66

17,09

25,40

39,1

Плата за водоснабжение и канализацию (за месяц)

0,05

0.8

3,58

6,05

7,17

8,27

10,87

18,0

Плата за отоплени (за кв. м общей площади)

0,008

0,131

0,47

0,70

0,86

0.92

1,13

1,61

Плата за газ сетевой (за месяц с человека)

0,03

0,07

,0,95

1,18

2.45

3.18

4,31

5,60


В рублях в текущем уровне цен, действующем после проведения деноминации.

С 1997 г. изменение тарифов на основные виды ЖКУ шло опережающими темпами по сравнению с общим изменением потребительских цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги г. Хабаровск становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ.  В таблице 3 отображены основные изменения в структуре платежей населения за ЖКУ г . Хабаровск

Как видно из таблицы 3, за период с 1997 по 2004 г. в структуре платежей населения увеличилась (в 3 раза) доля оплаты жилья и сократилась доля оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций. Стоимость, основных ЖКУ возросла с 6, 33 руб. в 1997 г. до 118,25 руб. в 2003 г. в расчете на 1 чел. в месяц.


Таблица 3

Изменения в структуре платежей населения за основные виды ЖКУ г .Хабаровск[2]

Платежи населения за ЖКУ (в расчете на 1 чел, в месяц)

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2001 г

2002г.

2003 г

2004г.

Удельный вес от общей суммы платежей населения за ЖКУ, %

9

23

22

22

23

25

27

23

Оплата жилья  Плата за отопле ние

24

39

39

38

36

34

31

38

Плата за водоснабжение и канализацию

9

14

16

18

17

17

16

15,8

Плата за электроэнергию

53

23

19

18

18

18

19

15,7

Плата за сетевой газ

5

1

4

4

6

6

7

7,5

Итого сумма платежей населения за ЖКУ

100

100

100

100

100

100

100

100


С увеличением доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с 9 % в 1997 г. до 56 % в 2003 г. и ростом тарифов произошел значительный рост (в 116 раз) оплаты населением основных жилищно-коммунальных услуг.

Структура доходов за последние годы претерпела значительные изменения. За период с 2001 по 2004 г. среднедушевой доход увеличился более чем в 5 раз (с 361,2 руб. в 2001 г. до 2224 руб. в 2004 г.). За этот же период оплата ЖКУ населением возросла в 3,3 раза (с 42,7 руб. на 1 чел. в месяц в 2001г. до 142 руб. по состоянию на 1 сентября 2004 г.).

Динамика соотношения показателей роста среднедушевого дохода оплаты ЖКУ населением (по отношению к предыдущему году) характеризуется следующими величинами соответственно:500руб. и 30руб. на 1чел. в мес.в2002г.;610руб. и 28 руб. - 2003 г.; 410 руб. и 42 руб. - 2004 г. Таким образом, темпы роста доходов населения значительно опережают увеличение платы населения за жилье и коммунальные услуги по федеральным стандартам.

Однако проблемы неуплаты коммунальных платежей и соответственно недополучения суммы выручки ГУП ЖКХ г. Хабаровск сегодня остается одной из центральных ив городе. Предприятие несет убытки в сумме неоплаченных коммунальных  услуг. Динамика суммы таких убытков ГУП ЖКХ г. Хабаровск (резерв роста  выручки и прибыли) отражена в таблице 4.


Таблица 4

Динамика недополучения выручки ГУП ЖКХ г. Хабаровск в результате невыплаты  коммунальных платежей населением города[3]

№ п\п

Год

Сумма убытков (резервы роста выручки), тыс. руб.

1

2000

177

2

2001

189

3

2002

230

4

2003

234

5

2004

250


ИТОГО

1080


Таким образом, сумма прямых убытков организации за последние 5 лет составила порядка 1080 тыс. руб. А ведь эта сумма могла  оказать существенной влияние на размер выручки и прибыли организации и эффективность ее деятельности.

Большинство населения города на уровне поведенческих установок однозначно настроены на оплату коммунальных услуг. Об этом свидетельствуют данные рисунка 3 (приложение В)

Однако поведенческие установки не совпадают с нормативной оценкой явления неплатежей, которая по преимуществу носит лояльный характер.

Это несоответствие в настоящее время имеет системный, широко распространенный характер.

В результате такого расхождения поведенческих установок и нормативной оценки не только формируется негативный образ коммунальных служб, но и снижается мотивация к оплате коммунальных услуг.

Был проведен социологический опрос среди жителей города Хабаровск. Было опрошено 300 человек в возрасте от 25 до 60 лет. Респондентам было задано 2 вопроса:

1.     Своевременно ли Вы оплачиваете коммунальные услуги?

2.     Если не, то по какой причине?

43 % опрошенных утвердительно ответили на первый вопрос, причем большая часть из них были люди пенсионного возраста, то есть те, которые привыкли своевременно оплачивать коммунальные услуги, даже при нехватке денег (см. рисунок 4, приложение Г).

Оставшиеся 57 % отрицательно ответили на первый вопрос. Ответы на второй вопрос разделились. В основном звучал ответ: «Нехватка денег», «Задолженность по зарплате, и соответственно, нехватка денег» (68 % отвечавших на второй вопрос). Однако 30 % отвечавших на второй вопрос ответили, что у них просто нет времени заполнять кучу абонентских книжек и выстаивать очереди в пунктах приема платежей.

Из полученных данных видно, что коммунальные службы  ЖКХ г. Хабаровск теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей  в городе Хабаровск в ближайшее время, пойдет речь в следующем разделе.

 

2.3. Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей


Оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Хабаровск единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их  собираемости[4].

Создавая Единый расчетный центр (ЕРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация города меняет всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации (ЖО) превращаются в поставщиков специфического вида услуг, именуемых жилищными, и становятся клиентами ЕРЦ, равноправными с прочими организациями - поставщиками коммунальных услуг. Это выводит ЖО из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕРЦ и ЖО, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Последние практически не менялись с 1997 года, в то время как тарифы на свет, тепло и воду повышаются в среднем два раза в год.

При ведении расчетов по старой схеме - то есть силами ЖО - в разных городах (а часто и в разных районах одного города) существует заметное расхождение в методах начислений платежей за ЖКУ, а также льгот и субсидий. Это объясняется тем, что расчет не является профильной деятельностью ЖО и у них некому следить за нестабильным законодательством. ЕРЦ не только занимается изучением законодательства, но и выходит с методическими предложениями на Управление ЖКХ. Поэтому работа ЕРЦ становится движущей силой реформы ЖКХ города, так как стимулирует принятие конкретных управленческих шагов. Требуется не только единая методика начислений, но и взвешенные решения по реструктуризации долгов. Например, должен быть определен порядок погашения задолженности: следует ли сначала гасить долг или закрывать текущие платежи. Или более сложная задача: если за период задолженности сменился поставщик услуги, то в каком порядке нужно учитывать поступления - делить их между обоими кредиторами или закрывать долги в хронологической последовательности. Занимаясь подобными проблемами, правительство края невольно вынуждено вырабатывать общий разумный стиль управления отраслью, а не просто искать финансы для латания дыр.

Работа ЕРЦ упорядочивает также и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней. Во-первых, уменьшается доля невозмещения льгот и субсидий за счет правильности их предоставления. С другой стороны, контролирующие бюджетные органы получают от ЕРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.

Процесс создания ЕРЦ имеет много подводных камней, и его лучше поручать опытным специалистам. Следует заранее продумать, каким образом компенсировать расхождения между старым и новым процессами начислений, которые непременно выявятся при конвертации данных. Необходимо также определить состав выходной отчетности ЕРЦ во избежание внезапно возникающих "горящих" задач, которые заметно снижают эффективность работы центра. Если ЕРЦ должен обсчитывать более 100 тысяч лицевых счетов, необходимо планирование собственной обслуживающей структуры, которая будет заниматься администрированием сети и базы данных, поддерживать работоспособность оргтехники и каналов связи[5].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.