В 2005 г. был получен
убыток в размере 3,1 млн. руб. за счет убытка от реализации продукции (10,4%),
прочих операционных расходов (94,7%). Сумма убытка могла быть больше, если бы
не была уменьшена на сумму прочих операционных доходов на 5,1%. В 2006 г. по
сравнению с суммой полученной прибыли 65 тыс. руб. все ее составляющие имели
очень большие, практически взаимопогашающие размеры: прибыль от продажи составила
6021,5% от суммы чистой прибыли, проценты к уплате -581,5%, прочие операционные
доходы 3124,6%, расходы -8352,3%. если сложить все значения удельных весов, получим
значение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, выраженной в процентах
от чистой прибыли (212,3%). Данная величина была увеличена и уменьшена на сумму
чрезвычайных доходов и расходов (+609,2% –721,5%).
Табл. 9
характеризует изменение дебиторской и кредиторской задолженности. Как видно из
представленных данных, величина дебиторской задолженности имеет стабильную
динамику снижения. Это может свидетельствовать об ускорении расчетов с
покупателями и заказчиками, но скорее всего это свидетельствует об уменьшении
количества сделок с покупателями производимой в хозяйстве продукции, вследствие
чего и происходит сокращение долгов сторонних организаций перед ОАО «Сеятель».
По сравнению с 2002 г. Сумма дебиторской задолженности сократилась в 8 раз и
составляет 12,3%, с 2005 г. в 2 раза.
Таблица
9
Изменения
дебиторской и кредиторской задолженности
ОАО «Сеятель» в 2002-2006 гг., тыс. руб.
Показатели
|
Годы
|
2006
г.
к 2002 г.
|
2002
г.
|
2003
г.
|
2004
г.
|
2005
г.
|
2006
г.
|
абс.
|
в %
|
Дебиторская задолженность
|
6888
|
3447
|
1883
|
1749
|
844
|
-6044
|
12,3
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
расчеты с
покупателями и заказчиками
|
3709
|
1067
|
1766
|
1656
|
838
|
-2871
|
22,6
|
прочая
|
3179
|
2380
|
117
|
93
|
6
|
-3173
|
0,2
|
Кредиторская задолженность
– всего
|
27779
|
33922
|
38679
|
38571
|
34628
|
6849
|
124,7
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
расчеты с поставщиками и
подрядчиками
|
6828
|
4923
|
6384
|
4796
|
3040
|
-3788
|
44,5
|
авансы полученные
|
0
|
0
|
655
|
1841
|
231
|
231
|
|
расчеты по налогам и сборам
|
92392
|
163
|
662
|
214
|
83
|
-92309
|
0,1
|
кредиты
|
12318
|
26199
|
28241
|
18341
|
9500
|
-2818
|
77,1
|
займы
|
7364
|
1508
|
257
|
12194
|
21507
|
14143
|
292,1
|
прочая
|
1177
|
1129
|
2480
|
1185
|
267
|
-910
|
22,7
|
Размер
кредиторской задолженности за рассматриваемый период в среднем составляет 34,7
млн. руб. В 2002 г. и 2006 г. фактические значения были несколько ниже указанной
средней величины. Размер суммарной кредиторской задолженности в 2006 г. по отношению
к 2002 г. составил на 6,8 млн. руб. или на 24,7% больше.
Следует отметить,
что рост кредиторской задолженности связан только с увеличением суммы
полученных займов, величина которых в 2006 г. по отношению к 2002 г. составила
292,1% или на 14,1 млн. руб. больше. Величина прочих элементов кредиторской задолженности
в основном уменьшилась. Исключение составляет сумма авансов полученных, которой
не было на конец 2002-2003 гг., а в 2006 г. составила231 тыс. руб.
Рассмотрим еще
один важный финансовый показатель – ликвидность. Основываясь на данных
бухгалтерского баланса годового отчета за 2006 г. нами были рассчитаны коэффициенты
по известным принятым формулам [14, 29] и сведены результаты этих расчетов в
табл. 10.
Таблица
10
Оценка
ликвидности баланса и платежеспособности
ОАО «Сеятель» на конец 2005 г. - конец 2006 г.
Показатели
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Изменения
|
абс.
|
%
|
Абсолютно ликвидные средства, тыс.руб.
|
1
|
510
|
509
|
в 510 раз
|
Быстрореализуемые активы, тыс.руб.
|
3224
|
1895
|
-1329
|
58,8
|
Медленнореализуемые активы,
тыс.руб.
|
14297
|
10117
|
-4180
|
70,8
|
Труднореализуемые активы, тыс.руб.
|
9413
|
9973
|
560
|
105,9
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
около 0
|
0,015
|
+0,015
|
-
|
Коэффициент текущей ликвидности
|
0,37
|
0,29
|
-0,08
|
78,8
|
Из данных табл.
10 следует, что как абсолютная, так и относительная величина активов за
исследуемый период уменьшились. Величина абсолютно ликвидных средств на начало
года была практически нулевая. Быстрореализуемые активы уменьшились в своем
объеме более чем на 40%, медленнореализуемые – почти на 30%, а
труднореализуемые активы увеличились на 5,9%. Это стало следствием снижения
величины коэффициентов ликвидности, которые и без того слишком малы.
Коэффициент
абсолютной ликвидности (т.е. отношение величины денежных средств к
краткосрочным обязательствам) увеличился с нуля до 0,15, что является все равно
недостаточным его значением и свидетельствует об острой нехватке свободных
денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности (отношение стоимости
оборотных активов предприятия к его краткосрочной задолженности), снизился с
0,37 до 0,29 или более чем на 20%. При рекомендуемом значении 2,0 его величина
также явно недостаточна.
На основании проведенного
анализа состояния исследованного предприятия можно сделать вывод о его
неустойчивом финансовом положении.
В ситуации, когда
ликвидность уменьшается, кредиторская задолженность растет, дебиторская
задолженность сокращается, прослеживаются признаки производственно-финансового
кризиса хозяйства, что может привести к банкротству. В последующих главах мы
попытаемся дать рекомендации Хозяйству по увеличению общего уровня рентабельности
производства за счет внедрения производства и применения органического
удобрения нового поколения.
С помощью
бизнес-плана ниже будет рассмотрена приемлемость данного проекта, но сначала
необходимо подробнее разобраться в сути бизнес планирования, видах
бизнес-планов, в структуре типового бизнес-плана на новый вид продукции, что и
будет сделано в следующей главе.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Виды, роль и место бизнес-планов в системе
планирования деятельности предприятий
Центральным
звеном организации любого дела, его стержнем, как известно, является планирование.
Ранее в советском Союзе, при наличии государственного управления, вопросы
планирования решались централизованно, и у предприятий главной задачей являлось
вовремя выполнить поступивший «сверху» план, чтобы потом получить премии и
ждать следующего плана.
В
настоящее время большинство предприятий являются негосударственными коммерческими
организациями, которые организованы и функционируют «на свой страх и риск», а,
следовательно, не имеют никаких распоряжений в виде планов из вышестоящих
органов и государственных учреждений.
Более
того, большинство коммерческих фирм в Российской Федерации не имеют собственных
официально принятых планов. Нет и необходимого механизма планирования.
Планирование подменяется различными решениями собственников и управленцев о тех
или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, в лучшем случае,
рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентации на
перспективу.
Это
можно объяснить слишком быстрым изменением рыночной ситуации, малочисленностью
управленческого персонала на предприятиях, авторитетом управляющих крупными
предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика
часто ставит в тупик и таких опытных руководителей. Кроме того, во многих
случаях причиной отсутствия планирования является отсутствие у руководителей
достаточных знаний в области менеджмента в условиях рыночной экономики. Многие
ныне действующие руководители – это люди почтительного возраста, получившие
образование при административно-плановом режиме и порой знающие о новой системе
хозяйствования лишь то, что прежние способы управления «никуда не годятся».
О
допущенных ошибках, просчетах, потерях становится известно только при сдаче
баланса, хотя и обстоятельные отчеты о финансовых результатах не смогут вернуть
потерянные деньги и время. По этой причине многие предприятия оказались в
сложном финансовом положении или вообще на грани банкротства.
Итак,
принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, никогда не
заменит планирования: разработки долгосрочного и перспективного бизнес-плана. С
его помощью можно привлечь необходимые именно в данный момент финансовые
ресурсы. Проведенное в середине XX века американским социологом Д.Карнеги исследование, посвященное
вопросам эффективности деятельности коммерческих предприятий, показало, что
финансовый успех на 5/6 зависит от умелых и своевременных действий управленческого
персонала и лишь на 1/6 – от обеспеченности материально-техническими ресурсами.
Данное соотношение говорит о большей степени важности управления и особенно
планирования, благодаря которому предприятие будет вовремя обеспечено
необходимыми ресурсами, средствами производства. Умелое руководство с помощью
планирования прогнозирует потребность и наличие необходимых ресурсов, а также
осуществляет поиск их источников в случае нехватки.
Даже
в такой предпринимательской стране, какой являются США, предприятия создаются и
закрываются с ошеломляющей скоростью. Статистика показывает, что к концу
первого года работы по крайней мере 40% предпринимателей вынуждены закрыть свое
дело. Из тех, кто сумел выжить в первые пять лет, 80% закроют свое дело в
следующее пятилетие.
Чаще
всего это можно объяснить недальновидным планированием, недостаточной широтой
охвата всей совокупности внешних и внутренних факторов деятельности предприятия.
Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю
проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы
эффективности предполагаемых инвестиций.
Кроме
того, в условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело
составленный бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу
кредитования подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых
средств.
Все
это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее время приобретает
особую актуальность и значимость для разнообразных товаропроизводителей.
Результаты
исследований, проведенных инвестором на стадиях прединвестиционной фазы, по
определенной схеме систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. В
зависимости от «продвинутости» проекта, бизнес-планы на разных стадиях проекта,
сохраняя свою структуру и основные разделы, будут отличаться глубиной
проработки разделов и детализацией приведенных в них данных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|