Право на пособие по беременности и родам
имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с
собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за работников
страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается
данный вид пособия.
Круг
женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, определен ст. 10
Закона Украины “О государственных пособиях семьям с детьми”. К ним относятся
не только работающие женщины на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования,
но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения,
организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве
безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального
страхования и т. д.
Пособие по беременности и родам работающим
женщинам назначается в размере 100% заработка за весь период отпуска по беременности
и родам. Продолжительность отпуска устанавливается 70 календарных дней до родов
и 56 после родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей —
70 календарных дней до и после родов. Размер указанного пособия исчисляется
суммарно и предоставляется женщинам в полном объеме независимо от количества
дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.
Момент наступления дородового отпуска
определяет врач. На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает
или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени
родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку
отпуск предоставляется суммарно (126 дней), независимо от использованных дней
до родов.
Послеродовой
отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для
ухода за новорожденным ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только
женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосредственно
из родильного дома. Отпуск в этих случаях предоставляется продолжительностью
56 дней со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении.
В жизни встречаются случаи, когда
беременную женщину незаконно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин
законодательством не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия,
учреждения, организации с обязательным трудоустройством)1, и пока
она оспаривает в суде увольнение, наступает срок отпуска по беременности и
родам. Если увольнение признается неправильным и работница восстанавливается
на прежней работе, то пособие за время отпуска по беременности и родам выдается
со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
Основанием для назначения пособия по
беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист,
а для женщин-военнослужащих — справка лечебного учреждения (военно-врачебной
комиссии).
Женщинам, уволенным с работы в связи с
ликвидацией предприятия, учреждения, организации, пособие по беременности и родам
до их трудоустройства назначается на основании справки ликвидационной комиссии
и выданного в установленном порядке больничного листа.
Это
пособие предназначено для покрытия разовых потребностей семьи в дополнительных
расходах. Оно назначается в твердой сумме, в размере установленного законом
прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет. Сегодня размер пособия
при рождении ребенка составляет 8500 гривен для застрахованных и работающих
лиц. Преимущество на получение пособия имеет застрахованное лицо. Т.е. если
отец ребенка работает, а мать нет, то единовременное пособие будет начислено
отцу по месту работы.
В случае рождения двух и более детей
единовременное пособие назначается семье на каждого ребенка. Основанием для назначения
пособия является справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа для
получения пособия.
Пособие предоставляется одному из родителей
ребенка (усыновителю или опекуну). Единовременное пособие при рождении ребенка
назначается при условии, если обращение за его назначением поступило не
позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
На практике имеют место случаи обращения за
пособием спустя несколько месяцев после рождения ребенка. В таких случаях
пособие назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев перед
обращением, не считая месяца, в котором мать обратилась в управление труда и
социальной защиты.
Отпуск
и пособие по уходу за новорожденным ребенком предоставляется всем работающим
женщинам после отпуска по беременности и родам вне зависимости от продолжительности
трудового стажа. Такое же право имеют и женщины, обучающиеся с отрывом от
производства; женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия,
учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в государственной службе
занятости в качестве безработных и т. д.
Право на отпуск и пособие по уходу за
ребенком имеют и другие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие
работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение
отпуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из трудоспособных,
но не работающих лиц (одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну,
дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие
права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется
ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработающий отец,
то пособие назначается ему. В таком случае семья должна переоформить выплату
пособия на фактического получателя.
Законом Украины “О государственной помощи
семьям с детьми” от 22 марта 2001 года № 2334-111 установлено, что пособие по
уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в
размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет. Фактический
размер пособия работающим и застрахованным лицам в системе социального
страхования сегодня составляет 68 грн., а для неработающих лиц — 50 грн. на
одного ребенка.
В случае рождения (усыновления,
установления опеки) двух и более детей пособие по уходу за ребенком назначается
на каждого ребенка.
Матерям, имеющим детей в возрасте до трех
лет и одновременно продолжающим учебу с отрывом от производства, пособие по
уходу за ребенком до достижения им трех лет назначается в полном размере.
Отпуск по уходу за ребенком может
предоставляться по желанию матери полностью или частично, а также с разбивкой
на части.
По желанию женщины и других лиц, фактически
осуществляющих уход за ребенком, в период нахождения их в отпуске по уходу за
ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на
дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска
по уходу за ребенком.
2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и малообеспеченным
гражданам
В
Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине
подчеркивается, что институт социальных пенсий будет трансформирован в систему
социальных пособий на основе закона о социальной помощи.
Институт социальных пенсий появился в
результате длительных научных дискуссий. В юридической литературе высказывались
различные точки зрения, но этому вопросу. Победило мнение ученых и законодателя
о целесообразности введения социальных пенсий как института стабильного
государственного обеспечения нетрудоспособных граждан.
Социальные пенсии впервые введены в законодательство о
социальном обеспечении с 1 января 1991 г. Законом бывшего Союза ССР “О пенсионном
обеспечении граждан в СССР”. Они сохранены и в Законе Украины. “О пенсионном
обеспечении” от 5 ноября 1991 г. Больше того, институт социальных пенсий
усовершенствован, уменьшен возраст, с достижением которого назначаются
социальные пенсии. Он теперь приравнен к общему пенсионному возрасту, а был на
пять лет выше.
Социальные пенсии, как и трудовые,
выплачиваются из Пенсионного фонда Украины. По имеющимся данным, на выплату
социальных пенсий расходуется ежемесячно более 15 млн. грн [10, c. 3].
Основанием назначения социальной пенсии
является нетрудоспособность и отсутствие права на трудовую пенсию. К лицам,
имеющим право на социальную пенсию, относятся инвалиды I и II групп, в том
числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие
пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет); дети (не достигшие 18
лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет)
в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
В
отличие от трудовых пенсий, размер которых определяется стажем, заработком,
условиями труда, социальные пенсии учитывают только социальную незащищенность нетрудоспособных
граждан.
Размер этих пенсий дифференцирован: от 30
до 200% минимального размера пенсии по возрасту. Социальные пенсии в размере
30% минимальной пенсии по возрасту назначаются: неработающим, нетрудоспособным
мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а женщинам — 55 лет, и не приобретшим
права на трудовую пенсию без уважительных причин. Лица, достигшие пенсионного
возраста, а также инвалиды III группы, не приобретшие права на трудовую пенсию
по уважительным причинам, имеют право на социальную пенсию в размере 50%
минимальной пенсии по возрасту.
Социальные пенсии в размере 100%
минимальной пенсии по возрасту назначаются инвалидам II группы, детям-инвалидам
в возрасте до 16 лет и детям (не достигшим 18 лет или старше этого возраста,
если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца. В
таком же размере назначается социальная пенсия одному из родителей, если он
(она) заняты уходом за детьми, не достигшим 8 лет и не работает.
Инвалидам I группы, матерям-героиням,
которым присвоено звание «Мать-героиня», социальные пенсии назначаются в
размере 200% минимальной пенсии по возрасту.
2.3. Выплаты помощи
по временной нетрудоспособности и её размеры.
Общие условия назначения помощи,
длительность выплат и сам порядок их назначения регулируются Положением о
порядке обеспечения помощью по государственному социальному страхованию,
утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6. Положением о
порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным
Министерством труда, Министерством социальной защиты населения, Министерством
образования, Министерством финансов от 11.03.93 г. N5 04-800 с последующими
изменениями и дополнениями.
Каждое предприятие, учреждение и
организация или частный предприниматель
должны уплачивать сбор на обязательное социальное страхование по установленным
ставкам. Средства фонда социального страхования используются исключительно по
целевому назначению: для предоставления помощи по временной
нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка и погребении.
Средства фонда социального страхования
используются также на санитарно-курортное лечение, оздоровление и отдых
работников и их детей. Право на помощь по временной нетрудоспособности
возникает при ее наступлении в период работы. Под периодом работы
следует понимать все время работы на определенном предприятии, в учреждении,
организации — начиная с первого дня работы до дня увольнения включительно. При
заболевании в последний день работы больничный оплачивается, поскольку этот
день включается в период работы. При наступлении временной нетрудоспособности
после увольнения помощь не выплачивается.
Лицам, окончившим высшие учебные заведения
(І-ІV уровней аккредитации), аспирантуру и
направленным на работу в установленном порядке, в случае наступления
нетрудоспособности перед фактическим началом работы помощь назначается со дня явки на работу, указанного в направлении. Основанием для назначения
помощи по временной нетрудоспособности
является выданный в установленном порядке больничный лист (лист нетрудоспособности), другие документы
не могут быть основанием для назначения
этого вида помощи.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 571 “Об исчислении размеров помощи по
временной нетрудоспособности” данная помощь исчисляется исходя из общего стажа работы в следующих размерах:
а) 100%
заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:
работникам,
имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет;
работникам, у
которых временная нетрудоспособность наступила вследствие трудового увечия или профессионального заболевания;
работникам, которые имеют на содержании
3-х и более детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);
работникам,
отнесенным к І-ІV категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
одному
из родителей или лицам, их заменяющим и
осуществляющим уход за ребенком до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;
б) 80%
заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:
работникам, имеющим общий стаж от 5 до 8
лет;
в) 60% заработной платы:
работникам, имеющим общий стаж до 5 лет.
Общий трудовой стаж
рассчитывается в соответствии с Правилами расчета общего трудового стажа
для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности, утвержденными Кабинетом Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658 [11, c. 304]. В общий
трудовой стаж включается время работы на
условиях трудового договора (контракта) на
предприятиях, в учреждениях, организациях независимо
от форм собственности и отраслевой принадлежности или иной работы, на протяжении
которой работник подлежал страхованию независимо от ее характера и длительности.
2.5. Социальная
защищенность ветеранов войны, труда и воинской службы
Проблема
правового статуса ветеранов очень сложна. Основу правового статуса ветеранов
составляют конституционные права и свободы человека и гражданина.
Статус
ветеранов возведен в ранг специальных законов. Он отличается по сравнению с
обычным статусом граждан некоторыми особенностями, которые выражаются в
основаниях признания гражданина ветераном войны, труда или воинской службы и
способах их социальной защиты.
После
провозглашения государственного суверенитета Украины создана новая национальная
нормативно-правовая база по социальной защите ветеранов войны, труда и воинской
службы. По этой проблеме приняты следующие Законы Украины:
1.
“Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”
2.
“О пенсионном обеспечении”
3.
“О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в
результате Чернобыльской катастрофы”
4.
“О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”
5.
“О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите”
и другие.
Действующие
законы о социальной защите ветеранов гарантируют им равные возможности с
другими гражданами осуществлять трудовую деятельность.
В
законодательстве не предусмотрено никаких ограничений права на труд граждан
(ветеранов, инвалидов) через государственную службу занятости.
Сейчас,
даже при достижении пенсионного возраста или установления одной из групп
инвалидности не является причиной, для того, чтобы ветераны прекращали свою
трудовую деятельность. Наоборот, законодательство стимулирует трудовую
деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью путем выплаты им полной пенсии
независимо от получаемых доходов за свой труд.
Государство,
создавая условия для трудовой деятельности граждан с ограниченной
трудоспособностью, берет под свою защиту людей, нуждающихся в трудоустройстве,
и обеспечивает им возможность выбора профессии и рода занятий через
государственную службу занятости.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|