Во-вторых,
стоимость создания и поддержания простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие
организации, предоставляющие доступ в Интернет, в качестве стандартной услуги
предлагают подписчикам место для создания персональных веб-страничек.
«Эффективность
электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми
пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в
скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Чаще всего текст
электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет.
Особенно это относится к так называемым «толстым журналам»[17].
Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания.
Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в
электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия
каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес
может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут
иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и,
особенно, для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего
города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и
вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо
накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно поисковые системы
и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических
сборников на русском и английском языках (smi.ru).
Однако
электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это
только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными
изданиями, изначально созданными функционирующими в сетях.
2.2
Специфика сетевых средств массовой информации
Основу сетевых
средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий –
сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых
системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть
несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком
профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом
количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю.
Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета
отличается от обычной?
·
Во-первых:
жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды
и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
В первую очередь,
это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим
электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом,
а с расширенным объемом информации.
В распоряжении
журналистики имеются следующие формы передачи информации:
ü
текст -
единовременно передает не очень много информации, но использует силу других
элементов (схемы, звуки и др.);
ü
фото —
представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
ü
звук —
воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
ü
видеосюжеты
— темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
ü
анимация
— эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.
«Визуальный
потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не
чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении
большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же
элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей
картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем
картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за
место на сильно ограниченной площади экрана монитора»[18].
Специфику
отображения страницы гипертекста в броузере обуславливают определенные особенности
дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более
удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет – ресурсов
выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения
работы. Создатели часто и оперативно обновляемых сайтов давно заметили, что
поручать дизайн отдельно взятой страницы с очередным новостным сообщением
опытному и часто загруженному работой Веб-дизайнеру нецелесообразно. В крупных
проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного
или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом,
создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по
которой строятся все последующие выпуски. Создается макет для одного или
нескольких разделов сайта, в который затем программным путем включаются
уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее. Еще одна
тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое
распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в
Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну. Таким образом, дизайн
гипертекстовых страниц вернулся к своему исходному состоянию, в котором он
появился на свет и получил широчайшее распространение: простой текст с
гиперссылками. Он и является самым информативным элементов.
«Согласно
результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта
Стенфордского университета и Институт Пойнтера в течении четырех лет …
возможности мультимедиа, часто присутствующие на Веб – страницах для многих
пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятие пользователя Интернета и
печатной продукции существенно различается. Последний обращает внимание на
иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и
короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом –
иллюстраций».[19]
·
Во-вторых:
многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции,
интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве
информационного продукта и размывают грань между автором и читателем.
Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается
одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по
производству, обработке, распространению и корректировке информационного
потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.
«Сайты, интернет
- страницы, серверы, осуществляющие регулярное «интернет-вещание» с пользованием
всех естественных возможностей Сети: интерактивности, различных форм
представления информации (текстовой, табличной, любой визуальной – в том числе
в видеоформате и аудиоформате), возможности работы в режиме реального времени…»[20].
Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей
интересует, в первую очередь текст. Стилистические особенности сетевого текста
отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы
знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со
словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для
"нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную
редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.
·
В-третьих:
сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой.
Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой
сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность
газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем
выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не
ограничена.
Интернет
предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но
более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с
возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному
количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и
упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций,
доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может
меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении
уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой
актуализации:
ü
произвольное
обновление: по мере подготовки материала;
ü
Обновление
с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент,
например, ежедневно или еженедельно
ü
Перманентное
обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления
из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.
Эта идея породила
"ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов,
по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей
информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в
том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам
информационных агентств.
·
В-четвертых:
относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации
благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым
обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.
К сожалению, все
вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при
возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям:
дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и
доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое.
При употреблении
понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, он-лайн СМИ — чаще
всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под
техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и
техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между
пользователями, но посредством опять же технических средств (человек —
компьютер — человек). «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять
поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой
собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощущать, что конечный
продукт принадлежит ему»[21].
Обычно
мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных,
аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче
информации через внедрение во все существующие технические средства и
характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. СМИ,
представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр
мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и
уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического
материала ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы облегчить пользователю
Интернета быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо
позаботиться об экономном использовании цветов, звуков, видео. Тексты в
онлайн-СМИ не должны быть настолько длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул
мышкой в кнопку «назад».
Техника
«гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье
измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев
различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками,
ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.
Другие
возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для них
особую мультимедийную среду:
ü
Свобода в
выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы
его эмоционального воздействия (например, известно, что видеоизображение
обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст наименьшей);
ü
Возможность
синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в теле одного сообщения;
ü
Отсутствие
необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в
текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как
есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании тропов,
стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из
литературы;
ü
Свобода
эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих.
Суммируя
вышесказанное, можно сделать вывод, что мультимедийность – это функциональное
проявление глобальных свойств метатекста, олицетворение дискурса
информационного общества.
Возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при
работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает
мультимедийность в плане выражения.
2.3
Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий
(на примере
он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)
В типологии
жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. Если не
учитывать возможности, которые предлагает гипертекст (об этом я рассказали в
предыдущей главе), то классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн
журналистике сохраняются.
«В большинстве
случаев сетевая журналистика опирается в основном на элементы, общие с другими
медиа. Постепенно она выработает свой собственный голос, правила и формат
подачи материалов. Обычно новому виду массовой информации для того, чтобы
обрести свою форму, требуется время. Скажем, газеты в их современном виде
сформировались в конце 1880-х годов, когда массовая газетная пресса
просуществовала уже более пятидесяти лет. На заре телевидения передача новостей
состояла в основном из чтения в эфир газетных статей. И только после широкого
развития видеозаписи, телевизионные журналисты создали свои собственные,
уникальные приемы подачи материалов»[22].
Сегодня
Интернет-журналистика по популярности у аудитории составляет значительную
конкуренцию телерадиокомпаниям. Что касается печатных СМИ, то он он-лайн
издания вскоре и вовсе вытиснут с рынка информации своего «бумажного аналога».
«Цифровые газеты все заметнее теснят на рынке традиционную прессу и шаг за
шагом отвоевывают у них аудиторию. Рост популярности электронных газет приводит
к тому, что их бумажные собратья постепенно вымирают из-за оттока читателей и
денежных средств»[23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|