За прошедшие
пять лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и
принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как
Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о "
Таможенном тарифе ".
Нормы и
положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.
Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной
службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,
интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной
производственной кооперации.
Возросла роль
Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно
участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.
Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение
своевременного и правильного их начисления , организация контроля за их
поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых
экономических результатов.
Государственный
таможенный комитет практически с 1994 года осуществляет таможенно - банковский
валютный контроль. В настоящий период системой валютного контроля, на основе
информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов,
охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.
За первое
полугодие 2000 года проведено 4539 проверок возможных нарушений, выявлено 9616
случаев не поступления выручки, получены подтвержденные данные о не репатриации
валютных средств в установленные законом сроки на 613 млн. долларов США.
Заведено 1730 дел и наложены штрафные санкции на 99,2 млрд. рублей. Взыскано
около 13 млрд. рублей.
В настоящее время
на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных
управлений ( в 1995 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1995 г. - 84), 503 таможенных
поста ( было 122 ). Сегодня таможенная служба России - это 63800 сотрудников (
было 8288 ).
Такая система
таможенных органов позволяет осуществлять свои функции на всей территории
России.
Приоритетными
направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в
разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной
и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного
оформления и таможенного контроля.
В готовящейся
программе дальнейшего развития таможенной службы акцентируется внимание на
совершенствовании существующей системы таможенного оформления и контроля,
на приближение уровня деятельности российской таможни к мировым стандартам,
на эффективности осуществления фискальной функции, на совершенствовании форм
и методов борьбы с таможенными правонарушениями, на подготовке и переподготовке
кадров.
Значительное
место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная
функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета
закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18
сентября 1993 года № 1390 " О дополнительных мерах по укреплению
правопорядка в Российской Федерации " и от 22 декабря 1993 года № 2253
"Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным
военизированным организациям". С вводом в действие в августе 1995 года
федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности, чем была
устранена существовавшая до этого момента юридическая коллизия.
Создание в
системе ГТК и укрепление в течение прошедшего периода специальных
подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с
контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.
Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с
другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической
деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской
Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.
Вместе с тем, правоохранительная
деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане,
имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности.
ГТК России как
орган валютного контроля, а также иные таможенные органы при осуществлении ими
функций агентов валютного контроля имеют право:
— не производить
выпуск товаров в случаях представления ПС, оформленного с нарушениями
требований настоящей Инструкции;
— осуществлять в
пределах своей компетенции проверки валютных операций Экспортеров;
— запрашивать
у Экспортеров и Банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных
операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и
транспортных средств;
— выполнять
другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения
конфиденциальности информационных потоков, обращающихся между ГТК России и
Банками, ГТК России снабжает Банки ключевой документацией, сертифицированной
компетентными государственными органами.
В условиях
построения правового государства личный досмотр является мерой не столько
необходимой, сколь вынужденной. Ее применение обусловливают разгул
организованной преступности, контрабанды наркотиков, оружия и
культурно-исторических ценностей, которые все в больших масштабах приобретают
транснациональный характер.
В связи с
изложенным представляется необходимым рассмотреть личный досмотр как
исключительную форму таможенного контроля более подробно.
Его применение
регламентировано ст. 189 ТК. Личный досмотр "может быть проведен по
решению начальника таможенного органа Российской Федерации или должностного
лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что
физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо
находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта,
открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары,
являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или
международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых
возложен на таможенные органы Российской Федерации".
Перед проведением
личного досмотра физическому лицу должно быть объявлено о принятом решении и
предложено добровольно выдать скрываемые товары, одновременно объяснив его
права и обязанности при проведении такого досмотра.
Личный досмотр
проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым
в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем
санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно
проводиться только медицинскими работниками.
Помещение, в
котором производится личный досмотр, должно отвечать еще одному требованию —
исключать доступ в него других физических лиц, а также возможность наблюдения
ими за проведением досмотра.
О проведении
личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой ГТК России. Он
подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившего досмотр,
досмотренным физическим лицом, понятыми и медицинским работником в случае,
если в ходе досмотра проводилось обследование тела досматриваемого.
Физическое лицо,
в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в
составляемом протоколе.
Таможенный
контроль начинается при ввозе с момента пересечения товаром и
транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе —
с момента принятия таможенной декларации, а завершается в момент
выпуска товаров и транспортных средств (при вывозе за пределы таможенной
территории Российской Федерации — в момент пересечения ее таможенной границы).
Однако вне
зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за
ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания
предполагать наличие нарушения законодательства Российской Федерации или ее
международного договора, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы Российской Федерации. Данное положение изложено в ст. 193
ТК.
Важно также отметить,
что в соответствии со ст. 191 ТК таможенные органы Российской Федерации для
проведения таможенного контроля вправе принудительно останавливать
транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие
таможенную территорию Российской Федерации без разрешения ее таможенных
органов, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях
других государств.
Проверка
таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств
проводятся таможенным органом Российской Федерации не позднее десяти дней
с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для
таможенных целей документов и сведений (ст. 194 ТК), а при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых
при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся
товаров, радиоактивных материалов, сообщений и других материалов для целей
массовой информации, товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной,
исполнительной и судебной власти Российской Федерации, — не позднее трех
дней (ст. 133, 194 ТК).
Указанные сроки
не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и
транспортными средствами другими государственными органами.
При досмотре
товаров и транспортных средств вправе присутствовать декларант и иные лица,
обладающие полномочиями в отношении досматриваемых предметов, либо их
представители. Вместе с тем таможенные органы могут требовать присутствия
указанных лиц при досмотре. В случае отсутствия представителя, специально
уполномоченного перевозчиком, таковым для таможенных целей является физическое
лицо, управляющее транспортным средством (ст. 196 ТК).
Таможенный орган
вправе проводить досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие
вышеперечисленных лиц:
- при неявке
указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и
транспортных средств;
- при
существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку,
жизни и здоровью человека, животным и растениям, окружающей природной среде, сохранению
художественного, исторического и археологического достояния народов Российской
Федерации и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
- при пересылке
товаров в международных почтовых отправлениях;
- при оставлении
на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в
нарушение таможенного режима.
Большинству
стран, имеющих сейчас свободный валютный рынок и свободно конвертируемую
валюту, в своих экономических преобразованиях приходилось использовать политику
жестких ограничений на перемещение капиталов и на проведение текущих валютных
операций до того, как появилась возможность полного снятия всех ограничений на
перемещение валютных ресурсов внутри страны и за ее пределами.
В условиях
переходной экономики и глубокого кризиса в России существование некоторых
валютных ограничений можно с достаточным основанием считать вполне оправданным,
поскольку это - одно из средств для достижения конечной цели - цивилизованного
валютного рынка, где конвертируемость российского рубля ни у кого не будет
вызывать сомнений.
1.
6. Процедура прохождения валютного контроля через таможенные органы.
Таможенное оформление товаров. Механизм контроля
Таможенные органы
принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении
им в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным
законодательством Российской Федерации, ксерокопии паспорта следки (ПС),
заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью Банка, а также копии
с ГТД на оформляемый груз или валютные ценности.
Таможенные органы
сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС, данным, заявленным в ГТД, и
другим имеющимся в их распоряжении документами, а также соответствие подписи
Ответственного лица Банка, заверившего копию ПС, и оттиска печати Банка
образцам в полученных от Банка России карточках с образцами подписей Ответственных
лиц уполномоченных банков и оттиском печати Банка.
Должностное лицо
таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает
копию ПС и копию ГТД и ставит на указанных документах свою личную номерную
печать.
Подписанные
должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе с экземпляром ГТД остаются
в делах таможни. Копия с ГТД на товары, представленные на экспорт, с подписью
должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати
передается Экспортеру.
Экспортер в
10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в
Банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров.
На основании
данных ГТД Государственный таможенный комитет Российской Федерации составляет
учетную карточку таможенного банковского контроля (УК), которые объединяются в
Реестры по установленной форме.
Каждая УК
содержит информацию по одной произведенной отгрузке, и УК группируются в
Реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления
валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета Экспортеров.
ГТК России по
каналам специальной связи (т.е. используя услуги Главного центра специальной
связи Министерства связи Российской Федерации и/или Федерального управления
фельдегерской связи Российской Федерации при Министерстве связи Российской
Федерации) направляет Реестры в двух экземплярах в соответствующие Банки[21].
Все поступившие в
Банк от ГТК России Реестры (независимо от наличия счетов Экспортеров в данном
банке и любых иных обстоятельств) регистрируются в Журнале.
Со всех
поступивших в Банк Реестров, содержащих информацию по отгрузкам его клиентов.
Банк снимает ксерокопии, которые разделяются на УК и в течение трех банковских
дней направляются соответствующим Экспортерам для целей идентификации сумм,
поступающих на счета Экспортеров в Банке, по отношению к конкретным отгрузкам,
указанным в Реестрах.
Первый
оригинальный экземпляр Реестра разделяется Банком на УК, относящиеся к разным
ПС, и эти УК распределяются но соответствующим Досье.
Второй экземпляр
Реестра заполняется Банком и не позднее контрольного срока обратной отсылки в
ГТК России, указанного на нем, возвращается по каналам специальной связи в ГТК
России.
Для целей
облегчения идентификации поступающих сумм Экспортер уведомляет иностранного
плательщика о необходимости указания в межбанковском документе («ключеванном»
телексе, SWIFT-по-слании, авизо, выписке и т.д.), направляемом в российский
Банк и подтверждающем зачисление средств в пользу Экспортера, реквизитов
контракта или ПС.
Копии всех
первичных банковских документов, подтверждающих поступление сумм в пользу
Экспортера, распределяются Банком по соответствующим Досье по мере их
идентификации.
При поступлении
на транзитный валютный счет Экспортера в Банк валютной выручки от экспорта
товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее части на свой текущий
валютный счет и продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в
порядке обязательной продажи (если данное требование относится к поступившей
сумме) Экспортер отдельной строкой указывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК
(при поступлении аванса — только ПС, при отсутствии УК — ПС и ГТД), по которым
поступила экспортная выручка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|