Хладотранспорт
Хладотранспорт
Содержание
Введение
Исходные данные
Основная часть
Литература
Приложение
Введение
Обеспечение
быстрой и качественной транспортировки скоропортящейся продукции от
производителей к потребителям имеет не только важное экономическое, но
и социальное значение, поскольку снабжение населения продуктами питания
– одна из главнейших задач любого государства.
Большинство
сельскохозяйственных пищевых продуктов относятся к группе
скоропортящихся, которые требуют специальных условий хранения и
транспортировки. Даже при кратковременном хранении в обычных условиях
ухудшается их качество. Сочетание целого ряда причин приводит к порче
продуктов – это и химический состав самого продукта, и наличие в
продуктах и на поверхности микроорганизмов, и неблагоприятные условия
хранения. Чтобы продлить срок хранения продуктов с давних пор
использовались различные способы их консервирования, в том числе холод.
Сохранение
скоропортящихся продуктов может быть обеспечено, если для этого есть
все необходимые средства, т.е. холодильники на местах сбора продуктов
и производства их погрузки, изотермический подвижной состав и
холодильники в местах потребления продукции. Необходимо, чтобы во всех
звеньях этой цепи для каждого продукта поддерживался оптимальный режим
хранения и перевозки.
В условиях
рыночной экономики отправитель вынужден заботится о качестве продукции,
о её продвижении, в противном случае он потеряет клиентуру. Все – и
отправители, и посредники, и транспортные организации, и получатели
заинтересованы в качественной и своевременной доставке грузов. В новых
условиях проблему доставки скоропортящихся грузов можно решать путём
системного подхода, базирующегося на принципах логистики, которая
нацелена на организацию процесса качественной доставки грузов «точно в
срок», без сверхнормативных потерь, с минимальными затратами.
Исходные
данные
Направление
перевозки – Ташкент – Москва.
Грузопоток – 590
тыс. т. в год.
Таблица 1
Процент
каждого вида скоропортов
Овощи свежие
|
Фрукты и
ягоды
|
Масло
животное
|
Консервы
|
Виноградное
вино и пиво, мин-воды
|
25
|
15
|
5
|
35
|
20
|
Таблица 2
Параметры
наружного воздуха для лета
Температура, оС
|
Относительная
влажность, %
|
34
|
40
|
Наименование
груза – дыни.
Таблица 3
Погрузочная
масса и виды тары для перевозимых продуктов
Наименование продукта
|
Погрузочная масса, т/м3
|
Виды тары
|
Овощи свежие
|
0,34
|
Деревянные ящики
|
Фрукты и ягоды
|
0,34
|
Деревянные ящики
|
Масло животное
|
0,70
|
Деревянные ящики
|
Консервы
|
0,60
|
Деревянные ящики
|
Виноградное вино и пиво,
мин-воды
|
0,40
|
-
|
Коэффициенты
неравномерности перевозок скоропортящихся грузов примем следующие:
для плодоовощей
– 1,8;
для масла
животного – 1,5;
для консервов –
1,9;
для
виноградного вина и пива, мин-вод – 1,3.
Основная
часть
1. Определить способы
перевозки скоропортящихся грузов в
зависимости от
их термической подготовки и климатической зоны заданного направления
Способы
перевозки грузов на направлении Ташкент – Москва приведём в таблице 4.
Ташкент –
Узбекская ж/д;
Москва –
Московская ж/д.
Расстояние
перевозки Ташкент – Москва – 3314 км.
Следует через
станции: Арысь – Кзыл-Орда – Аральское море – Актюбинск – Илецк – Оренбург –
Бузулук – Самара – Сызрань – Рузаевка – Кустарёвка – Рязань.
Выбор условий
перевозок произведём по участку с наиболее тяжёлыми климатическими
условиями: при перевозках с охлаждёнием учитывается наиболее тёплая
климатическая зона ( в данном случае летний период – с 16 марта по
14 ноября включительно, переходный – с 15 ноября по 14 декабря и с
16 февраля по 15 марта, зимний – с 15 декабря по 15 февраля ), при
перевозках с отоплением – наиболее холодная ( в данном случае летний
период – с мая по октябрь включительно, переходный – ноябрь и апрель,
зимний – с декабря по март включительно1 ).
1 Каехтина Р.И. Технология
перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002 – С.
68-69.
Таблица 4
Способы
перевозки грузов на направлении Ташкент – Москва
№ пп
|
Наиме- нование груза
|
Период года и предельные сроки
перевозки
|
Летний
|
Переходный
|
Зимний
|
тип под-вижного состава и
темпера-турный режим
|
предель-ный срок перевоз-ки,
сут.
|
тип под-вижного состава и
темпера-турный режим
|
предель-ный срок перевоз-ки,
сут.
|
тип под-вижного состава и
темпера-турный режим
|
предель-ный срок перевоз-ки,
сут.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Овощи свежие
|
рефриже-раторные вагоны с
охлаж-дением от +2оС до +15оС
|
от 3 до 30
|
рефриже-раторные вагоны с
охлаж-дением от +2оС до +15оС
|
от 6 до 30
|
рефриже-раторные вагоны с
отоп-лением от +2оС до +15оС
|
от 6 до 30
|
2
|
Фрукты и ягоды
|
рефриже-раторные вагоны с охлаж-дением
от +2оС до +5оС
|
от 3 до 25
|
рефриже-раторные вагоны с
охлаж-дением от +2оС до +5оС
|
от 15 до 30
|
рефриже-раторные вагоны с
отоп-лением от +2оС до +5оС
|
от 15 до 30
|
3
|
Масло животное
|
рефриже-раторные
вагоны от +2оС до +5оС
|
30 ( с
охлаж-дением )
|
рефриже-раторные
вагоны от +9оС до +15оС
|
30 ( с
охлаж-дением )
|
рефриже-раторные
вагоны от +2оС до +5оС
|
30 ( с
охлаж-дением ) 10 ( без охлаж-дения )
|
4
|
Консервы
|
рефриже-раторные
вагоны, крытые вагоны ( кроме июня, июля и августа ) от +2оС
до +5оС
|
10-30
|
рефриже-раторные,
крытые вагоны от +2оС до +5оС
|
15-30
|
рефриже-раторные
вагоны от +2оС до +5оС
|
10-30
|
5
|
Виноград-ное
вино и пиво, мин-воды
|
рефриже-раторные
вагоны, крытые вагоны ( кроме июня, июля и августа ) от +9оС
до +15оС
|
15-30
|
рефриже-раторные,
крытые вагоны от +9оС до +15оС
|
10-30
|
рефриже-раторные
вагоны от +9оС до +15оС
|
7-30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
Выбрать
подвижной состав, привести его технико-
экономические
показатели и определить размеры погрузки скоропортящихся грузов в вагонах (
рефрижераторных секций, автономных вагонов, специализированных и крытых
вагонов )
Количество
вагонов для перевозки определённого скоропортящегося груза определим по
формуле:
,
где Р – процент
данного груза от общего грузопотока скоропортящихся грузов на
направлении;
Gг – годовой грузопоток всех
скоропортящихся грузов на направлении, т;
Vп – погрузочный объём вагона, м3;
Кн –
коэффициент неравномерности перевозок;
βр -
коэффициент, учитывающий нахождение вагона в ремонте, βр=0,15;
γ –
погрузочная масса данного скоропортящегося груза, т/м3.
Погрузочный
объём одинаковый для всех продуктов. Примем следующие величины
погрузочного объёма:
крытые вагоны –
100 м3;
3-ваг. секции –
200 м3;
4-ваг. секции –
300 м3;
5-ваг. секции –
400 м3;
12-ваг. секции –
1000 м3.
При выполнении
расчётов будем придерживаться следующих соотношений: в РПС перевозится
90% ( 531 тыс.т ) и в крытых вагонах – 10% грузов ( 59 тыс. т ) от
всего годового объёма перевозок.
В крытых
вагонах перевозится часть консервов, виноградного вина, пива и мин. вод
( в соответствии с таблицей 4 ).
В
специализированных вагонах перевозится виноградное вино ( цистерна-термос
для перевозки вина ). Погрузочный объём данного спец. вагона – 126 м3.
1
Из общего
количества РПС ориентировочно примем: 5-ваг. секций – 60%; 3-ваг. секций –
25%; 4-ваг. секций – 5%; 12-ваг. секции – 5% и специализированные вагоны
для перевозки виноградного вина – 5%.
Таблица 5
Определение
количества подвижного состава для перевозки скоропортящихся грузов
№ п/п
|
Наиме-нование груза
|
Погру-зочный
объём подвиж-ного состава, м3
|
Погру-зочная
масса груза, т/м3
|
Потребность в подвижном составе
|
12-ваг. секций
|
5-ваг.
секций
|
4-ваг.
секций
|
3-ваг.
секций
|
Спец.
вагоны
|
Крытые
|
1
|
Овощи свежие
|
898015
|
0,34
|
126
|
1518
|
126
|
632
|
0
|
0
|
2
|
Фрукты и ягоды
|
538809
|
0,34
|
76
|
911
|
76
|
379
|
0
|
0
|
3
|
Масло животное
|
72696,4
|
0,7
|
10
|
123
|
10
|
51
|
0
|
0
|
4
|
Консервы
|
752004
|
0,6
|
88
|
1052
|
88
|
438
|
0
|
1295
|
5
|
Виноградное вино и пиво, мин-воды
|
441025
|
0,4
|
39
|
466
|
39
|
194
|
381
|
1172
|
1 Каехтина Р.И. Технология
перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002. – С.
55.
Страницы: 1, 2
|