1) тождественность расчетов с
учреждениями банков, органами казначейства, финансовыми, налоговыми органами,
со структурными подразделениями субъектов, выделенными на отдельные балансы;
2) правильность и
обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности,
включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли
сроки исковой давности.
Инвентаризационные описи могут
быть заполнены как средствами вычислительной и другой организационной техники,
так и ручным способом. Никаких помарок и подчисток не рекомендуется
производить. В инвентаризационных описях не рекомендуется оставлять
незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки
прочеркиваются.
Исправление ошибок производится
во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и
проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и
подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально
ответственным лицом.
При необходимости проводятся
контрольные проверки инвентаризации, в которых принимают участие и члены
инвентаризационных комиссий, и материально ответственное лицо, по окончании
инвентаризации обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. п.), где
производилась инвентаризация.
За внесение в описи заведомо
неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или
излишков комиссия несет ответственность в установленном законодательством
порядке.
В сличительных ведомостях
отражаются результаты инвентаризации расхождения между показателями по данным
бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов). Сличительные
ведомости составляются по активам, при инвентаризации которых выявлены
отклонения от учетных данных. Выявленные при инвентаризации расхождения
фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются:
излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.
По окончании инвентаризации
протокол постоянно действующей инвентаризационной комиссии с предложениями о регулировании
выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и
данных бухгалтерского учета утверждается руководителем субъекта не позднее 10
дней после окончания инвентаризации. Результаты инвентаризации должны быть
отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена
инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
3. Анализ дебиторской задолженности
Результат работы аудитора
— это аудиторское заключение. Аудиторское заключение состоит из трех частей,
самой объемной из которых является часть вторая — аналитическая.
Аналитическая часть
аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы (аудитора) о
результатах проверки:
1)
внутреннего контроля у проверяемого экономического
субъекта;
2)
соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского
учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
3)
соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных
операций.
По результатам проверки
внутреннего контроля аудитору следует сделать вывод, соответствует ли система
внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического
субъекта, а также дать описание выявленных в ходе аудита существенных
несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности
экономического субъекта. По результатам проверки состояния бухгалтерского учета
и отчетности аудитору следует дать описание выявленных в ходе аудита
существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и
подготовки бухгалтерской отчетности.
По результатам проверки
соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций аудитору следует сделать вывод — соответствуют
ли совершенные экономическим субъектом финансово-хозяйственные операции
применимому к ним законодательству, а также дать описание выявленных в ходе
аудита существенных несоответствий в совершенных финансово-хозяйственных
операциях применимому к ним законодательству.
Для того чтобы иметь основания
для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен
собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и
проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов
аудитора и называется аудиторскими доказательствами.
Для сбора доказательств
аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедурой будем называть
определенный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соответствующего
технологического процесса. Для того чтобы отличить их от процедур, присущих
иным профессиям, будем называть применяемые аудиторами в своей практике
процедуры аудиторскими процедурами.
Собирая аудиторские
доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их
получения.
Основные методы получения
аудиторских доказательств следующие:
1.
Наблюдение или участие в инвентаризации;
2.
Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
3.
Устный опрос;
4.
Получение письменных подтверждений;
5.
Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
6.
Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
7.
Проверка арифметических расчетов;
8.
Анализ.
Но метод как таковой не
даст никакой информации для выводов, если не знать — какие именно
арифметические расчеты необходимо проверять, а какие — нет; в инвентаризации
каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких
третьих лиц следует получить письменные подтверждения; какие именно документы
следует подвергнуть анализу. Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко
знать:
а) как должен быть
правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля;
б) какие отклонения
(нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учета и контроля;
в) какой или какие из
перечисленных методов следует применить для выявления каждого из возможных
нарушений;
г) к каким именно
объектам контроля (документам, активам, обязательствам, субъектам, юридическим
лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.
Значительные суммы
дебиторской задолженности крайне отрицательно сказываются на платежеспособности
предприятия и ликвидности баланса. Существование длительное время дебиторской
задолженности и одновременно убытка, переходящего из года в год,
свидетельствует о том, что предприятие живет в долг, т.е. за счет заемных или
временно привлеченных средств. Применение методов финансового анализа может
достаточно полно раскрыть влияние дебиторской задолженности на
финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
За последнее время многие
предприятия, в том числе казавшиеся вполне благополучными, стали банкротами. Во
многих случаях это связано с отсутствием системы управления дебиторской и
кредиторской задолженностью. Существуют и так называемые умышленные (ложные) и
преднамеренные банкротства. При этом используются различные манипуляции именно
с дебиторской и кредиторской задолженностями. Так, например, предприятие А,
имея заведомо безнадежную задолженность перед бюджетом, заключает договор
залога с другим предприятием В. Залогом выступают основные производственные
фонды, предприятие, не выполнив условия договора, передает залоговое имущество
в собственность другому предприятию. В результате предприятие А не в состоянии
осуществлять свою деятельность, и кредиторская задолженность (в том числе по налоговым
обязательствам) становится безнадежной вследствие того, что предприятие
лишается средств, от реализации которых оно могло бы погасить свою
задолженность. Приказом МГД РК от 8.10.99 г. №1222 "О мерах по выявлению и
предотвращению фактов преднамеренного и ложного банкротства" определен
перечень рекомендаций, раскрывающих схемы и признаки преднамеренного и ложного
банкротства. В частности, упоминаются такие типичные признаки, как:
1)
фальсификация финансовой отчетности с отражением в
ней завышенной кредиторской задолженности;
2)
фальсификации документов о кредиторской
задолженности;
3)
утаивание должником реальной к взысканию
дебиторской задолженности, позволяющей произвести расчеты с кредиторами и т.д.
Из изложенного следует,
что кредиторская и дебиторская задолженности как одно из проявлений
деятельности любого предприятия связаны с его жизнеспособностью и нормальным
функционированием.
Для бухгалтерии, в целях
осуществления контроля за списанием задолженностей по разным обстоятельствам,
следует организовывать наблюдение, позволяющее не допускать налоговых ошибок и
несоответствий в учете зачетных операций.
Перечислим основные
ошибки, допускаемые при расчетах с дебиторами:
1)
отсутствие практики проведения инвентаризаций
расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами;
2)
списание взаимных зачетов между статьями текущего
актива и текущих обязательств баланса;
3)
списание дебиторской задолженности за счет
невостребованной задолженности перед другим поставщиком;
4)
списание дебиторской задолженности с истекшим
сроком исковой давности без принятия соответствующих мер по погашению или
взысканию задолженности;
5)
отсутствие соответствующих документов по
взаимозачету задолженностей между предприятиями;
6)
списание кредиторской задолженности за счет
полученного кредита;
7)
отсутствие аналитического учета по счетам расчетов
в разрезе предприятий и хозяйственных операций.
Вопросы взаимоотношений с
дебиторами и кредиторами в форме безналичных расчетов (взаимозачетов) должны
особо рассматриваться на предприятии при осуществлении налогового планирования.
Что касается отражения операций на счетах бухгалтерского учета, то следует
учитывать, что при невозможности отразить в учете те или иные операции в
соответствии с концепциями бухгалтерского учета, необходимо внимательно изучить
ситуацию на предмет соответствия ее требованиям, оговоренным в гражданском
законодательстве.
Невозможность правильно
определить результат финансово-хозяйственной операции на счетах бухгалтерского
учета, как правило, свидетельствует о несоответствии полностью или частично
положениям, регулирующим хозяйственные отношения юридических лиц.
Для построения системы
управления дебиторской задолженностью на предприятии необходимы следующие
основные условия:
1)
установление наиболее благоприятного периода
расчетов с партнерами;
2)
сбор и анализ информации о кредитоспособности
партнера;
3)
установление формы контракта, предусматривающего
возможность расчета с партнером в форме предоплаты;
4)
определение предельной суммы сделки с целью
максимизации дохода;
5)
инвентаризация расчетов и обязательств;
6)
истребование дебиторской задолженности;
7)
организация внутреннего контроля за управлением
дебиторской задолженностью.
Из приведенного перечня
важнейшим условием правильного управления дебиторской задолженностью является
инвентаризация расчетов и обязательств.
Специфика инвентаризации
расчетов состоит в том, что наряду с бухгалтерской информацией проверяется
соответствие совершенных операций нормам гражданского законодательства.
Необходимо установить
причины возникновения дебиторской задолженности, учитывая задолженность,
являющуюся следствием существующих правил расчета. Если дебиторская
задолженность значительна и движения по счетам расчетов не наблюдается,
очевидно, что на предприятии нарушается финансовая и расчетная дисциплина.
Проверка по счетам
расчетов осуществляется по следующим направлениям:
1)
наличие и правильность оформления договоров и
других документов на предмет определения прав и обязанностей сторон;
2)
правильность и полнота получения оплаты за
приобретенные товарно-материальные запасы и их оприходования;
3)
правильность отражения по статьям баланса
соответствующих остатков задолженности;
4)
установление причин образования задолженности,
давности ее возникновения и реальности получения или взыскания. В ходе
инвентаризации расчетов выясняются следующие обстоятельства:
5)
сроки исковой давности по каждой задолженности;
6)
меры, принимаемые для взыскания задолженности;
7)
составление актов сверок расчетов;
8)
составление графиков погашения задолженности и
наличие документов, в которых дебиторы признают свою задолженность;
9)
состояние претензионно-исковой работы;
10)
осуществление контроля за исполнением договорных
обязательств.
Система управления
дебиторской задолженности предполагает применение досудебного урегулирования
спорных вопросов, подробно изложенного в ГК РК. Если спор не решен в
досудебном порядке, то предъявление иска является обязательным доказательством
факта истребования дебиторской задолженности. Спорная задолженность по
претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, требует внимательного
рассмотрения, обращая внимание на явно необоснованные иски, когда заведомо
известно решение суда об отказе в иске. Указанный способ распространен в тех
случаях, когда такое решение суда используется для оправдания списания
нереальной задолженности на расходы с последующим включением в убытки по
финансовой отчетности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|