рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Пути повышения валютного контроля таможенными органами

Валютный контроль на таможне возложен на таможенные органы (ст 86 ТК РФ). М. И. Сухов обращает внимание, что в  ходе проверок таможенные органы вправе  знакомиться с любой информацией (включая банковскую документацию), касающейся осуществления валютного контроля. При рассмотрении общих принципов перемещения то­варов и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, отмечает он, согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю [16].

В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль про­водится должностными лицами таможенных органов Россий­ской Федерации "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмот­ра как исключительной формы таможенного контроля); уче­та товаров и транспортных средств; устного опроса физичес­ких лиц и должностных лиц; проверки системы учета и от­четности; осмотра территорий и помещений складов времен­ного хранения, таможенных складов, свободных складов, сво­бодных таможенных зон и магазинов беспошлинной торгов­ли и других мест, где могут находиться товары и транспорт­ные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осу­ществляется деятельность, контроль за которой возло­жен на таможенные органы Российской Федерации".

Автор данного исследования подмечает, что одновременно возможны и иные формы таможенного контроля, подчеркивается в вышеуказанной статье, предусмотрен­ные ТК и иными актами законодательства Российской Феде­рации. В качестве примера он приводит контролируе­мые поставки, организация и проведение которых регламентируется статьями гл. 37 ТК.

При проведении таможенного контроля могут использо­ваться технические средства, безопасные для жизни и здо­ровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Правила проведения таможенного контроля определяются ГТК Рос­сии (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК).

Общим правилом проведения таможенного контроля яв­ляется недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Оно закреп­лено в ст. 190 ТК. "Таможенные органы Российской Федера­ции и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, — указывается в ней, — несут ответственность в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации".

Б. М. Угаров акцентирует внимание, что вместе с тем в ТК предусмотрены конкретные субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контро­ля [17]. Согласно ст. 188 ТК таможенному досмотру, напоминает он,  не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следую­щих вместе с ним членов семьи, а также личный багаж народ­ных депутатов Российской Федерации и членов Правительст­ва Российской Федерации, когда указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с испол­нением своих депутатских или служебных обязанностей. Кроме того, продолжает он, освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные  корабли  суда), боевые и военно-транспортные воз­душные суда и военная техника,

следующая своим ходом[18].

Председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

Освобождение от определенных форм таможенного кон­троля может осуществляться и в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации после их ра­тификации.

Лица, действующие в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам необходимые для тамо­женного контроля сведения и документы согласно перечню, определяемому ГТК России. Кроме того, согласно ст. 182 ТК таможенные органы для проведения таможенного контроля "вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через та­моженную границу Российской Федерации, таможенных бро­керов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, кон­троль за которой возложен на таможенные органы Россий­ской Федерации".

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет (ч. 5 ст. 182 ТК).

Автор работы, изучив соответствующую законодательную литературу по таможенному праву подчеркивает, что наряду с вышеотмеченным,  таможенным органам Рос­сийской Федерации предоставлены следующие права при проведении таможенного контроля:

а) должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на террито­рию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контро­лю, документы, необходимые для него, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации (ст. 184 ТК);

б) таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, пред­приятий, учреждений и организаций независимо от форм соб­ственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 183 ТК);

в) путем наложения пломб, печатей, нанесения буквен­ной или иной маркировки, специальных знаков, проставле­ния штампов, взятия проб и образцов, описания, составле­ния чертежей, изготовления масштабных изображений, фо­тографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и т. д. таможенные органы могут идентифицировать товары и транспортные средства, нахо­дящиеся под таможенным контролем, а также транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или мо­гут находиться товары и транспортные средства, подлежа­щие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Средства идентификации, продолжает он,  могут изменяться или уничтожаться только этими органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

г) таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, пере­мещающих товары и транспортные средства через таможен­ную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой внешнеэкономи­ческой деятельности и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям тамо­женных органов. Такая информация и документы представ­ляются таможенным органам безвозмездно;

- получать от должностных лиц и других работников справ­ки, письменные и устные объяснения;

- опечатывать помещения;

- изымать по акту, составляемому по форме, устанавли­ваемой ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте, определяемом должностными лицами тамо­женных органов.

Указанные проверки не должны причинять неправомер­ного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятель­ность проверяется, ее результаты незамедлительно сообща­ются этому лицу.

И. И. Демулен  отмечает, что вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной и согласно ст. 16 ТК может быть использована исключительно в таможенных целях, она не должна разглашаться, использоваться должностными лицами тамо­женных органов в личных целях, а также передаваться тре­тьим лицам и государственным органам, за исключением слу­чаев, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации[19]. Примером последних, подчеркивает он,  может служить обнаружение признаков преступления, борьба с которым не входит в ком­петенцию таможенных органов Российской Федерации.


1. 4. Правовое регулирование  валютных отношений. Валютное законодательство

Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства".

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, содержатся лишь самые общие положения, касающиеся валютной политики в целом. Так, статьи 71 (ж), 106, 114 (б) устанавливают, что, во-первых, валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, во-вторых, федеральные Законы по вопросам валютного регулирования, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и, в-третьих, проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивается Правительством Российской Федерации

Основу же валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года, который определил четкую шкалу приоритетов валютного регулирования в современных условиях. Одна из важнейших задач, решаемых на уровне данного Закона, состоит в защите валюты Российской Федерации.

Деятельность таможенных органов по обеспечению валютного контроля и в целях обеспечения полного и своевременного поступления экспор­тной валютной выручки в Российскую Федерацию  осуществляется во исполнение Закона Российской Федерации «О валютном регули­ровании и валютном контроле» и Таможенного Кодекса Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 г. № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» и от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания эк­спортных пошлин», а также постановления Совета Министров — Пра­вительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усиле­нии валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка».

Раскрывая отдельные статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, А. Н. Козырин высказывает мнение, что в ряде  его статей (например, ст. 187, 188, 189) проверка документов, учет и досмотр товаров и транспорт­ных средств, личный досмотр и т. д. именуются "формами таможенного контроля", что, по нашему мнению, является неточным с методологической точки зрения.

Фактически пере­численные действия, указывает он,  составляют содержание таможенного контроля, являющегося одной из форм осуществления тамо­женного дела в нашем государстве, наряду с другими его формами — нормативным регламентированием порядка пере­мещения товаров и транспортных средств через таможен­ную границу, взиманием таможенных платежей, таможен­ным оформлением и т. д[20].

Указанная неточность, по  мнению автора работы, обусловлена неудачной редакцией ст. 1 ТК, отожде­ствляющей таможенное дело с таможенной политикой и сред­ствами ее осуществления, относя к последним и таможен­ный контроль. Он считает, что  высказанная точка зрения не яв­ляется бесспорной и требует более глубокой теоретической проработки.

Тем не менее, высказанное замечание,  подчеркивает автор работы, будет способствовать правильному пониманию мно­гих положений

ТК, некоторые из которых страдают неточ­ностью формулировок.

 

1. 5. Структура правоохранительной деятельности таможенных органов Полномочия Государственного таможенного контроля. Личный досмотр


Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:

- отдел организации дознания;

- отдел таможенных расследований;

- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;

- информационно-аналитический отдел;

- отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.

Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение. 

Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  " открытой ",  а  государственные  границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации "  О  неотложных мерах  по организации таможенного контроля в Российской Федерации " и Постановлением Правительства Российской Федерации " О неотложных мерах  по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации ",  Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование,  ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.