рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Топография г. Минска в XIX – начале XX вв.

В 90-х годах в центре города появились дощечки с названиями улиц. В 1905 году их заменили новыми — с надписями, выполненными большими белыми буквами на голубом фоне.

Городские улицы мостились булыжником. В 1910 году началось асфальтирование. В центре можно было встретить бетонные и гранитные тротуары. В управе накапливались целые тома с просьбами жителей о замощении улиц. Идя навстречу интересам местной буржуазии, городское управление благоустраивало в первую очередь те, что связывали промышленные и торговые предприятия с железнодорожными станциями, центральные, а также улицы, используемые военным интендантством.

Важнейшие магистрали на окраинах власти пытались замостить за счет мелких домовладельцев, невзирая на то, что у тех даже после продажи всего имущества не хватило бы для этого средств. В 90-х годах городское управление добилось разрешения взимать попудный сбор с грузов, прибывавших и отправлявшихся по железной дороге, за счет этого и устроило подъездные пути по Раковскому и Койдановскому тракту.

Подавляющее же большинство улиц окраин весной и осенью превращались в непролазное болото. Никогда не высыхавшие ямы с водой служили местом свалки нечистот, обветшалой утвари и одежды. В 1912 году газеты писали о таком случае: ассенизационный обоз попал в одну из луж, и, когда кучер пытался выбраться, содержимое бочки вылилось на улицу. [38; 2 апр.]

Ближе к центру местами были устроены деревянные тротуары, но настолько узкие, что на них с трудом расходились двое пешеходов. Хождение по таким тротуарам требовало особой осторожности, особенно в вечернее время. Хлюпавшие в грязи доски с торчавшими в них гвоздями превращались в капканы, рвавшие одежду и подошвы обуви.

Как известно, город начинается с железнодорожного вокзала. Их в Минске было два: Виленский и Брестский. Здание первого привлекало пассажиров красивой узорчатой кладкой из красного кирпича. Два двухэтажных корпуса, поставленные торцом к железнодорожному полотну, соединялись одноэтажной каменной галереей. Над корпусами возвышались две башенки, на которых по праздникам вывешивались флаги. Сейчас это старый железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский, перестроенный и видоизмененный. [Прил., ил.24]

Брестский вокзал представлял собой большое деревянное здание с двухэтажной башней. В 1871 году он принял первый паровоз, прибывший в Минск. В июле 1920 года был полностью сожжен польскими оккупантами. После восстановления работал до 1928 года. На его месте в настоящее время находится станция Товарная. [7; с.46]

Перед Виленским вокзалом находилась небольшая не мощеная площадь. В 1905 году городская дума поддержала идею железнодорожников о сооружении здесь на средства города и общественных организаций памятника жертвам курловского расстрела. Впоследствии такой памятник был возведен на Привокзальной площади. Он представлял собой массивный крест на постаменте. С четырех сторон стояли столбики, соединенные обвисавшими цепями.

Деловым и административным центром города являлась Соборная площадь (площадь Свободы). Она служила местом военных парадов, торжественных шествий и панихид, 27 января 1906 года здесь было совершено покушение на минского губернатора Курлова и полицеймейстера Норова.

Троицкая площадь (район оперного театра), самая большая в городе, была вымощена булыжником. На ней устраивались базары. Название свое получила, очевидно, от костела Святой Троицы, построенного здесь в начале XVI века. [Прил., ил.26]

Юбилейная площадь была вымощена лишь отчасти. На ней также собирались базары. Свое название получила от юбилейного памятника, установленного католическим духовенством в 1826 году. Юбилей связан с историей христианства. В 1825 году отмечалось 1500-летие Никейского (Первого Вселенского) собора, утвердившего главные догмы и символы христианской веры. [Прил., ил.28]

Папа Римский Лев XII объявил этот год юбилейным. В белорусских костелах празднества проходили в следующем — 1826 году. Тогда же на окраине Минска появился и юбилейный памятник, который впоследствии дал площади название, сохранившееся до наших дней. Площадь под названием Конский рынок занимала треугольное пространство, образованное пересечением Красной улицы с Захарьевской (район школы милиции, кафе «На росстанях»). Название не случайное — на площади торговали лошадьми и рогатым скотом. Здесь же находился и дровяной рынок. [52; с.36]

Заречная часть города связывалась с центром деревянными мостами. Александровский и Лавский (по Широкой, ныне Куйбышева; с середины 1960-х годов не существует) мосты обслуживали торговцев, сновавших между Низким рынком и Троицкой горой. Ниже по течению Свислочи был Полицейский мост (улица Я. Купалы). Построенный в 1880 году Захарьевский (проспект Независимости) соединил центр с Золотой горкой и Комаровкой. На Веселом мосту (по улице Первомайской) не затихал грохот обозов с воинской кладью, двигавшихся от железнодорожной станции к казармам и обратно. Каскад мостов завершал Нижне-Ляховский (улица Октябрьская).

Минск был одним из самых зеленых городов Северо-Западного края. Окраины его утопали в садах. Городской парк, или Губернаторский сад (парк имени А. М. Горького), стоял в ряду крупнейших городских парков Беларуси. Его площадь составляла почти 18 гектаров. Здесь были устроены аллеи, вдоль которых располагались скамейки. Заложен в 1800 году губернатором 3. Э. Корнеевым (отсюда название). [47; с.13]

Местная интеллигенция любила прогуливаться по Александровскому (Центральному) скверу, открытому в 1872 году. В центре его сверкал струями фонтан, украшенный скульптурной композицией «Мальчик с лебедем»,— единственный в городе. Фонтан был пущен в 1874 году спустя год с того момента, как в Минске начал действовать водопровод. [Прил., ил.27]

Трудовой народ отдыхал в Соборном сквере (площадь Свободы), где стоял памятник Александру II. В соответствии с обязательным постановлением городского управления в парк и скверы не допускались лица, «неприлично и грязно одетые: торговцы, чернорабочие и мастеровые, идущие толпами на работу и возвращающиеся с нее». [38; 28 июл.]

Но, как правило, исторически сложившиеся районы с издавна закрепившимися названиями места служили ориентиром горожанам. Расположение Минска на холмах имело важное значение в санитарном отношении: сточные воды естественным путем сбрасывались в реки. Зажиточные горожане стремились селиться на возвышенностях, чтобы пользоваться преимуществами сухой и здоровой местности. Городские кварталы, прилегавшие к речкам Немига, Татарская Слобода, Нижняя Ляховка, утопали в грязи, страдали от разливов и наводнений.

В городе существовало Татарское предместье, именуемое иначе Татарской слободой, Татарским концом, Татарскими огородами. Некоторые историки считают, что татары стали селиться на Беларуси в конце XIV века. В то время Золотую Орду раздирала междоусобица, и сторонники хана Тохтамыша потерпели в ней поражение. Великий князь Витовт принял их в свое войско и наделил землями на Виленщине и Минщине. Белорусские татары под предводительством старшего сына Тохтамыша сражались с крестоносцами во время Грюнвальдской битвы. [70; с.2-3]

В ХV – XVI столетиях белорусские земли подвергались набегам крымчаков – крымских татар. Решающая битва с ними состоялась в 1506 году под Клецком. Силы крымчаков были разгромлены войском Великого княжества Литовского под предводительством князя Михаила Глинского. В плен к победителям попали четыре тысячи воинов. Часть из них поселили на северо-западной окраине Минска. Первая деревянная мечеть была возведена здесь в 1599 году. С XVI века местность получила название Татарского конца. [70; с.2-3]

Объяснение этому названию и бытописание минских татар приводит в середине ХIХ века белорусский этнограф Павел Шпилевский: «За Екатерининской церковью начинается Татарский конец, или, что то же, Татарское предместье, на котором живут исключительно татары, потомки древних перекопцев и крымцев, некогда опустошавших минский край, но вследствие страшного поражения в 1506 году под Клецком рассеявшихся по всем окраинам Минской губернии и, между прочим, поселившихся в самом Минске». [70; с.2-3]

Название конец заставляет думать, что эта часть города до поселения в ней татар, переименовавших ее в Татарский конец, называлась каким-нибудь другим концом славянского или древнерусского происхождения и именно, как свидетельствуют старожилы концом Пятницким, получившим название от Пятницкой церкви, существовавшей в этом месте и положившей начало Пятницкой улице, а может быть Пятницкая церковь получила название от Пятницкого конца, в свою очередь так названного от древних торгов по пятницам. [62; с.42]

Как бы там ни было, но слово «конец» показывает, что Татарское предместье составляло часть древнего Минска как оселище древнеславянского племени, потому что название конец некогда принадлежало древнеславянским городам; концами у древних славян вообще и славян русских назывались предместья или более отдаленные части города от самого центра или замка: такие концы существовали в древнем Пскове и Новгороде…. Число минских татар доходило до 400 душ. Они вели довольно трудолюбивую жизнь, подобно соплеменникам своим клецким татарам. [70; с.2-3]

Главным предметом их занятий были огородные овощи, которые они высевали и выращивали в большом количестве в огородах и на полях близ Раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимались коннозаводством и потому для приготовления сена имели огромные луга на берегах Свислочи; часть этих лугов принадлежала некогда Святодуховскому монастырю, но впоследствии откуплена татарским старшиной Солиманом. По просьбе этого Солимана в 1617 году на грунте Воскресенской церкви построена татарская молельня или мечеть; взамен взятого грунта воскресенскому причту отведен такой же участок в другом месте. [70; с.2-3]

«Мечеть сохранилась до начала XX века и была она деревянная, небольшая, состояла из двух отделений, мужского и женского, разделенных между собой решеткой. Внутри не было никаких украшений, кроме балдахина для муллы в мужском отделении, в котором пол был устлан зеленым сукном, а возле одной стены поставлены скамейки для посетителей. Кроме этих двух отделений или комнат было еще нечто вроде прихожей, в которой татары оставляли обувь: известно, что по закону мусульманскому они не могут входить в молельню в сапогах». [Прил., ил.16]

Главной улицей Слободы с начала XVII века была Большая Татарская (ныне – Димитрова). Здесь преобладала деревянная застройка. Дома зажиточных хозяев были покрыты жестью, остальные имели гонтовые крыши. На Большой Татарской находилась и мечеть. На этой улице селились главным образом ремесленники и торговцы. Минские татары занимались, в основном, различными ремеслами. Среди них были кожевенники, шорники, скорняки, извозчики, огородники. Овощи разводили на так называемых татарских огородах по берегам Свислочи.

Согласно переписи 1897 года в Минске числилось 1.146 татар. В их числе, помимо ремесленников и торговцев, были военные и служащие различных государственных учреждений. [70; с.2-3]

В конце XIX века минские мусульмане начали сбор средств на строительство первой в городе каменной мечети. Она была возведена в рекордно короткие сроки и открылась в 1901 году. Мечеть и 32–метровый минарет находились на территории Татарской слободы (приблизительно на том месте, где нынче расположен ресторан гостиницы «Юбилейная»). Храм был обнесен сплошным деревянным забором с каменными воротами. Особенно много верующих собиралось здесь по пятницам (священный день мусульман) и по праздникам.

Служившие в мечети муллы находились в административной зависимости от Симферопольского духовного управления. Религия во многом определяла быт минских татар: так, в их рационе отсутствовали свинина и вино. Однако, как отмечают историки, редкая татарская свадьба обходилась без водки. (Возможно потому, что в запрете Магомета речь шла только о вине). Некоторые отступления от канонов допускались и в пятницу: в этот день мусульмане писали, а также считали деньги. Татарская слобода давно не знала многоженства, и поселившийся там магометанин–двоеженец был осужден общественным мнением.

Административно слобода относилась к 5–й полицейской части и, надо сказать, не доставляла ей особых хлопот. Так, согласно переписи 1897 года, никто из татар не сидел в тюрьме, не содержал корчму и не имел отношения к проституции, хотя рядом, на территории Раковского предместья, находилось немало домов терпимости. [62; с.50]

В начале XX столетия двумя основными улицами предместья оставались Большая и Малая Татарские (последняя проходила вдоль Свислочи в районе нынешнего проспекта Победителей (Машерова)). В 1906 году на Большой Татарской был построен кожевенный завод Гольдберга. Спустя семь лет здесь трудились 23 рабочих. (Предприятие в этой части города появилось не случайно: татары издревле славились умением выделки кож). [70; с.2-3]

Минскую мечеть закрыли в 1936 году, и какое–то время она использовалась как продовольственный склад. Затем, уже после войны, здание храма перестроили. В районе нынешней гостиницы «Планета» находилось небольшое татарское кладбище. Уже после войны от этого кладбища не осталось и следа.

В середине 50–х, застройка улицы Димитрова еще сохранялась. Каменные дома здесь чередовались с деревянными, проезжая часть была вымощена булыжником, а узкие тротуары заасфальтированы. До 2001 года на Димитрова сохранялись мастерские белорусских художников. Это двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1897 году, до 1930 года было синагогой. Затем храм закрыли, а после войны строение передали мастерским. Четыре года назад его разрушили, а на освободившемся месте возвели элитный жилой дом. Сегодня бывшая Большая Татарская насчитывает всего несколько домов, разбросанных по всей улице.

В 60–е годы XX-го века, при прокладке Парковой магистрали исчезли и кварталы Колхозной. Тогда же, в 1962–м, не стало минской мечети: на ее месте была возведена гостиница «Юбилейная».

В конце XIX- начале XX вв. в Минске находилось большое количество еврейских организаций. Это были школы - еврейское реальное училище, гимназия, прогимназия, несколько начальных школ, две зубоврачебные школы, Талмуд - Тора, свыше 30 хедеров, мужское и женское ремесленное училища; еврейская больница, две библиотеки, отделение Общества просвещения евреев в России и др. Существующие благотворительные общества - помощи бедным евреям, помощи обучения бедных ремеслу, помощи ученикам Талмуд-Торы, помощи в строительстве гигиенического жилья для бедных и т.п. помогали людям из бедных слоев получать образование, лечение, жилье, пищу. Образованные, состоятельные евреи активно участвовали в "культурной жизни города. По их инициативе было создано Минское общество любителей изящных искусств, купеческий клуб, городская библиотека имени А.С. Пушкина и другие организации.

Основное место проживания евреев было на территории в районе современных улиц Юбилейной площади, улиц Сухой, Коллекторной, Короля, Республиканской.

Еще в конце XVIII столетия появилась деревня Комаровка, получившая свое имя, вероятнее всего, из-за обилия насекомых. По преданию, услышанному им от минского долгожителя, когда-то жил в городе монах Антоний. Однажды нашел он клад, но, искушенный дьяволом, присвоил золото. Соблазнили старца червонцы, зарытые в землю разбойником. [69; с.2-3]

Но недолго радовался инок - его тайну случайно раскрыл юродивый - Федька Комар. Боясь разоблачения, монах пообещал блаженному половину богатств. А потом, терзаемый жадностью, передумал. Темной ночью Антоний вывел Федьку из монастыря. Они переплыли замковый ров и скоро оказались в густом лесу. Здесь жадный монах убил юродивого, но и сам был жестоко наказан. Лес расступился, и земля под ногами преступника превратилась в топь... \"А вокруг далеко-далеко раскинулась необъятная болотная трясина - и ни кустика, ни деревца кругом; одна гладкая болотная поверхность, покрытая кое-где сырым мохом, - и душные, вредные испарения отделяются от нее и стоят в воздухе..." Так, по преданию, образовалось Комаровское болото. [37; 14 янв.]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.