рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экон...

Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применя­емые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформ­ления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

*   методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

*   порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Кроме того, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных доку­ментов могут составляться сводные учетные документы.

Из всех перечисленных аспектов только возможность выбора одного из методов оценки отдельных видов имущества и обязательств относит­ся к области управленческого бухгалтерского учета. Все остальные аспекты — это основные направления создания системы внутреннего конт­роля в организации,

Согласно п. 5 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” предприя­тия имеют возможность выбора:

1) рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета,

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в ред. при­казов Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 г. № 31, от 17 февраля 1997 г. № 15) субсчета, предусмотрен­ные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсче­тов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;

2) форм первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны про­водить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой прове­ряется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. №49) (п.1.4)основными целями инвентаризации являются:

*   выявление фактического наличия имущества;

*    сопоставление фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета;

*   проверка полноты отражения в учете обязательств;

4) правил документооборота и технологии обработки учетной инфор­мации. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105, движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, при­нятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) регла­ментируется графиком. Работу по составлению графика документообо­рота организует главный бухгалтер. График документооборота утверж­дается приказом руководителя предприятия (учреждения). График дол­жен устанавливать на предприятии (в учреждении) рациональный доку­ментооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный доку­мент, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учет­ной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных фун­кций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автома­тизации учетных работ;

5) порядка контроля за хозяйственными операциями.

Так, например, в соответствии с п. 1.3. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций целями учета долгосрочных инвестиций являются:

* своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учи­тываемым объектам;

* обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

* правильное определение и отражение инвентарной стоимости вво­димых в действие и приобретенных объектов основных средств, земель­ных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

* осуществление контроля за наличием и использованием источни­ков финансирования долгосрочных инвестиций.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Министер­ства финансов СССР от 18 октября 1979 г. № 166) (п. 1.2) бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях и в организациях должен обеспечить:

* контроль за сохранностью предметов в местах их хранения и эксп­луатации;

* правильное и своевременное документальное оформление опера­ций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

* своевременное получение точных данных о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

* наблюдение за соответствием фактического наличия предметов ус­тановленным нормам запасов;

*   правильное исчисление суммы погашения стоимости предметов, на­ходящихся в эксплуатации, и отнесение этой суммы на себестоимость про­дукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п.

Согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” (ст. 5 п. 3) “Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирую­щих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную по­литику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей дея­тельности”. Следовательно, в Законе подчеркивается, что система внут­реннего контроля каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видам деятельности.

Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на оте­чественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций.































2.                    Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроля

2.1.        Цели и средства внутреннего контроля системы бухгалтерского учета

 

Любая хозяйственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский учет включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета “1С-Бухгалтерия.7.7”

Система бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД” включает в себя элементы, представленные в Приложении 1.

Эффективная система бухгалтерского учета должна обеспечивать:

·        отражение в учете всех без исключения факторов хозяйственной деятельности;

·        однозначную идентификацию хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании;

·        правильность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении (валюте РФ)

·          отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которых они имели место, и определение точного времени совершения хозяйственных операций;

·          своевременное, правилъное и оперативное формирование внешней и внутренней отчетности.

Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД”, дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам ООО “Транссервис ЛТД” информацию о совершенных хозяйственных операциях.

В системе бухгалтерского учета данного предприятия используется два основных типа данных:

• нормативно-справочная информация (НСИ);

• данные по хозяйственным операциям.

НСИ имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации. Например, тарифная сетка используется для расчета заработной платы рабочих ООО “Транссервис ЛТД”, а предельные размеры кредита для покупателя — для принятия решения о приеме заказов или об отказе от них.

Данные по хозяйственным операциям носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о числе часов, которые данный сотрудник отработал за конкретную неделю, используются для расчета его заработной платы. Ошибки в НСИ имеют более серьезные последствия по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным опера­циям, посколъку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены. Особенно часто это проявляется в компьютеризированных системах, в ко­торых НСИ формируется обычно в самом начале создания системы.

Концептуально система бухгалтерского учета обособлена от конт-
рольных процедур, образующих третий элемент структуры контроля.
Однако на практике такого разделения между системой бухгалтерского
учета, использующейся для достижения целей контроля, и процедурами
контроля хозяйственных операций, регистрируемыми системой бухгал-­
терского учета, не существует. Именно поэтому состав и содержание кон-
трольных процедур зависит от элементов системы бухгалтерского учета,
например средств обработки, объема хозяйственных операций, уровня
совершенства и т.п. Простая ручная система бухгалтерского учета и вы-
сокосовершенная система бухгалтерского учета на базе компьютерных
технологий направлены на достижение целей проведения контроля в слу-
чае, если процедуры контроля хозяйственных операций, обработанных
каждой системой, соответствуют ей.                             :;
Так, ручная система бухгалтерского учета, использующаяся для об­
работки счетов-фактур на реализацию продукции, может способствовать достижению цели, заключающейся в контроле за процессом реализации в случае, если:

• все счета-фактуры и документы на отгрузку были предварительно пронумерованы;

• отсутствующие или неподходящие документы были выявлены и от-корректированы лицами, не занимающимися отгрузкой или составлением счетов-фактур;

• персонал службы контроля провел проверку и утвердил вышеука-занные процедуры.

В совершенной компьютеризированной системе соответствующая процедура контроля обычно включает в себя:

• проверку совместимости заказов на отгрузку с файлом заказа и фай-

 лом хозяйственной операции по реализации;

• выдачу компьютером отчета;

• управление программами защиты файлов данных;

• осуществление контроля и руководства со стороны персонала, име-ющего соответствующие полномочия.

В каждом случае состав процедур контроля определяется составными элементами системы бухгалтерского учета.

Система же бухгалтерского учета сама является предметом, для которого необходим строгий внутренний контроль. Но поскольку система бухгалтерского учета является неотъемлемой частью всех функциональных областей, то нет необходимости представлять ее в виде отдельной схемы. Цели системы внутреннего контроля и примеры средств контро­ля на ООО "Транссервис ЛТД", используемых для их достижения, приводятся ниже.

Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета

Примеры средств внутреннего контроля, служащих для достижения целей

1. Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные, и только санкционированные операции

Контроль доступа к терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):

 - исключительный доступ для ограниченного круга пользователей

-         контроль за взаимосвязанными операциями

-         документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей

-         проверка полноты бухгалтерских записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер

-         разделение обязанностей между подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных операций и разноской по счетам бухгалтерского учета

2. Точная входящая информация

Внутренняя проверка на начальной  стадии:

-         выборочные проверки суммирования  расчетов

-         использование внутрифирменных должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор

-         регулярные проверки качества выполненного анализа

-         анализ внутренними аудиторами ошибок кодирования

3. Точная разноска по регистрам бухгалтерского учета

Регулярная сверка счетов:

-         регулярное составление пробного баланса

-         использование документов дебиторов и кредиторов для проверки точности остаток в журналах учета расчетов с дебиторами и кредиторами

-         сверка выписок банка и кассовой книги

-         контроль соблюдения сметы и прочие виды контроля за существенными суммами

4. Сохранность учетных документов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.