рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.

Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.

О широком участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.

В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.

В 1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.

Фактически страны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).

12 июня 1995 г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.

В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.

Обращает на себя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза и стран Балтии - придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).

Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз

2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС


Наиболее активными агентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый период стали выступать североевропейские страны - Дания, а после вступления в Европейский союз в 1994 г. - Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимость в 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановления независимости имело глубокие основания.

Североевропейские государства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно примыкающем к их границам. Отсюда - и содействие экономическим реформам в Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в определенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейских стран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный интерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические (Финляндия-Эстония) связи.

Еще в конце 1991 г. странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийская инвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии, которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частного мелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программа дополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила на экономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова и Карелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделила Балтийским государствам и странам Восточной Европы - около 1 млрд. шведских крон.

Объемы инвестиций североевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторым оценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн., Швеции - около 70 млн., Дании - около 60 млн., втроем - около 60% всех иностранных инвестиций в республике), в Латвии - 59,1 млн. долл., в Литве - 11 млн. долл.[9]

В 1992 г. Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду с Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не к странам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.

Ежегодные встречи глав правительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.

Среди государств-членов ЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами занимает также Германия.

Германия имеет давние исторические и культурные связи с регионом, - вплоть до 80-х гг. XIX в. немецкие остзейские бароны были подлинными хозяевами Прибалтики.

Германия активно способствовала сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визита президентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию возможным главным «покровителем» Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о вступлении в Европейский союз. Важно отметить, что именно во время председательствования Германии в Европейском союзе был подписан договор о свободной торговле ЕС с Балтийскими странами и начаты переговоры о заключении с ними «европейских соглашений».

2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС


В ходе рыночного реформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке - рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.

В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам.[10]

Определенные успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).

Во многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.

Накануне вступления в ЕС происходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.[11]

Наряду с этим, экономика всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные макроэкономические показатели.

Так, ВВП Латвии увеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897 млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до 327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120 тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу 2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь несколько вырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов, перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4 млн. т, грузооборот - с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г. перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всех этих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.[12]

Литовский ВВП в текущих ценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в постоянных ценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12 млрд. до 15,2 млрд. литов, импорт - с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что позволило несколько сократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6 млрд. литов, или 1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером Литвы по экспорту (7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.), однако доля Союза сократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос незначительно - примерно с 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с 46,5 до 43,3%), а из стран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9 млрд. литов (с 24,4 до 31,7%), что прежде всего связано с ростом цен на российские энергоносители. Общий объем перевезенных грузов составил 109 млн. т (20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в 1999 г. (18,2 млрд.).[13]

Рост ВВП Эстонии в третьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с 35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт - примерно с 51 млрд. крон до 73 млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В 1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн. т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов - 34,4 млн. т по сравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил свои обороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.[14]

Таким образом, с одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы привело к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, - сдерживало постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства, что в перспективе чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом.



Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических
связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз

3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества
 России со странами Балтии


Распад СССР стал рубежом, который ознаменовал переход российско-балтийских политических и экономических отношений в новое качество.

24 августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и Эстонии, дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной Европы и США. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатических отношений с тремя балтийскими республиками.

Поспешность и непрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССР оформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991 г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики, статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей и многие другие.

Только в феврале 1997 г. МИД РФ обнародовал «Долговременную линию России в отношении стран Балтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция, заключающаяся в том, что в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется дифференцированный подход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое, а строит свои отношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих государствах. С положением дел в этой области увязывалось решение вопросов развития экономических отношений и заключение договоров о границе (Эстония и Латвия).

В свою очередь высшие политические круги прибалтийских республик неоднократно заявляли о полной экономической независимости от России или, по крайней мере, о стремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так, в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г.[15], а по некоторым данным даже до 30%[16]. Причем 85 - 90% этого транзита приходится на российские грузы.

По некоторым оценкам Россия оставляла странам Балтии в качестве платы за транзит свыше 1 млрд долл.[17], а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республики свыше 50 млн т. грузов[18].

Россия на протяжении 90-х годов формировала от трети до половины ВВП стран Балтии. Это и неудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленная система хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми» политическими решениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.