рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс

Если же в основу классификации положить критерий установле­ния электронных взаимоотношений между основными экономичес­кими субъектами (агентами), то электронный бизнес (электронная коммерция) включает в себя следующие составляющие: «Предпри­ятие — Предприятие» (В2В), «Предприятие — Потребитель» (В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С), «Потребитель-Предприятие» (С2В) и «Предприятие — Правительство (B2G).

Предприятие — Предприятие (В2В). В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют на основе договоров сделки купли-про­дажи товаров и услуг, осуществляют платежи, маркетинг через Ин­тернет.

Предприятие— потребитель (В2С). В2С имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг через Интернет на­прямую потребителям.

Потребитель— потребитель (С2С). С2С имеет место в случае, когда одни потребители на основе заключенных сделок и с помощью Интернет-провайдеров продают товары другим потребителям.

Потребитель— предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители через Интернет делают свой выбор посредством пред­ложения своей цены на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями.

Также следует в рамках концепции электронного правительства учитывать такой вид электронной коммерции, при котором прави­тельственные учреждения оказывают другим экономическим аген­там электронные услуги: «Правительство — Предприятие» (G2B), а также «Правительство — Домохозяйство» (G2C). При этом речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не прос­то отдельным потребителям, а покупателям в широком смысле, включая домашние хозяйства. Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как обмен и продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B).

В целом в Интернет экономике складываются определенные макропропорции между различными ее составляющими и компонентами. Развитие электронного бизнеса, динамика Интернет экономики может характеризоваться целым набором макропоказателей или макропараметров, которые могут быть классифицированы в соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них можно выделить количественные показатели качественные  показатели,  функциональные  показатели,  показатели развития структуры, показатели эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и др.

В первую очередь, следует выделить группу показателей, харак­теризующих объем ВВП, создаваемого в национальном секторе интернет-экономики в течение года (e-GDP). Основной составля­ющей e-GDP является показатель «общий интернет-доход» (Total Internet Revenues), в который в соответствии с выделяемыми в его структуре сегментами включаются следующие элементы:

1.        Доходы интернет-провайдеров за предоставление доступа к интернет-ресурсам

2.        Доходы, получаемые за предоставление интернет-услуг.

3.        Доходы от интернет-рекламы.

4.        Доходы от интернет-коммерции.

Также следует особо учитывать доходы, получаемые экономичес­кими субъектами-инвесторами за счет покупки-продажи акций вы­сокотехнологичных компаний на фондовых рынках.

Таким образом, можно говорить о том, что в процессе становления информационной экономики возникает большое количество видов и типов управленческих структур, каждая из которых требует создания специальной корпоративно-вычислительной сети. В результате возникает множество электронных взаимоотношений, основанных на внедрении информационных технологий в производственный процесс.

 

1.2 Особенности внедрения технологии в производственный процесс на современном этапе


Информатизация финансовых рынков и предприятий связана с развитием информационной рабочей силы. Во-первых, отноше­ния сотрудников с компанией построены по сетевому принципу. Это сопровождается возрастанием доли работы, выполняемой в рамках участия в определенных проектах в форме самозанятости, времен­ной работы (консультативной или частичной) и работы с неполной занятостью. Во-вторых, большинство рабочих мест требует некото­рых навыков и квалификации в информационных технологиях. И, в-третьих, внутри рабочей силы создатели информации (символов) все более становятся теми, от кого зависит экономический рост.

В современных условиях в связи с развитием глобальных инфор­мационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая среда — «сетевая экономика».

В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованной, координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутрен­ние рынки») вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации, в которых последовательность команд иерархичес­кой структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представ­ляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отве­чающая современным требованиям внешней среды.

Ряд экономистов активно используют термин «сетевая экономи­ка» (network economy) [15]. Приведем определение, которое дается в Европейской Комиссии по развитию электронной области. Это — «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в лю­бой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индиви­дом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [9, С. 73]. Многие эконо­мисты считают, что возникновение сетевой экономики обусловле­но главным образом развитием Интернета и информационных тех­нологий [11, С. 136].

Соглашаясь с этими определениями, мы считаем, что они в ос­новном являются технологическими. В них отсутствует оценка сути новых экономических отношений в данной сфере. По нашему мне­нию, сетевая экономика является особой экономической категори­ей, в которой отражаются новые механизмы взаимодействия между субъектами хозяйствования, в том числе:

—      глобальный характер связей:

появлением новых «сетевых форм организаций»;

—      процесс управления и координации сетью осуществляется не из
единого властного центра, а происходит на основе коллективного
взаимодействия;

— обеспечивается развитие новой интеллектуальной формы собс­твенности на информационный продукт;

— высокие темпы экономических и социальных изменений (М. Кательс: сетевая экономика — это скоростная экономика). Сетевая структура, по мнению М. Кастельса, есть комплекс вза­имосвязанных узлов, которые представляют собой центры — соци­альные, экономические, политические[1].

Сейчас мы рассматриваем экономические сетевые структуры, которые включают в себя следу­ющие субъекты: предприятия, банки, биржи, управленческие эконо­мические центры (государственные и негосударственные). В этих центрах и между ними складываются экономические отношения. Применительно к сетевому обществу они регулируют, по нашему мнению, конфигурацию отношений внутри и вне сетевых структур, расстояние между узлами сети (от 0 до бесконечности) в зависимос­ти от их местоположения, динамизм и устойчивость структур, а так­же их результативность. То есть речь преимущественно идет об ор­ганизационно-экономических отношениях.

С точки зрения социально-экономической, сетевая структура включает, по нашему мнению, следующие отношения: изменение типа собственности — развитие, наряду с частной, индивидуальной собственности на средства производства, информационные ресур­сы; изменение характера труда — возрастание творческой составля­ющей; расширение спектра трудовых функций за счет применения информационных технологий, труд становится более индивидуали­зированным с последующей интеграцией для получения конечного результата.

В качестве видов действующих сетевых организации можно на­звать следующие.

1.                 Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических про­ектов и предполагает создание временных коллективов квали­фицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2.                 Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производст­венными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текс­тильные компаний, такие, как «Бенеттон») или фирмы по произ­водству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3.                 Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему.  Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерчес­кие объединения) и кооперационные связи между главными сбо­рочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).

4.                 Стратегические  союзы.   Союзы   этого   вида  распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

А.С. Дятлов дает несколько другую характеристику видов сетевых организаций. Он полагает, что информационно-сетевая (или «Интернет-экономика») шире понятия «электронный бизнес». «Ин­тернет-экономика представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемую через Интернет и другие телекоммуникационные сети»[2]. В связи с этим он рассмат­ривает структуру сетевых организаций по горизонтали, по вертика­ли и по глубине (по уровням). По горизонтали — это электронный бизнес с его структурно-функционально-составляющими:

—  электронная коммерция,

—  электронные закупки,

—  электронное обслуживание заказчиков.

—  электронное обслуживание деловых партнеров,

—  электронное обслуживание служащих,

—  электронное обслуживание влиятельных лиц[3].

         По вертикали автор выделяет следующие уровни:

—  инвестиции и инновации в интернет-индустрии,

—  инфраструктура Интернет,

—  программное обеспечение Интернет,

—  Интернет-брокеры, электронный трейдинг и реклама,

—  электронная торговля,

—  оффшорное программирование,

—  индивидуальные услуги в Интернет[4].

У сетевых организаций есть существенные отличия:

·        использование общих активов нескольких фирм, расположенные в различных звеньях цепи, в то время как традиционные органи­зационные структуры стремятся располагать всеми ресурсами необходимыми для производства;

·        различные компоненты сети обмениваются информацией, коо­перируются друг с другом, что позволяет активнее использовать рыночные механизмы управления;

·        многие недавно разработанные сети предполагают более дей­ственную и заинтересованную роль в качестве участников сов­местных проектов с более опытными сетевыми организациями. Это улучшает конечные результаты и способствует выполнению контрактных обязательств:    

·        в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая ком­пьютерную,  полупроводниковую,  автомобильную и др.),  сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы — производителей, поставщиков, торговых и финансовых компа­ний[5].

Стабильная сеть в своей основе напоминает функциональную организацию. Она применяется для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партне­ров (подразделений фирмы). Наиболее частая угроза эффективности стабильной сети — это требование полной утилизации ее ресурсов в интересах центра фирмы. В этом случае цены, качество продук­ции и технические параметры организации не улучшаются с помо­щью рыночной конкуренции.

Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются устано­вить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмеша­тельство в процесс поставки и распределения со стороны централь­ной фирмы мешает развитию сети.

При внутренней сети создаются рыночные отношения внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают то­вары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной фор­мы — состоит в получении конкурентных преимуществ путем пре­доставления широкой предпринимательской свободы подразделени­ям фирм, нацеленным на конечный результат. Но, как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена, если будут разбалансированы взаимоотношения между покупателями и продавца­ми. Наиболее частая ошибка руководителей организации — это вме­шательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизован­но планируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рынка» набирает силу.

Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на приспособление независимых подразделений к потребностям связанных рынков. Централизованная оценка результатов и местная оперативная ав­тономия сочетаются с динамичной сетью, где независимые фирмы объединяются для производства товара или услуг. Фирмы с четкой компетентной позицией в ценностной цепи, поддерживаемой пос­тоянными инвестициями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети. Но каждое усилие (выход на новые рынки, внедрение технологических новшеств введение системы стандартов) направлено на то, чтобы предоста­вить вновь образованным структурам конкурентные преимущества. Такие модификации могут стать на пути эффективного развития ди­намичной сети, ее способности эффективно распределять ресурсы и персонал, объединяя и разъединяя их с минимальными затратами и минимальной потерей оперативного времени. Каждая фирма (под­разделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятельности сети.

В литературе приводится сравнительная характеристика сетевых и иерархических организаций (таблица 1).

Таблица 1.

Характеристика свойств разных организаций — сетевых и иерархических[6]

 

Ключевые факторы

Модели

Иерархия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.