Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
МИНСКИЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВОМ
РЕФЕРАТ
на
тему
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Студент: Ситкевич А.Г.
Группа 2003-зд
Руководитель: ст.преподаватель
Полищук С.А,
МИНСК
2007
Содержание
1. Маркентиг – понятие и основные
термины.. 3
2. Товарная политика. 5
3. Ценовая политика. 9
4.
Распределение продукции. 11
5. Продвижение товара. 14
Литература. 18
1. Маркентиг –
понятие и основные термины
Термин маркетинг происходит от английского
слова «market»
и означает рыночную деятельность. Этот термин появился в экономической
литературе США на рубеже XIX и XX
столетий, что было обусловлено необходимостью совершенствования сложившейся
системы управления рыночной деятельностью. Прежде всего следовало обеспечить
более высокий уровень управления сбытовой деятельностью отдельных
предпринимательских структур. Появление маркетинга и было направлено на решение
данной проблемы.
XIX в. – 17-е гг.XX
в. - это первый этап становления и развития концепции маркетинга. Маркетинг
становится составной частью управленческой деятельности предпринимательских
структур, направленной на разработку и продвижение продукции к потребителям,
создание благоприятных условий для приобретения товаров. Такой подход
существовал до 60-х гг. К этому времени в ведущих промышленно развитых странах
была создана новая система регулирования производственно-сбытовых процессов,
обусловленная увеличением производства товаров, объем которых превышал реальный
спрос. Был сделан акцент на конкретного потребителя с его реальными нуждами и
потребностями, и была сформирована современная концепция маркетинга. В соответствии
с такой концепцией вся деятельность предприятия должна осуществляться с
постоянным учетом состояния рынка, основываясь на точном знании нужд и
потребностей потребителей, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
Маркетинг на всех этапах развития мировой
экономики был и остается философией бизнеса. В современной концепции маркетинга
его ключевыми словами являются нужда, потребность, товар, рынок.
Нужда –
чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность –
нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и
личностью индивида.
Товар -
продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложения рынку для
продажи или обмена.
Рынок -
совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных либо
географическим положением, либо потребностями, породившими соответствующий
спрос.[2]
По оценкам специалистов в мире имеют
хождение около 1700 только определений этого понятия.
Маркетинг – вид
человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей
посредством обмена. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с
предложением чего-либо взамен.[14]
Маркетинг - комплекс мероприятий по
исследованию торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех
факторов, оказывающих влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к
потребителю.[22]
Маркетинг – эффективный инструмент
перестройки подхода хозяйственных руководителей к управлению, переход от
ориентации на всемерный рост производства к ориентации на максимальное
удовлетворение потребностей.[11]
В классическом понимании маркетинг
рассматривался как предпринимательская деятельность, которая управляет
продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Современное определение маркетинга (данное
Американской ассоциацией маркетинга) таково: маркетинг – это предвидение,
управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей и идеи
посредством обмена.
Основные
инструменты маркетинга – товар, цена, средства и методы продвижения товара, каналы распределения
продукции. Рассмотрим их более подробно в следующих подразделах.
2. Товарная
политика
Товар занимает
основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные
нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю
выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты [2].
Товаром является всякая продукция в
виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи
или обмена [3].
Услуги —
это предлагаемые к продаже действия, выгоды или способы
удовлетворения потребностей; в сущности, все они нематериальны
и не ведут к возникновению имущественных прав [14].
Кроме того, маркетологи делят товары и услуги на два
более широких класса, принадлежность к которым определяется типом потребителя,
— речь идет о товарах широкого потребления и о товарах производственного назначения.
Товары широкого потребления - товары, приобретаемые конечным потребителем для
личного пользования. Их маркетологи классифицируют в зависимости от покупательских привычек
потребителей [9].
К товарам широкого потребления относятся:
■
Товары повседневного спроса — это товары и услуги широкого потребления, которые
потребители обычно покупают часто, без раздумий при их сравнении и покупке. Обычно такие товары недороги и приобрести их
можно практически повсеместно. Товары повседневного
спроса можно разделить на основные товары постоянного спроса (молоко, хлеб),
товары импульсной покупки
(например, шоколадные батончики) и товары для экстренных случаев (например, продукты и напитки к празднику) [6].
■
Товары предварительного
выбора приобретаются
не так часто;
потребитель затрачивает много времени и сил на сбор сведений о товаре, а также на сравнение различных марок с точки зрения их
пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, электробытовые приборы) [10].
■
Товары особого спроса — это товары широкого потребления, обладающие уникальными характеристиками или
принадлежащие к определенной марке, ради приобретения
которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (автомобили, аудио- и видеоаппаратура,
фототехника, предметы роскоши). Покупатели обычно не сравнивают такие товары между собой — вкладом
покупателей является только время, которое они затрачивают на выбор и
приобретение такого товара [15].
■
Товары пассивного спроса — это товары широкого потребления, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но, как правило, не
задумывается об их покупке.
Большинство крупных нововведений пребывает в этой категории до тех пор, пока реклама не сообщит
потребителю о их существовании (посудомоечные машины, надгробия). В силу своей природы подобные товары
требуют для своего сбыта
значительных маркетинговых усилий в виде рекламы, приемов личной продажи и прочих маркетинговых методов [14].
Товары производственного назначения — это товары, которые приобретают для дальнейшей
переработки или использования в хозяйственной деятельности. Таким образом, различие
между товарами широкого потребления и товарами производственного назначения заключается в цели, для которой
приобретают этот товар [15].
Товары производственного назначения делятся на
три
группы:
■
Материалы и комплектующие. Материальные
составляющие обычно впоследствии дорабатываются. Комплектующие включают в состав конечного продукта полностью, без всяких изменений. По большей части материальные составляющие
и комплектующие изделия продают непосредственно конечным промышленным
потребителям. При этом наиболее значимыми маркетинговыми соображениями в данном случае оказываются цена и
уровень сервиса.
■
Капитальное имущество
— это товары промышленного
назначения, которые необходимы для производственной деятельности предприятия. К
капитальному имуществу относят стационарные
сооружения и вспомогательное оборудование.
■
Вспомогательные материалы и
услуги — это товары промышленного назначения, которые
вообще не присутствуют в готовом изделии.
Вспомогательные материалы включают в себя
рабочие материалы, а также материалы для технического обслуживания и ремонта. Для
промышленного покупателя
вспомогательные товары являются товарами повседневного спроса, поскольку их обычно приобретают с
минимальной затратой усилий на покупку.
Услуги включают в себя услуги по техническому обслуживанию и ремонту и услуги консультативного характера (правовые консультации, менеджмент и
консалтинг, реклама). [5]
При создании товара разработчику необходимо оценивать
свой продукт, учитывая три различных уровня:
1) Основной уровень — это товар по замыслу,
который отвечает на вопрос; что в действительности
приобретает покупатель?
Товар
по замыслу находится в центре общего понятия
товара. Он обеспечивает решение
проблемы потребителя, либо основную выгоду, которую хочет получить потребитель,
покупая данный товар [7].
2) Затем на основе
товара по замыслу создатся товар в
реальном исполнении, который
обладает такими характеристиками как качество, свойства, внешнее
оформление, марка, упаковка.
3) Наконец, производители должны надстроить товар по замыслу и товар в
реальном исполнении, создать товар с подкреплением, предложив потребителям
дополнительные услуги и выгоды. Таким образом, товар превращается в нечто
большее, чем простой набор материальных характеристик.
Предлагаемый товар может обладать самыми разными свойствами.
Свойства — это один из инструментов конкурентной борьбы,
используемый для проведения различия между товаром одной компании и продукцией конкурентов. Один из самых эффективных
методов борьбы с конкурентами
заключается в том, чтобы первым предложить товар с новыми, нужными потребителям свойствами [23].
Производитель должен периодически опрашивать своих потребителей по поводу их предпочтений и запросов, их
претензий и причины неудовлетворённости товаром. Так он
сможет
найти огромное количество идей, каждую из которых будет необходимо оценить, сравнивая потребительскую ценность с
дополнительными расходами предприятия на внедрение нововведений. Такой анализ позволяет глубоко изучить те свойства
товара, которые высоко ценят покупатели и которые могли бы действительно повысить конкурентоспособность товара
[13].
Еще одна возможность сделать свой товар
отличным от других — это дизайн товара. Многие производители заслужили отличную репутацию благодаря великолепному дизайну своей продукции. В тоже время некоторым
производителям не хватает "дизайнерского вкуса" и потому их товары
выглядят бледно, невыразительно и заурядно. Дизайн может
оказаться одним из наиболее мощных видов оружия в
борьбе с конкурентами в маркетинговом арсенале предприятия. Хороший дизайн прибавляет товару полезные свойства и улучшает его внешний
вид. Хороший дизайнер не только продумывает
облик, но и создает более безопасный, легкий и недорогой в использовании и обслуживании, более простой и экономичный
товар [19].
Упаковка товара
включает в себя деятельность по разработке и производству
жесткой или мягкой оболочки для товара. Она защищает товары от повреждения, сохраняет чистоту и
свежесть продуктов питания. Кроме того, она нужна с точки зрения
надлежащей маркировки товара и сообщения информации о нем. Упаковка должна соответствовать особенностям рекламы
товара, его цене и условиям распространения. Выбрав
и представив упаковку, производитель должен регулярно ее проверять на
соответствие меняющимся вкусам покупателей и технологическим нововведениям
[21].
Решение об упаковке необходимо принимать как
с учетом интересов непосредственного покупателя, так и с
учётом интересов общества в целом [1].
3. Ценовая политика
В область ценовой
политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии
ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции
цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливают на товар наиболее
благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.
В самом узком смысле, цена —
это количество денег, запрашиваемых за продукт или услугу. В
широком смысле — это сумма тех ценностей, которые потребитель
отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу
[13].
Цена — единственный элемент маркетингового
комплекса, относящийся к доходу, все другие относятся к затратам. Цена также
является одним из самых гибких элементов маркетингового комплекса. В отличие от
свойств товаров и обязательств по отношению к каналам
сбыта, цену можно быстро изменить.
В то же время ценообразование и ценовая конкуренция — это проблема "номер один" для
многих производителей. Самыми типичными ошибками являются следующие: ценообразование слишком зависит от затрат; цены не
пересматриваются в связи с изменением ситуации на рынке;
ценообразование не учитывает других элементов
маркетингового комплекса; цены не изменяются в зависимости от свойств различных товаров, сегментов рынка и ситуаций покупки [21].
Внутренние факторы, влияющие на принятие
решения об установлении цены, включают в себя маркетинговые
цели компании, стратегию маркетингового комплекса, размер
издержек производства и организацию деятельности. Прежде,
чем установить цену, производитель должен выбрать определенную товарную стратегию, которой в дальнейшем и будет придерживаться. Если производитель
тщательно выбирает свой целевой рынок и осуществляет правильное позиционирование товара, у него не возникнет проблем с формированием
маркетингового комплекса, в том числе и с установлением
цены.
В то же время производитель может ставить
перед собой дополнительные задачи. Чем яснее он видит свои
цели, тем проще ему установить цену на товар. Примерами общих
целей являются: выживание предприятия, максимизация текущей прибыли,
максимизация доли рынка и качественное преобладание на рынке [17].
Перед предприятием, планирующим разработку
нового товара, возникает проблема его позиционирования. Производитель должен
принять решение о позиционировании товара относительно
товаров, производимых конкурентами, по показателям качества
и цены [8].
Если товар является частью товарной
номенклатуры, производителю необходимо определить ряд цен, с
помощью которых он мог бы добиться максимизации прибыли, получаемой от продажи
всей товарной номенклатуры в целом.
Сложность ценообразования заключается в том,
что спрос
и затраты на производство различных товаров, входящих в номенклатуру, взаимосвязаны, и, кроме того, различные товары
отличаются по уровню своей конкурентоспособности. Как правило, производители разрабатывают не
отдельное изделие, а ряд изделий, составляющих ассортиментную группу товаров.
При установлении цен в рамках товарного
ассортимента руководство предприятия должно принять решение
о ступенчатом дифференцировании цен на разные товары, образующие
ассортиментную группу. При установлении ценовой ступеньки каждого уровня
необходимо учитывать разницу в себестоимости
товаров, входящих в группу, в оценке потребителями их различных
свойств, а также цены конкурентов.
Если разрыв цен между двумя соседними
позициями ассортимента невелик, покупатели, как правило, будут приобретать
более подходящий для них сорт товара. Если
при этом разница в себестоимости соседних позиций меньше, чем ценовой разрыв между ними, это приведет
к увеличению доходов предприятия. Если ценовой разрыв между соседними позициями
ассортимента велик, покупатели чаще всего будут приобретать менее качественные,
но более дешевые сорта товара [18].
Страницы: 1, 2
|