·
оценку
вариантов, выбор и предоставление ЛПР лучшего из них:
·
анализ
последствий принятого решения;
·
обеспечение
работы системы исходными данными, поступающими из других систем (подсистем),
ЛПР и окружающей среды. Под системой поддержки принятия решений будем понимать
человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решение,
использовать данные и знания объективного и cyбъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо
формализованных) проблем.
Однако
в процессе исследования закономерностей становления и функционирования
глобальной информационно-сетевой экономики выделяется целый ряд новых
недостаточно разработанных макроэкономических проблем, которые составляют предметную
область макро-мониторинга интернет-экономики. Следует выделить следующие
макро-проблемы:
·
Формирование
новых зависимостей и пропорций между основными секторами и макроэкономическими
параметрами в интернет-экономике.
·
Конвергенция
интернет-бизнеса и новые принципы конкурентной борьбы.
·
Создание
новых институциональных органов регулирования ин тернст-экономики.
·
развитие
электронных платежных систем и рост скорости обращения электронных денег.
·
Влияние
инфляции на номинальные и реальные показатели интернет-экономики.
·
Возникновение
интегральных (нелинейных мультипликационных) эффектов.
·
Новые
критерии оценки стоимости, результативности электронного бизнеса и
эффективности инвестиций в проекты электронной коммерции.
·
Экспорт
программного обеспечения, оффшорное программирование и потери ВВП в результате
виртуальной «утечки мозгов».
·
Нелинейное
ценообразование и модификация функций спроса и предложения на электронные
услуги.
·
Изменение
условий оптимальности и устойчивости краткосрочного и долгосрочного равновесия
отдельных рынков и общего макроэкономического равновесия в интернет-экономике и
др.
В
новой экономике нарушаются присущие индустриальной рыночной экономике
традиционные соответствия, зависимости и пропорции между основными макроэкономическими
параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и традиционными
факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфляцией (динамикой денежной
массы), между номинальными и реальными макроэкономическими показателями.
Традиционные методы регулирования в новой экономике перестают быть
действенными. Примером этого может служить то, что предпринимаемое правительством
в соответствии с неоклассическими постулатами повышение процентной ставки
применительно к сфере Интернет-экономики не ведет к снижению потребления
населения и не компенсирует «перегрев» экономики и рынка акций
высокотехнологичных компаний.
Использование
новых информационных технологий, Интернета в бизнесе изменил отношение к
оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из
критерия прибыльности компании, то теперь — из критериев потенциального роста,
величины оборота и доли компании на рынке. В современных условиях стоимость
Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущей,
но и будущей прибыльностью. При этом ориентируются, прежде всего, на такие
показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу
пользователей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке» и
др.
Сегодня
в информационном Интернет пространстве разворачивается острая конкурентная
борьба как между традиционными компаниями и новыми Интернет компаниями, так и
среди новых Интернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный
процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как можно большую долю
на глобальном сетевом рынке или захватить с помощью конвергенции как можно
больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые
Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на
рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют
пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию
к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и
подразделениями экономики.
Нелинейное,
«неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты утверждают, что
острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных
продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной
экономики. Традиционный принцип определения цены и объема производства путем
выравнивания предельного дохода с предельными издержками в информационной
экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на
производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В
результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности,
повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключение
к которому все большего числа пользователей не ведет к повышению тарифов,
поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя
близки или равны нулю.
Создание
моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из
важнейших направлений дальнейших исследований.
В
определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но
меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции,
состоящие в совершенствовании обслуживания клиентов и расширении клиентской
базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для принятия решений
об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата
инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей.
Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя
отдача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и электронным
бизнесом; как измерить степень удовлетворенности клиента; есть ли связь между
улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.
Дистанционное
распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются
электронные биржи труда, через которые специалисты в области найма посредством
компьютерной обработки предоставленных в сети Интернет кандидатами электронных
резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В
связи с развитием телекоммуникаций, Интернет-технологий возникают новые формы
занятости, более гибкие распределенные во времени и пространстве графики и
режимы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные
дистанционные взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых
заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность
данных видов занятости в виду большей гибкости, оперативности, производительности
очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.
Особенно
большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг,
когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с
этим работают над выполнением заданий, присланных им через компьютерные сети
менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые
отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение.
Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной
«утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а страны исполнители
проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть
национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда
используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового
внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защитить
национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая
страна, использующая с помощью электронных дистанционных технологий «мозги» и
интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной
эффект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников интеллектуального
труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет
экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и
эффект, который приводит к росту ВВП страны импортера за счет использования
интеллектуального труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит
к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.
Итак, практика
показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой
управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные
взаимоотношения по выполнению индивидуальных или групповых заданий в виду
большей гибкости, оперативности, производительности с каждым годом получает
все большее и большее распространение.
2.2 Сетевая технология как новый этап формирования рыночных структур
Несколько
слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж,
термин «сетевые формы организации» следует понимать как «любую группу действующих
лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные
связи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный
орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы»
[9, С. 77.].
Конечно,
такое определение характеризует сетевую организацию в «чистом» виде. На
практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном
этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем
роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты,
а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся
преобладающими, ведущими, главными.
На
уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою
производительность, прибыли и рыночную стоимость, организуя себя (в глобальном
масштабе) как сети, применяя информационные технологии и все более
сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отношений
компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансовыми рынками. Для наемных
работников управление, инновации и производство организованы как глобальные
сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом
стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно автономных
подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне
предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует
разнообразным и изменяющимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия
объединяют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет
максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка
символов: технология обработки символов (информационная технология), сама
обработка символов (например, медийные продукты).
В
инновационной деятельности возрастающее значение обработки символов
сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с
потребителями также построены по сетевому принципу: маркетинг, продажи и
распределение в информационном предприятии основаны на сетевых отношениях.
Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все сильнее
превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает
точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С
точки зрения потребителя, значение обработки символов означает возрастающую
важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финансовом
рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом рыночной стоимости, все
более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным
электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.
«Сетевое
общество» зачастую классифицируют как «новую экономику». Термин «новая
экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях.
Во-первых, под новой экономикой понимают ту часть экономики, которая состоит
из высокотехнологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, производство
компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения,
биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как
совокупность отраслей, отличающихся высокотехнологичными элементами в
противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х
гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреблялся в
другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей
степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства
товаров.
Термин
«новая экономика» употребляется и в ином, во втором своем значении. Это такое
влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к
изменению экономических отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет действовать
без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее,
чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с
личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей
тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых
взаимоотношений и их свобода от пространственно-временных ограничений
обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а
также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические
прорывы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.
Развитие
сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы
возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые
уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинают
экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения
ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, проектирование новых
структур, не учитывающее текущие недочеты в организации, приводит тому, что
новая форма теряет свою жизнеспособность.
Кооперационные
связи между отдельными компаниями со временем все больше приобретали вид
сетей, куда включались самые разнородные компании (в том числе сбытовые,
финансовые, рекламные, исследовательские), чей опыт и знания так или иначе объединились
для производства какого-либо конечного продукта или же для решения какой-либо
производственной или технологической задачи. В целом ряде случаев для
развертывания производства новых сложных продуктов требовалось объединение
нескольких видов технологий. Распространение сетевых форм организации кооперационных
связей было следствием двух важных процессов:
1.
быстро
растущей дифференциацией рыночного спроса и соответствующим приспособлением
производства к индивидуализированным потребностям,
2.
широким
внедрением в хозяйственную практику информационных и телекоммуникационных
систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|