рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru",...

«Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»[4].

В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени, исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях, затем форми­руется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр явля­ется предметно-функциональным поня­тием.

Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение суще­ствовало много раньше. В XVI в. теорети­ки академического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изоб­ражения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских ху­дожественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуар­ного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи, алтарной живопис­ной и скульптурной композиции, карти­ны на библейские сюжеты. В протестан­тской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, на­тюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на «высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниям Плиния Старшего, наряду с худож­никами, выполнявшими ответственные «официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­ний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальные интересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут быть наилучшим образом отражены посредством этого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности, романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIX века, портрета в эпоху Возрождения и в русском искусстве XVIII - XIX веков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века. Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур. Без какого-либо иерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей, - природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни.

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и низкопробных теле- и радиопередач.

«Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров»[5].

Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки на­зываются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более чет­ко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио­дической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це­левая установка (функция) отображения, метод отображения»[6].

В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В пуб­ликациях этого плана они выступают как объект углубленного ис­следования или художественного осмысления.

«Событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные яв­ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными об­щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав­ственным и иными состояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое ста­нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать»[7].

Последовательность взаи­мосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следование различных состояний, на­ходящихся в причинно-следственной связи «если... то» («если на­ступит это, то должно наступить то-то...»). Если перевести это об­щее представление о сути процесса на язык обычного журналист­ского понимания «движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном порядке следования результатов действий, кото­рые выражают различные степень и состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе про­цессов. Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают ин­тенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изло­женное выше толкование процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий.

Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего в аналитической журналис­тике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отно­шений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, меж­ду коллективами, между социальными группами, слоями, между стра­нами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит в окружа­ющем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди как основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как «человеческий ин­дивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».

Значительными жанрообразующими свойствами обладают це­левые установки журналистского творчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, которая наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием предмета отображения — проблемы, како­го-то события, явления, процесса, заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, по­скольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изу­чения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент в осмыслении журна­листом явления, его истолкования.

Третьим, по мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования объективной действительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группы методов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы понять, к чему ведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналис­тике как поток информационных публикаций. Применение теоре­тического уровня познания приводит к созданию текстов, состав­ляющих основной поток аналитических публикаций. Такие публи­кации отличаются, прежде всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а худо­жественно-публицистических произведений.

Однако, другой теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природу этого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр - это категория исторически конкретная претерпевающая изменения. Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных границах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Именно это помогает понять смысл известной метафоры М.М. Бахтина: «Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития». Способ отражения действительности в каждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами, решаемыми публицистом. Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Жанр – категория морфологическая. Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала в заметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, что предопределяет структуру повествования – максимально сжатую в заметке, развернутую в статье. Таким образом, морфология жанра – это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный строй повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта). Жанр – категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией»[8].

Жанр всегда остается оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б) с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно, противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.

1.2. Типология жанров в науке о журналистике


Еще во введении мы обозначили три базовых способа отображения действительности в журналистском произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

На основе этих способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.

1.                 Информационные жанры.

Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?

Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). «Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент». Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.