рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система финансирования инноваций

7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных ре­гиональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право).

2.4. Основные направления сохранения и развития

российской науки


В Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены основные проблемы активизации государствен­ной научно-технической политики, реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации исполь­зования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регио­нов, повышения инвестиционной активности, развития международно­го научно-технического сотрудничества и совершенствования норма­тивно-правовой базы. Вместе с тем необходимо отметить следующее.

При рассмотрении проблем реформирования отечественной на­уки должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению, практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончит­ся, по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7 лет. 

Таким образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг.,  а также подготовка и реализация федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".

Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

Необходимы расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высоко­квалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов, ар­хивирование и пропаганду научно-технических разработок и ре­зультатов, полученных учеными старших поколений.

 Следует осво­бодить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступа­ющих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направле­ниям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов, подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских организациях.

Требуется переработка проекта Налогового кодекса с целью со­хранения всех существующих направлений государственной поддер­жки науки (отмена действующих льгот означает для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.

Государство должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую оче­редь необходимо выделить следующие:

- доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в соответ­ствии с законом РФ о науке);

- соотношение заработной платы занятых в науке и научном об­служивании и в экономике в целом должно быть не ниже 120-125%;

         - долю занятых исследованиями и разработками относитель­но численности населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддержи­вать на уровне 0,6-0,65%  и в середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.

Важнейшая проблема - определение приоритетов развития науки. Принципы их выбора и реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР и сокращения финансирова­ния должны коренным образом отличаться от тех, которые использу­ются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосроч­ных целей социально-экономического развития страны, оборонитель­ной доктрины и научно-технической политики.

 Управление сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на неприоритетных направлени­ях, необходимых для сохранения научной среды в стране (огромные ее размеры, большая численность населения, значительные масштабы экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее геополитическое положение требуют проведения научных иссле­дований по широкому спектру направлений).

Для стимулирования развития сферы НИОКР в период пере­хода к новой экономической системе нужно поддержание максималь­но возможного спроса на научную продукцию со стороны государ­ства путем соблюдения законодательно установленного уровня бюд­жетных ассигнований на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, а также увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом инфляции). Только при этом условии можно будет перейти к решению проблем реформирования науки, совер­шенствования системы ее финансирования. Кроме того, при разра­ботке предложений по реформированию науки следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом наукоемкого сектора эко­номики, который обеспечивает, по оценке автора, около 75% совокуп­ного спроса на достижения науки.

В переходный период будут необходимы еще в течение по край­ней мере 5-7 лет немалые государственные ассигнования в отрасле­вую науку при сохранении государственной поддержки фундамен­тальных исследований, поскольку перевод отраслевой науки на само­финансирование при практически полном сокращении бюджетных ассигнований ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.

Анализ показывает, что реализация предложений о многозвенном финансировании науки не только за счет государственного бюджета, но и из других источников, включая внебюджетные фонды, при крайне низком общем уровне государствен­ного финансирования российской науки, скорее всего, приведет к сни­жению управляемости сферой НИОКР, распылению средств и ухуд­шению контроля за их расходованием.

Разработка и реализация новых путей и методов стимулирова­ния развития научного потенциала могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследователь­ских организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение научно-технической деятельности за счет возникнове­ния внутреннего либо внешнего спроса на отдельные научные разра­ботки. Там же, где спад продолжается, основной целью всех управ­ленческих мероприятий должно быть не реформирование, а макси­мально возможное сохранение научного потенциала и обеспечение преемственности научных знаний.

Требуются специальные законодательные акты, предусматрива­ющие дополнительные ассигнования на науку в наукоемких горо­дах и регионах за счет местных бюджетов. Помимо бюджетных ас­сигнований и субсидий, должны использоваться и такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли органи­заций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведе­ния НИОКР научными организациями, освобождение их от оплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение тарифов на элек­троэнергию и тепло и др. На наш взгляд, следует разработать меха­низм целевого (на развитие сферы НИОКР) налогообложения фи­нансово-кредитных организаций и предприятий сферы услуг, а так­же льготного с предоставлением гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих новые технологии и образцы техники. Правительство должно способство­вать максимальному участию российских ученых и специалистов в проектах развития и реконструкции производства, осуществляемых за счет средств иностранных инвесторов.

Необходимо совершенствовать государственную систему статисти­ческой отчетности в сфере НИОКР (в первую очередь проводить обследования сети научных организаций, регулярно анализировать половозрастную структуру занятых в науке и научном обслуживании, оценивать численность научных кадров с учетом полного времени работы по научной тематике и др.), обеспечивать ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками и периодическими изданиями как отечественными, так и зарубеж­ными, осуществлять техническое переоснащение ведущих научных биб­лиотек в Москве и других крупных городах страны, объединяя их в единую сеть научной и научно-технической информации с использо­ванием новейших информационных технологий, включая всемирную информационную сеть Интернет [3, 4, 5, 6, 7, 8].

 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА

 

3.1. Механизм разработки комплексных муниципальных

программ привлечения инвестиций в деятельность города


Разработку комплексных  и  муниципальных программ  осуществляют специальные комитеты и комиссии местных органов власти, организации и учреждения академической, вузовской и отраслевой науки.

Главные направления создания механизма управления программами муниципального  уровня:

-            классификатор комплексных технологий;

-            конкурсный механизм отбора, экспертизу предложений по созданию

перспективных технологий;

-            порядок образования и расходования целевых (бюджетных) фондов

для финансирования инновационных программ;

-            автоматизированную информационную технологию согласованного

формирования целей, состава работ, технического уровня, стоимости, длительности и т.д.;

-            систему управления реализацией каждой программой с акцентом на

контроль технического уровня, стоимости, длительности, ожидаемой надежности.

Планирование инновационного процесса должно коснуться формирования приоритетных направлений научно – технического прогресса, создания и распространение целостных комплексов технически сопряженных производств, развитие которых приводит к крупномасштабному перераспределению ресурсов из устаревших производств в новые, обеспечивает многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения и экологическую безопасность. Они базируются на развитии областей науки и техники, способных изменить технологический уклад, обеспечить коренные прогрессивные сдвиги в структуре производительных сил страны для достижения целей общего благосостояния.


3.2. Изменение системы управления


Плановые решения проблем инвестиции в инновационную деятельность города должны быть направлены в будущее, т. е.   в тот период времени, когда условия могут отличаться от существующих  в момент принятия решения. Чтобы цели были достигнуты, они должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится в будущем. Прогноз определяется как вероятное суждение о состоянии какого – либо объекта или явления в будущем. Поэтому необходимы прогнозы, включающие период до планового горизонта для каждого фактора, подтвержденного изменениям, который может оказать влияние на выполнение плана. Во внимание принимаются экономические, научно – технические и политические факторы.

Область прогнозирования включает:

-            прогнозы мирового уровня развития науки и техники;

-            прогноз потребностей;

-            прогнозы возможного уровня расхода ресурсов и оценок ресурсов;

-            прогноз рисков;

-            прогнозы возможного времени, свершения событий, мероприятий;

-            прогнозы последствий (экономических, экологических, социальных)

от инноваций.

Процесс организации технологической цепочки внедрения соответствующего проекта составляет неотъемлемую честь цикла управления, он заключается в следующем:

-            согласование организационной схемы;

-            согласование плана эффективности;

-            поиск инвестора;

-            подготовка и согласование нормативных документов;

-            определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;

-            утверждение даты начала функционирования технологической цепочки;

получение денежных средств и начало функционирования.

При разработке инвестиционного проекта производится оценка рисков инвестирования. Под риском понимается возможная опасность потерь, вы­текающая из специфики тех или иных явлений природы и ви­дов деятельности человеческого общества.

Как экономическая категория риск представляет собой со­бытие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических ре­зультата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нуле­вой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, т.е. использовать различные ме­ры, позволяющие в определенной степени прогнозировать на­ступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Эффективность организации управления риском во мно­гом определяется классификацией риска – это  распре­деление риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Научно обоснованная классификация риска позволяет чет­ко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответ­ствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления рис­ком.

В зависимости от возможного результата (рискового собы­тия) риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрица­тельного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транс­портные и часть коммерческих рисков (имущественные, про­изводственные, торговые).

К природно-естественным рискам относятся риски, свя­занные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясе­ние, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.

Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.