·
Изменения законодательства
Республики Беларусь или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;
·
Изменение нормативных
актов по регулированию бухгалтерского учёта;
·
Изменения условий
деятельности;
·
Разработки новых способов
ведения бухгалтерского учёта.
Изменения в учётной политике должны быть
обоснованными и оформленными в таком же порядке, как и учётная политика, то
есть приказом или распоряжением руководителя.
К учётной политике предъявляются следующие
основные требования:
-- полнота отражения в бухгалтерском учёте
всех фактов (хозяйственных операций) деятельности предприятия;
-- отражение фактов хозяйственной деятельности
исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования;
-- равенство данных аналитического и
синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными
бухгалтерской и налоговой отчётности;
-- рациональное и экономное ведение учёта
исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия по его
экономическим показателям.
В понятие «выбора способов ведения
бухгалтерского учёта» входят такие вопросы, как:
1. выбор учётных регистров;
2. погашение первоначальной стоимости основных
фондов;
3. формирование фондов и резервов;
4. погашение стоимости нематериальных активов;
5. оценка материальных ресурсов;
6. учёт затрат на производство и
калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг);
7. признание и использование прибыли
предприятия;
8. отражение курсовых разниц;
9. другие вопросы.
При ведении бухгалтерского учёта и составлении
учётной политики надо помнить о том, что расходы и доходы предприятия относятся
к тому месяцу, к которому они имели отношение независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств.
Учётную политику предприятия обязаны знать:
§
руководитель предприятия,
который несёт ответственность за её формирование;
§
бухгалтер предприятия, при
участии которого можно грамотно и всесторонне обосновывать содержание учётной
политики;
§
аудитор, поскольку учётная
политика является одним из объектов исследования, с изучения которых начинается
процесс аудиторской проверки;
§
налоговый инспектор, ведь
от большинства принципов учётной политики зависит порядок формирования того или
иного объекта налогообложения.
При ведении бухгалтерского учёта необходимо
обеспечить:
§
неизменность на протяжении
текущего года принятой методологии отображения отдельных хозяйственных операций
и оценки имущества. Замена методологии на следующий год должна
предусматриваться в примечаниях к годовой финансовой отчётности;
§
полноту отображения в
учёте за отчётный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций,
которые были проведены за это время, и результатов инвентаризации имущества и
обязательств;
§
правильность соотношения
доходов и расходов к соответствующим отчётным периодам, независимо от времени
поступления доходов и оплаты затрат, если остальное не установлено действующим
законодательством;
§
разграничение в учёте
поточных расходов на производство и капитальные инвестиции;
§
тождественность данных
аналитического отчёта оборотам и остаткам синтетичного учёта на первое число
каждого месяца.
Учётная политика предприятия отображается в
Приказе об учётной политике. Приказ об учётной политике включает перечень всех
пунктов принятый на отчётный год учётной политики. Желательно за каждым пунктом
в приказе приводить его нормативное обоснование (указывать, на основании какого
нормативного документа принято то или иное положение об учётной политике).
В широком понимании учётная политика
предприятия оформляется системой внутренней документации при разных участках
учётной работы, её содержание часто раскрывается и в учрежденческих документах
предприятия.
Составною частью организации учёта на
предприятии является перечень документов, которые используются для первичного
отображения хозяйственных операций, а также перечень учётных регистров,
необходимых для накопления и систематизации информации.
Учётная политика организации серьёзно влияет
на размер налоговых платежей в бюджет. Больше всего это влияние проявляется
через такие элементы учётной политики, как способ начисления амортизации
основных средств и МБП, методы оценки материально-производственных запасов,
порядок учёта доходов и расходов при выполнении работ (услуг) по долгосрочным
договорам, порядок учёта курсовых разниц и иное.
В течение многих лет руководители, бухгалтеры
и налоговые органы считали, что в учётной политике может быть установлен только
один, выбранный организацией, способ оценки имущества и отражения операций в
учёте. Но практика показывает, что такие ограничения не всегда обоснованы.
Если организация уверена в постоянстве условий
хозяйствования, она может зафиксировать в учётной политике только конкретные
методы ведения учёта.
В учётной политике ООО «БАССинвест» на 2005
год отмечено, что учёт и оценка готовой продукции оценивается по фактической
себестоимости её изготовления.
3.2 Учёт реализации продукции (работ,
услуг)
Завершающей стадией процесса кругооборота
средств предприятия является реализация продукции (работ, услуг), в результате
чего готовые изделия (работы, услуги) превращаются в деньги.
Датой или моментом реализации готовой
продукции в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для
целей налогообложения считается дата возникновения налогового обязательства по
мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее
ранняя из дат: день отгрузки готовой продукции; день оплаты готовой продукции.
Оплатой готовой продукции признается
прекращение встречного обязательства покупателя соответствующей готовой
продукции перед продавцом, которые непосредственно связаны с поставкой
(передачей) этой готовой продукции, за исключением прекращения встречного
обязательства путем выдачи покупателям – векселедержателем собственного
векселя.
Реализация – основной объемный показатель
деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность
хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование
процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе
составляется план по ассортименту, являющийся основанием организации
производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы
согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками сырья. С покупателями
заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки,
количество и качество продукции, цена, форма расчетов, срок действия договора.
Готовая продукция на складе учитывается
материально-ответственными лицами в карточках складского учёта или в складских
книгах, в которых записывается каждый приходный и расходный документ и выводится
остаток готовой продукции. При наличии ПЭВМ складской учёт механизируется.
Основными объектами при реализации являются:
готовая продукция; товары отгруженные; реализованная продукция; финансовый
результат от реализации (прибыль или убыток).
Основными задачами учёта процесса реализации
являются:
Ø
определение фактического
объёма реализации продукции (работ, услуг);
Ø
определение полной
себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);
Ø
определение финансового
результата от реализации продукции (работ, услуг).
Отгрузка продукции покупателям производится по
договорам поставки, и основным документом является товарно-транспортная
накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2) с обязательным заполнением всех
реквизитов, необходимых для списания у поставщика и оприходования у
грузополучателя, а также проведения безналичных расчётов с включением ставки,
суммы НДС и всего с НДС.
Все документы на отгруженную
продукцию, работы, услуги передаются в бухгалтерию или финансовый отдел для
выписки расчётно-платёжных документов: счетов-фактур, платёжных требований,
счетов-фактур (форма СФ-1) по работам и услугам для расчёта НДС. На продукцию,
доставляемую автотранспортом, выписывается товарно-транспортная накладная
(форма ТТН-1). Выполненные работы и услуги оформляются приёмосдаточными актами.
При предварительной оплате продавец выписывает счёт (счёт-фактура) для
перечисления денежных средств за предстоящую отгрузку.
Для учёта доходов и расходов и
выявления финансовых результатов деятельности используются следующие счета:
90 «Реализация»;
91 «Операционные доходы и
расходы»;
92 «Внереализационные доходы и
расходы».
Счёт 90 «Реализация» используется
для учёта доходов и расходов, связанных с видами деятельности, указанными в
уставе организации, и выявления финансовых результатов по реализации:
·
готовой
продукции и полуфабрикатов собственного производства;
·
работам и
услугам промышленного и непромышленного характера; строительным, монтажным,
научно-исследовательским и другим работам;
·
товарам;
·
услугам по
перевозке грузов и пассажиров;
·
услугам связи;
·
услугам по
транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам;
·
предоставлению
за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды
(лизинга);
·
предоставлению
за плату прав интеллектуальной собственности (промышленные образцы и другое).
В соответствии с
Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» предусмотрено
два варианта отражения в учёте реализации продукции, товаров (работ, услуг):
1. продукция, товары,
услуги считаются реализованными, когда они отгружены покупателям и расчётные
документы предъявлены покупателю или сданы в банк, то есть когда право
собственности на отгруженную продукцию сразу переходит к покупателю;
2. по мере оплаты
расчётных документов покупателями и поступления средств на расчётный счёт
продавца.
Записи по счётам при
первом варианте следующие:
|