Обмен такой информацией помогает и
командованию и военному прокурору более глубоко разобраться в истинном
положении дел, целеустремленно проводить профилактические мероприятия по
укреплению правопорядка и дисциплины в войсках. На основе информации о
состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках, полученной по всем
указанным каналам, командование обслуживаемых частей определяет
профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений и
укрепление воинской дисциплины и законности. Военный прокурор должен добиваться
включения в планы командования своих мероприятий по наиболее актуальным
вопросам, вытекающим из фактического положения дел с преступностью в обслуживаемых
войсках. Содержащиеся в таких планах мероприятия, которые относятся к
деятельности военной прокуратуры, должны обобщаться и учитываться при
разработке перспективных и текущих планов ее работы и включаться в число
мероприятий, подлежащих выполнению.
Важной формой взаимодействия является
непосредственное участие военных прокуроров и следователей в рассмотрении
командованием внесенных в его адрес предложений, оказание ему всемерной
помощи в выработке конкретных мер по устранению причин и условий способствовавших
правонарушению, с последующим активным участием в их реализации.
Взаимодействие
с командованием необходимо и при проведении предупредительно-воспитательных
мероприятий в связи с расследованием уголовных дел. В этих случаях вся
профилактическая работа согласуется с командиром части и его заместителем (
начальником штаба ). В ней участвуют военные юристы, дознаватели, командиры -
каждый по своей линии, но совместный план придает их усилиям общую
целенаправленность и согласованность. Этим достигается основная цель :
недопущение повторения подобного негативного явления как в данной части, так и
в других частях.
Командованием и военной прокуратурой
практикуются заранее запланированные совместные выезды в отстающие по состоянию
воинской дисциплины части. В этом случае каждая из взаимодействующих сторон
выполняет комплекс мероприятий, относящихся к ее компетенции, чем достигается
всестороннее воздействие на причины и условия, порождающие правонарушения[41], на сознание военнослужащих,
склонных к нарушениями воинской дисциплины. Работники военной прокуратуры при
этом проводят прокурорские проверки, ознакомление с состоянием сохранности,
учета и расходования имущества, соблюдением в подразделениях требований
воинских уставов, распорядка дня, снабжения положенным довольствием, условиями
быта и отдыха военнослужащих, их медицинскими обслуживанием; уделяют внимание
осуществлению борьбы с недоброкачественными поставками продовольствия,
материалов, медикаментов в войска и осуществляют другую профилактическую
работу.
В ходе этой работы военные прокуроры
знакомятся с состоянием дисциплинарной практики военных комендатур и других
воинских частей, проверяют законность содержания арестованных на гауптвахтах,
проводят при необходимости другие мероприятия . На выявленные нарушения
законности военный прокурор реагирует присущими ему правовыми средствами и при
возможности через представителей командования, входящих в состав комиссии,
осуществляет меры по устранению причин и условий, способствующих
правонарушениям.
Работа военных прокуроров по укреплению
законности и правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется в тесном
взаимодействии с соответствующими военными судами.
Наиболее распространенные формы этого
взаимодействия:
- совместное участие в профилактической
работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в
расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и
условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая
пропаганда и др.);
- совместное изучение прокурорской и
судебной практики, разрешение дел и назначения наказаний;
- участие совместно с командованием в
выездах в части, отстающие по состоянию дисциплины;
- совместная или согласованная подготовка
материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.
Военный прокурор должен поддерживать
деловые связи и с другими правоохранительными органами. Важное значение имеют,
например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и
милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия
преступлений и розыска преступников. Примером такого взаимодействия может
служить деятельность военной прокуратуры Пограничных войск Российской
Федерации. Всего в 1995 году на основе информации, представленной органами ФСБ,
возбуждено 118 уголовных дел на 137 военнослужащих и гражданских лиц; в группе
погранвойск в Республике Таджикистан , в результате тесного взаимодействия с
органами военной контрразведки привлечено к уголовной ответственности и
осуждено 34 военнослужащих; в 17 случаях сотрудники отделов ФСБ принимали
участие в мероприятиях по возбужденным уголовным делам и выполняли поручения
военных прокуроров о проведении оперативно - розыскных мероприятий в отношении
лиц, проходивших по материалам дел.[42]
Правильная координация усилий вышеуказанных
органов и военной прокуратуры позволяет не только раскрывать уже совершенные
преступления, но и предотвращать преступления и тяжкие последствия путем
совместного проведения проверок и выявления грубых нарушений закона При этом
работа военной прокуратуры и отделов ФСБ не дублируется и не подменяет друг
друга. Используя свои специфические формы и методы работы, сотрудники органов
ФСБ оперативным путем получают сведения о нарушениях закона, информируя о них
работников прокуратуры, помогают объективно закреплять их.
В частности, по информации 8 отдела
Управления военной контрразведки ФСБ России военной прокуратурой Федеральной
пограничной службы совместно с оперативными сотрудниками ФСБ в декабре 1994 -
январе 1995 г. проведены проверки исполнения должностными лицами Тихоокеанского
пограничного округа, Дальневосточного пограничного округа и центрального
аппарата Федеральной пограничной службы России уставных обязанностей по
обеспечению боевой готовности техники и вооружения, обучению личного состава.
Выявлены многочисленные нарушения, повлекшие направление из этих пограничных
округов в составе мотоманевренных групп в район боевых действий в Чечне
неисправной боевой техники и необученного личного состава. Только в связи с
принятыми Директором Федеральной пограничной службы России по информации 8
отдела Управления Военной контрразведки ФСБ России и представлению военного
прокурора Федеральной пограничной службы мерами по замене и ремонту боевой
техники, доучиванию личного состава удалось избежать тяжких последствий в
войсках.
Военной прокуратурой Тихоокеанского пограничного
округа и отделом ФСБ по этому округу в связи с имеющими сигналами в
сентябре-октябре 1995 г. проведена проверка исполнения законодательства о
сохранности оружия и боеприпасов. Выявлены многочисленные нарушения, которые
могли привести к их хищению: комнаты для хранения оружия и склады РАВ были
оборудованы с серьезными нарушениями, периодические проверки наличия оружия
начальниками пограничных застав, начальниками службы РАВ отрядов и начальниками
отрядов не проводились, учет оружия и боеприпасов в ряде частей не
соответствовал действительности, допускались факты безучетной выдачи оружия,
передачи его гражданским лицам для охоты и др. По представлению военного
прокурора и информации начальника отдела ФСБ командующим войсками
Тихоокеанского пограничного округа приняты меры к устранению этих нарушений.[43]
Вместе с тем есть и примеры неудач, причина
которых заключалась в разобщенности и несогласованности действий военной
прокуратуры и оперативных работников вышеуказанных органов.
Порой информация из отделов ФСБ о
совершенных или готовящихся правонарушениях поступает в военную прокуратуру с опозданием,
что не позволяет оперативно закреплять доказательства в установленном
уголовно-процессуальном порядке и ведет к их утрате, создает предпосылки к
затягиванию сроков проведения следствия. Иногда материалы, представляемые в
военную прокуратуру содержат поверхностные и не конкретные объяснения, а явки с
повинной получены с нарушением требований закона и не оформляются протоколами,
изъятие вещественных доказательств производится ненадлежащим образом и т.п.
При выезде в военную прокуратуру Группы пограничных
войск Российской Федерации в Республике Таджикистан вскрыты факты когда
сотрудники ФСБ уклонялись от оперативных мероприятий по поручениям
следователей. В частности, 20 декабря 1994 г. из военной прокуратуры Северо -
Западного пограничного округа в адрес начальника отдела военной контрразведки
48-го пограничного отряда подполковника Потемкина А.П. поступило отдельное
поручение с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия с целью
установить связи обвиняемого Кормагина с местным населением и возможным
получением им от них вознаграждений за отключение участков сигнализационной
системы. Несмотря не неоднократные напоминания со стороны помощника военного
прокурора Группы пограничных войск в Республике Таджикистан капитана юстиции
Усарова Б.Ш. данное отдельное поручение выполнено не было и только в апреле
1995 г. поступило в прокуратуру сообщение о невозможности проведения
оперативно-розыскных мероприятий, без разъяснения каких-либо причин.
Допускались случаи когда военные прокуроры
неохотно принимали к производству материалы о злоупотреблениях должностных лиц
в сфере хозяйственно-финансовой деятельности. В частности, из направленных в
1995 г. военному прокурору Дальневосточного пограничного округа 4-х информаций
о фактах злоупотребления с признаками хищения материальных ценностей со стороны
должностных лиц 75-го и 78-го пограничных отрядов, прокурорские проверки до
сего времени не окончены и законного решения не принято.[44]
Контакты с местными территориальными
прокурорами и милицией осуществляются при решении таких вопросов, как
взаимоотношение военнослужащих с местным населением, поддержание порядка в
общественных местах, посещаемых военнослужащими, безопасность дорожного
движения и т.д.
Эффективность прокурорских проверок
значительно повышается, если они осуществляются одновременно военным и
территориальным прокурорами. Такое взаимодействие дает хорошие результаты при
осуществлении надзора за исполнением законов об ответственности за выпуск и
поставку в войска недоброкачественной продукции (военные прокуроры по заранее
согласованному плану проводят проверку в военном представительстве, а
территориальные - на предприятиях); при надзоре за исполнением Закона
Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” (военные
прокуроры занимаются проверкой в военкоматах, территориальные - в поднадзорных
им учреждениях, учебных заведениях, предприятиях).
Большое значение в организации
взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с преступностью и другими
правонарушениями, имеют территориальные (районные, городские) межведомственные
координационные совещания, состоящие из руководителей правоохранительных
органов и возглавляемые соответствующими прокурорами. [45] Являясь одновременно и формой
взаимодействия, координационное совещание - межведомственный, постоянно
действующий орган, все члены которого имеют равные права и обязанности.
Координационное совещание в пределах своей
компетенции решает задачи во всех направлениях ведомственно - отраслевого
взаимодействия. На этих совещаниях обсуждаются актуальные проблемы борьбы с
преступностью и иными правонарушениями, разрабатываются совместные планы
проведения согласованных мер, направленных на укрепление законности. Проведение
таких мер для участвующих органов намечается с учетом их возможностей и
компетенции. Контроль за проведением профилактических мер, намеченных
координационными совещаниями, осуществляется руководителями тех органов,
которые непосредственно входят в то или иное мероприятие. Результаты совместных
действий обсуждаются на координационных совещаниях с тем, чтобы оценить их
эффективность и на этой основе наметить пути совершенствования совместной
профилактической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, с возрастанием роли
законности, как фактора, оказывающего влияние на состояние боеготовности войск,
возрастает и значение военной прокуратуры, призванной обеспечить законность в
Вооруженных Силах Российской Федерации. И чем активнее и наступательней
осуществляют свою деятельность военные прокуроры, тем выше эффективность их
деятельности, тем более положительное влияние она оказывает на законность, и,
следовательно, на боеготовность частей и соединений.
Однако, до сих пор нет единства мнений по
ряду важных теоретических и практических вопросов взаимодействия, не изжиты
полностью оттенки ведомственных различий в понимании задач, прав и обязанностей
взаимодействующих субъектов. Вместе с тем, прокурорские и следственные работники
военной прокуратуры активно взаимодействуют с командованием, военными судами и
различными территориальными правоохранительными органами, особенно с милицией,
которая в нашем государстве является основным органом дознания общей
компетенции.
Изучение практики расследования
преступлений в войсках показывает, что, если организация взаимодействия с
военными органами дознания не вызывает у прокурорско - следственного состава
военной прокуратуры серьезных затруднений, то при осуществлении совместной
правоохранительной деятельности с милицией и иными территориальными
правоохранительными органами имеется еще немало негативных моментов. Например,
если в орган внутренних дел на осмотр места происшествия выезжает, помимо
следователя, еще и оперативная группа, то в военной прокуратуре всю техническую
работу по осмотру места происшествия делает сам следователь. Потеря “ мозгового
центра “ в лице следователя тормозит начальный этап расследования. Особенно
ярко все это выражается в осмотрах места происшествия по делам о дорожно -
транспортных происшествиях, когда присутствие сотрудника Государственной
автомобильной инспекции, порой, просто необходимо. [46] То же самое можно сказать и о
получении оперативной информации работниками военной прокуратуры.
В известной мере эти моменты объясняются
тем, что законодательство отношения взаимодействия указанных субъектов
регулирует в общем виде, что не может не отразиться на практической стороне
этих отношений. В новой редакции Закона Российской Федерации “ О прокуратуре
Российской Федерации “ от 17 ноября 1995 года отсутствует такая форма
взаимодействия, как правовая пропаганда (указанный закон содержал в старой
редакции подобную форму в статье 3). Возлагая на прокуратуру обязанность
осуществления координации деятельности правоохранительных органов,
вышеуказанный закон установил, что она должна осуществляться федерального
закона, то есть его самого, и утверждаемого Президентом Российской Федерации
Положения о координации деятельности по борьбе с преступностью.[47] Однако, увы, данное Положение
находится лишь на бумаге, тогда как необходимость законодательного регулирования
данного процесса просто необходима, ибо статья 4 Положения о военной
прокуратуре закрепляет взаимодействие с вышеуказанными органами в качестве
принципа организации деятельности военной прокуратуры. На деле же данный
принцип остается лишь декларированным утверждением и ни подкреплен, ни
гарантирован законодателем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|