В 90-х годах в
центре города появились дощечки с названиями улиц. В 1905 году их заменили
новыми — с надписями, выполненными большими белыми буквами на голубом фоне.
Городские улицы
мостились булыжником. В 1910 году началось асфальтирование. В центре можно было
встретить бетонные и гранитные тротуары. В управе накапливались целые тома с
просьбами жителей о замощении улиц. Идя навстречу интересам местной буржуазии,
городское управление благоустраивало в первую очередь те, что связывали
промышленные и торговые предприятия с железнодорожными станциями, центральные,
а также улицы, используемые военным интендантством.
Важнейшие
магистрали на окраинах власти пытались замостить за счет мелких домовладельцев,
невзирая на то, что у тех даже после продажи всего имущества не хватило бы для
этого средств. В 90-х годах городское управление добилось разрешения взимать
попудный сбор с грузов, прибывавших и отправлявшихся по железной дороге, за
счет этого и устроило подъездные пути по Раковскому и Койдановскому тракту.
Подавляющее же
большинство улиц окраин весной и осенью превращались в непролазное болото.
Никогда не высыхавшие ямы с водой служили местом свалки нечистот, обветшалой
утвари и одежды. В 1912 году газеты писали о таком случае: ассенизационный обоз
попал в одну из луж, и, когда кучер пытался выбраться, содержимое бочки
вылилось на улицу. [38; 2 апр.]
Ближе к центру
местами были устроены деревянные тротуары, но настолько узкие, что на них с
трудом расходились двое пешеходов. Хождение по таким тротуарам требовало особой
осторожности, особенно в вечернее время. Хлюпавшие в грязи доски с торчавшими в
них гвоздями превращались в капканы, рвавшие одежду и подошвы обуви.
Как известно,
город начинается с железнодорожного вокзала. Их в Минске было два: Виленский и
Брестский. Здание первого привлекало пассажиров красивой узорчатой кладкой из
красного кирпича. Два двухэтажных корпуса, поставленные торцом к
железнодорожному полотну, соединялись одноэтажной каменной галереей. Над
корпусами возвышались две башенки, на которых по праздникам вывешивались флаги.
Сейчас это старый железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский, перестроенный и
видоизмененный. [Прил., ил.24]
Брестский вокзал
представлял собой большое деревянное здание с двухэтажной башней. В 1871 году
он принял первый паровоз, прибывший в Минск. В июле 1920 года был полностью
сожжен польскими оккупантами. После восстановления работал до 1928 года. На его
месте в настоящее время находится станция Товарная. [7; с.46]
Перед Виленским
вокзалом находилась небольшая не мощеная площадь. В 1905 году городская дума
поддержала идею железнодорожников о сооружении здесь на средства города и
общественных организаций памятника жертвам курловского расстрела. Впоследствии
такой памятник был возведен на Привокзальной площади. Он представлял собой
массивный крест на постаменте. С четырех сторон стояли столбики, соединенные
обвисавшими цепями.
Деловым и административным
центром города являлась Соборная площадь (площадь Свободы). Она служила местом
военных парадов, торжественных шествий и панихид, 27 января 1906 года здесь
было совершено покушение на минского губернатора Курлова и полицеймейстера
Норова.
Троицкая площадь
(район оперного театра), самая большая в городе, была вымощена булыжником. На
ней устраивались базары. Название свое получила, очевидно, от костела Святой
Троицы, построенного здесь в начале XVI века. [Прил., ил.26]
Юбилейная площадь
была вымощена лишь отчасти. На ней также собирались базары. Свое название
получила от юбилейного памятника, установленного католическим духовенством в
1826 году. Юбилей связан с историей христианства. В 1825 году отмечалось
1500-летие Никейского (Первого Вселенского) собора, утвердившего главные догмы
и символы христианской веры. [Прил.,
ил.28]
Папа Римский Лев
XII объявил этот год юбилейным. В белорусских костелах празднества проходили в
следующем — 1826 году. Тогда же на окраине Минска появился и юбилейный памятник,
который впоследствии дал площади название, сохранившееся до наших дней. Площадь
под названием Конский рынок занимала треугольное пространство, образованное
пересечением Красной улицы с Захарьевской (район школы милиции, кафе «На
росстанях»). Название не случайное — на площади торговали лошадьми и рогатым
скотом. Здесь же находился и дровяной рынок. [52; с.36]
Заречная часть
города связывалась с центром деревянными мостами. Александровский и Лавский (по
Широкой, ныне Куйбышева; с середины 1960-х годов не существует) мосты
обслуживали торговцев, сновавших между Низким рынком и Троицкой горой. Ниже по
течению Свислочи был Полицейский мост (улица Я. Купалы). Построенный в 1880
году Захарьевский (проспект Независимости) соединил центр с Золотой горкой и
Комаровкой. На Веселом мосту (по улице Первомайской) не затихал грохот обозов с
воинской кладью, двигавшихся от железнодорожной станции к казармам и обратно.
Каскад мостов завершал Нижне-Ляховский (улица Октябрьская).
Минск был одним
из самых зеленых городов Северо-Западного края. Окраины его утопали в садах.
Городской парк, или Губернаторский сад (парк имени А. М. Горького), стоял в
ряду крупнейших городских парков Беларуси. Его площадь составляла почти 18 гектаров. Здесь были устроены аллеи, вдоль которых располагались скамейки. Заложен в 1800 году
губернатором 3. Э. Корнеевым (отсюда название). [47; с.13]
Местная
интеллигенция любила прогуливаться по Александровскому (Центральному) скверу,
открытому в 1872 году. В центре его сверкал струями фонтан, украшенный скульптурной
композицией «Мальчик с лебедем»,— единственный в городе. Фонтан был пущен в
1874 году спустя год с того момента, как в Минске начал действовать водопровод.
[Прил., ил.27]
Трудовой народ
отдыхал в Соборном сквере (площадь Свободы), где стоял памятник Александру II.
В соответствии с обязательным постановлением городского управления в парк и
скверы не допускались лица, «неприлично и грязно одетые: торговцы, чернорабочие
и мастеровые, идущие толпами на работу и возвращающиеся с нее». [38; 28 июл.]
Но, как правило,
исторически сложившиеся районы с издавна закрепившимися названиями места
служили ориентиром горожанам. Расположение Минска на холмах имело важное
значение в санитарном отношении: сточные воды естественным путем сбрасывались в
реки. Зажиточные горожане стремились селиться на возвышенностях, чтобы
пользоваться преимуществами сухой и здоровой местности. Городские кварталы,
прилегавшие к речкам Немига, Татарская Слобода, Нижняя Ляховка, утопали в
грязи, страдали от разливов и наводнений.
В городе
существовало Татарское предместье, именуемое иначе Татарской слободой,
Татарским концом, Татарскими огородами. Некоторые историки считают, что татары
стали селиться на Беларуси в конце XIV века. В то время Золотую Орду раздирала
междоусобица, и сторонники хана Тохтамыша потерпели в ней поражение. Великий
князь Витовт принял их в свое войско и наделил землями на Виленщине и Минщине.
Белорусские татары под предводительством старшего сына Тохтамыша сражались с
крестоносцами во время Грюнвальдской битвы. [70; с.2-3]
В ХV – XVI
столетиях белорусские земли подвергались набегам крымчаков – крымских татар.
Решающая битва с ними состоялась в 1506 году под Клецком. Силы крымчаков были
разгромлены войском Великого княжества Литовского под предводительством князя
Михаила Глинского. В плен к победителям попали четыре тысячи воинов. Часть из
них поселили на северо-западной окраине Минска. Первая деревянная мечеть была
возведена здесь в 1599 году. С XVI века местность получила название Татарского
конца. [70; с.2-3]
Объяснение этому
названию и бытописание минских татар приводит в середине ХIХ века белорусский
этнограф Павел Шпилевский: «За Екатерининской церковью начинается Татарский
конец, или, что то же, Татарское предместье, на котором живут исключительно
татары, потомки древних перекопцев и крымцев, некогда опустошавших минский
край, но вследствие страшного поражения в 1506 году под Клецком рассеявшихся по
всем окраинам Минской губернии и, между прочим, поселившихся в самом Минске».
[70; с.2-3]
Название конец
заставляет думать, что эта часть города до поселения в ней татар,
переименовавших ее в Татарский конец, называлась каким-нибудь другим концом
славянского или древнерусского происхождения и именно, как свидетельствуют
старожилы концом Пятницким, получившим название от Пятницкой церкви,
существовавшей в этом месте и положившей начало Пятницкой улице, а может быть
Пятницкая церковь получила название от Пятницкого конца, в свою очередь так названного
от древних торгов по пятницам. [62; с.42]
Как бы там ни
было, но слово «конец» показывает, что Татарское предместье составляло часть
древнего Минска как оселище древнеславянского племени, потому что название конец
некогда принадлежало древнеславянским городам; концами у древних славян вообще
и славян русских назывались предместья или более отдаленные части города от
самого центра или замка: такие концы существовали в древнем Пскове и Новгороде….
Число минских татар доходило до 400 душ. Они вели довольно трудолюбивую жизнь,
подобно соплеменникам своим клецким татарам. [70; с.2-3]
Главным предметом
их занятий были огородные овощи, которые они высевали и выращивали в большом
количестве в огородах и на полях близ Раковской дороги. Кроме того, некоторые
из них занимались коннозаводством и потому для приготовления сена имели огромные
луга на берегах Свислочи; часть этих лугов принадлежала некогда Святодуховскому
монастырю, но впоследствии откуплена татарским старшиной Солиманом. По просьбе
этого Солимана в 1617 году на грунте Воскресенской церкви построена татарская
молельня или мечеть; взамен взятого грунта воскресенскому причту отведен такой
же участок в другом месте. [70; с.2-3]
«Мечеть
сохранилась до начала XX века и была она деревянная,
небольшая, состояла из двух отделений, мужского и женского, разделенных между
собой решеткой. Внутри не было никаких украшений, кроме балдахина для муллы в
мужском отделении, в котором пол был устлан зеленым сукном, а возле одной стены
поставлены скамейки для посетителей. Кроме этих двух отделений или комнат было
еще нечто вроде прихожей, в которой татары оставляли обувь: известно, что по
закону мусульманскому они не могут входить в молельню в сапогах». [Прил., ил.16]
Главной улицей
Слободы с начала XVII века была Большая Татарская (ныне – Димитрова). Здесь
преобладала деревянная застройка. Дома зажиточных хозяев были покрыты жестью,
остальные имели гонтовые крыши. На Большой Татарской находилась и мечеть. На
этой улице селились главным образом ремесленники и торговцы. Минские татары
занимались, в основном, различными ремеслами. Среди них были кожевенники,
шорники, скорняки, извозчики, огородники. Овощи разводили на так называемых
татарских огородах по берегам Свислочи.
Согласно переписи
1897 года в Минске числилось 1.146 татар. В их числе, помимо ремесленников и
торговцев, были военные и служащие различных государственных учреждений. [70;
с.2-3]
В конце XIX века
минские мусульмане начали сбор средств на строительство первой в городе каменной
мечети. Она была возведена в рекордно короткие сроки и открылась в 1901 году.
Мечеть и 32–метровый минарет находились на территории Татарской слободы
(приблизительно на том месте, где нынче расположен ресторан гостиницы
«Юбилейная»). Храм был обнесен сплошным деревянным забором с каменными
воротами. Особенно много верующих собиралось здесь по пятницам (священный день
мусульман) и по праздникам.
Служившие в
мечети муллы находились в административной зависимости от Симферопольского
духовного управления. Религия во многом определяла быт минских татар: так, в их
рационе отсутствовали свинина и вино. Однако, как отмечают историки, редкая
татарская свадьба обходилась без водки. (Возможно потому, что в запрете
Магомета речь шла только о вине). Некоторые отступления от канонов допускались
и в пятницу: в этот день мусульмане писали, а также считали деньги. Татарская
слобода давно не знала многоженства, и поселившийся там магометанин–двоеженец
был осужден общественным мнением.
Административно
слобода относилась к 5–й полицейской части и, надо сказать, не доставляла ей особых
хлопот. Так, согласно переписи 1897 года, никто из татар не сидел в тюрьме, не
содержал корчму и не имел отношения к проституции, хотя рядом, на территории
Раковского предместья, находилось немало домов терпимости. [62; с.50]
В начале XX
столетия двумя основными улицами предместья оставались Большая и Малая
Татарские (последняя проходила вдоль Свислочи в районе нынешнего проспекта
Победителей (Машерова)). В 1906 году на Большой Татарской был построен
кожевенный завод Гольдберга. Спустя семь лет здесь трудились 23 рабочих.
(Предприятие в этой части города появилось не случайно: татары издревле
славились умением выделки кож). [70; с.2-3]
Минскую мечеть
закрыли в 1936 году, и какое–то время она использовалась как продовольственный
склад. Затем, уже после войны, здание храма перестроили. В районе нынешней
гостиницы «Планета» находилось небольшое татарское кладбище. Уже после войны от
этого кладбища не осталось и следа.
В середине 50–х,
застройка улицы Димитрова еще сохранялась. Каменные дома здесь чередовались с
деревянными, проезжая часть была вымощена булыжником, а узкие тротуары
заасфальтированы. До 2001 года на Димитрова сохранялись мастерские белорусских
художников. Это двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1897 году, до 1930
года было синагогой. Затем храм закрыли, а после войны строение передали мастерским.
Четыре года назад его разрушили, а на освободившемся месте возвели элитный
жилой дом. Сегодня бывшая Большая Татарская насчитывает всего несколько домов,
разбросанных по всей улице.
В 60–е годы XX-го века, при прокладке Парковой
магистрали исчезли и кварталы Колхозной. Тогда же, в 1962–м, не стало минской
мечети: на ее месте была возведена гостиница «Юбилейная».
В конце XIX-
начале XX вв. в Минске находилось большое количество еврейских организаций. Это
были школы - еврейское реальное училище, гимназия, прогимназия, несколько
начальных школ, две зубоврачебные школы, Талмуд - Тора, свыше 30 хедеров,
мужское и женское ремесленное училища; еврейская больница, две библиотеки,
отделение Общества просвещения евреев в России и др. Существующие благотворительные
общества - помощи бедным евреям, помощи обучения бедных ремеслу, помощи
ученикам Талмуд-Торы, помощи в строительстве гигиенического жилья для бедных и
т.п. помогали людям из бедных слоев получать образование, лечение, жилье, пищу.
Образованные, состоятельные евреи активно участвовали в "культурной жизни
города. По их инициативе было создано Минское общество любителей изящных
искусств, купеческий клуб, городская библиотека имени А.С. Пушкина и другие
организации.
Основное место
проживания евреев было на территории в районе современных улиц Юбилейной
площади, улиц Сухой, Коллекторной, Короля, Республиканской.
Еще в конце XVIII
столетия появилась деревня Комаровка, получившая свое имя, вероятнее всего,
из-за обилия насекомых. По преданию, услышанному им от минского долгожителя,
когда-то жил в городе монах Антоний. Однажды нашел он клад, но, искушенный
дьяволом, присвоил золото. Соблазнили старца червонцы, зарытые в землю
разбойником. [69; с.2-3]
Но недолго
радовался инок - его тайну случайно раскрыл юродивый - Федька Комар. Боясь
разоблачения, монах пообещал блаженному половину богатств. А потом, терзаемый
жадностью, передумал. Темной ночью Антоний вывел Федьку из монастыря. Они
переплыли замковый ров и скоро оказались в густом лесу. Здесь жадный монах убил
юродивого, но и сам был жестоко наказан. Лес расступился, и земля под ногами
преступника превратилась в топь... \"А вокруг далеко-далеко раскинулась
необъятная болотная трясина - и ни кустика, ни деревца кругом; одна гладкая
болотная поверхность, покрытая кое-где сырым мохом, - и душные, вредные
испарения отделяются от нее и стоят в воздухе..." Так, по преданию,
образовалось Комаровское болото.
[37; 14 янв.]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|