ценностных ориентаций, особенно при принятии управленческих решений.
В таких случаях менеджер, от которого зависит удовлетворение данных
притязаний, должен учитывать многие факторы, начиная с общественного мнения
коллектива, профессиональной подготовленности и квалификации претендента и до
возможных перспектив для других сотрудников и пользы от предстоящих перемен для
руководимого им предприятия.
Вывод:
В разных организациях. в ценностных ориентациях большую роль играют
групповые нормы, принятые в коллективе. Из всего вышесказанного следует, что
каждый управленец должен учитывать эти факторы при принятии решений
Формальную[8]
составляют руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля.
Например, директор завода и его заместители или заместитель директора по
производству и начальники производственных цехов. В процессе работы происходит
объединение людей в группы, которые являются неформальными, ибо образуются
спонтанно, а не по воле руководства. Таким образом, внутри формальной
организации существует сеть неформальных групп, составляющих неформальную
организацию.
Западные
специалисты выделяют 5 ступеней формирования неформальных групп. На первой
ступени люди объединяются неосознанно, стихийно, реагируя на какие-либо
события, например, на опасность. На второй ступени основой объединения бывают
обычно более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к
чему-либо или к кому-либо. На третьей ступени неформальный коллектив уже организационно
сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-либо внешней постоянной
опасностью. На четвертой ступени объединяющим людей фактором выступает уже
нечто позитивное – стремление на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе
или вступление в престижный клуб. И все же такие неформальные объединения
временны. Постоянными они становятся на пятой ступени, когда люди объединяются
для решения крупных долгосрочных целей, достичь которых иначе нельзя. Так
появляются профессиональные союзы и политические партии, которые по своему
характеру уже приближаются к формальным.
Вывод:
На мой взгляд, в
любой организации должны быть неформальные группы. Руководство должно проводить
корпоративные вечеринки, праздники и другие мероприятия для формирования и
образования неформальных групп. Если люди работают в коллективе со здоровой
атмосферой, то и результаты их труда будут более высокими. Но при этом
управляющие не должны перестараться в предоставлении свободы подчиненным, чтобы
они не забывали про свои обязанности в этой организации.
4.1.Решение как процесс и результат
Решение[9]
– волевое воздействие человека на объект управления для решения проблемы, выбор
альтернативы для достижения поставленной цели.
Решение –
предписание к действию с целью решения проблемы.
Решение – есть
план разрешения проблемы.
Решение – это
результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу
или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка
какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Компоненты
управленческого решения:
·
Акт
выбора альтернатив;
·
Способ
разрешения проблемы;
·
Управляющее
воздействие;
·
Процесс.
Решение есть
результат труда руководителя получаемый в процессе переработки информации,
которая является основным предметом труда руководителя.
Решение как
процесс предполагает очередность действий субъекта управления.
Процесс –
цикличность цикла состоит из строго определенных стадий:
1.разработка и
принятие управленческих решений;
2.организация
выполнения и контроля управленческого решения.
В этом случае
решение должно соединять процесс и результат.
Под
управленческим решением понимается:
·
Поиск и
нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального
варианта действий руководителя;
·
Конечный
результат постановки выработки управленческого решения.
Управленческим
называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:
·
стратегическое
планирование;
·
управление
управленческой деятельностью;
·
управление
человеческими ресурсами;
·
управление
производственной и обслуживающей деятельностью;
·
формирование
систем управления компании (методология, структура, процесс, механизм);
·
управленческое
консультирование;
·
коммуникация
с внешней средой.
Управленческое
решение – развернутый во времени логически-мыслительный,
эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы,
выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с
привлечением других лиц.
Вывод:
Принятие
управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности. Принятие
управленческого решения – это процесс, а результат этого процесса – это само
решение. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в
котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены
исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность.
Под качеством
управленческого решения следует понимать степень его
соответствия
характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем.
На качество
принимаемых решений могут влиять самые разнообразные факторы:
1.
законы
объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения.
2.
четкая
формулировка цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные
результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и
достигнутые результаты.
3.
организационные
структуры управления.
4.
методы и
методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма
лидирует – методика одна, если следует за другими - иная).
5.
объем и
ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого
решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровень
профессионализма, опыта, интуицией кадров.
6.
время
разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение
принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита
ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюктуры, непоследовательного
поведения политиков).
7.
формы и
методы осуществление управленческой деятельности.
8.
субъективность
оценки варианта выбора решений – чем более неординарным является управленческое
решение, тем субъективнее оценка.
Подготовка,
принятие и реализация управленческого решения являются процессами сложными и
многоэтажными. На этапе подготовки управленческого решения осуществляется
изучение особенностей ситуации, сбор, обработка полученной информации,
определяются проблемы, требующие своего решения.
На этапе принятия
решения происходит разработка и оценка различных вариантов решений.
Определяется система действий, происходит выявление варианта решения; делается
выбор и происходит принятие наилучшего в конкретных условиях решения.
На этапе
практической реализации решения выявляется система мер, необходимых для конкретизации
решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом
выполнения немеченого, вносятся необходимые корректировки и делается оценка
результата, полученного от выполнения решения.
Вывод:
Управленческие
решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного
развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависит
от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки
ситуации, механизма реализации решений и т.п. При этом необходимо всегда
помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными,
если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии
производственной системы.
Особенности
управления в государственной службе[10] проявляются прежде всего в
конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля,
ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в
государственной службе обладает соответствующей спецификой:
Планирование и
прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых
вышестоящими органами, а в конечном счете – народом на основе демократического
выбора;
Организация
государственной службы имеет иерархическую структуру и соответствующие ей
управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается
особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем,
имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих
организациях;
Мотивация в
государственной службе в меньшей степени основывается на денежном
вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж,
выполнение важной работы, стабильность и др.);
Контроль и оценка
результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими
структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с
помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в
государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в
коммерческой организации.
Государственная
власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной
власти, т.к. служат общему совокупному интересу государства и общества.
Являясь формой
осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется
присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных
полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению;
применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего
государственную и муниципальную власть; универсальный характер; осуществление
специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена
налогов и сборов).
Своеобразие
местного самоуправления обусловлено особенностями управления на местах. Его
специфическими чертами являются:
1. различие в характере самой
власти. Центральная государственная власть – власть суверенная, верховная,
могущая себя реформировать. Органы местного самоуправления – власть подзаконная,
действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью. Не случайно
в наши дни стала расхожей фраза о том, что муниципальные органы не обладают
полномочиями устанавливать собственную компетенцию;
2. разграничение сфер
компетенции центральных и местных властей, т.е. ограниченность круга дел,
предоставленных местному самоуправлению;
3. более или менее
самостоятельные источники финансовых средств, достаточные для осуществления
своих полномочий;
4. наличие выборных органов
местного самоуправления.
Это универсальные
признаки, сопутствующие местной власти.
Вывод:
Принципы
государственного и муниципального управления закреплены в Конституции РФ, целью
как государственного, так и муниципального управления является создание
наилучших условий для проживания населения и реализации творческой инициативы
граждан, оно распространяется на все общество, решает проблемы всего населения
и опирается на аппарат принуждения.
Прогноз – попытка
предвидения будущего – научно аргументированные суждения о вероятных
перспективах организации, о возможных в будущем состояниях того или иного
аспекта ее деятельности, альтернативных направлениях и сроках достижения
намеченных целей.
Исходя из
определения прогноза, можно сказать, что его роль в управляемом решении очень
высока, т.к. прогноз позволяет скорректировать цель, которая является одним из
основополагающих факторов управленческого решения, а значит прогноз влияет на
выбор вариантов решения (меры для решения целей).
Прогнозы бывают:
По целевому
назначению:
·
Поисковые
(состояние объекта прогноза)
·
Нормативные
(определение путей и сроков достижения искомых состояний)
По критерию
объекта прогнозирования:
·
Научно-технические;
·
Социальные;
·
Социально-экономические
и др.
По критерию
горизонта прогнозирования:
·
Текущие
·
Средние
Страницы: 1, 2, 3, 4
|