Законодательство Парижской коммуны
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Курсовая работа
По истории Нового времени
Научный руководитель
к. и. н.. доцент Тихонова М. В.
КАЛИНИНГРАД
2000
Содержание
Введение 3
Глава I. Политическое законодательство Парижской Коммуны 9
Глава II. Социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны 15
Глава III. Законодательство Коммуны в сфере культуры и образования 19
Заключение 22
Примечания 23
Список источников и литературы 26
Введение
Тема Парижской Коммуны – одна из ключевых в истории
Нового времени. Несмотря на крушение в нашем государстве тоталитарного режима,
она не утратила своего значения. Наоборот. Важно изучать историю Парижской
Коммуны с тем, чтобы дать ей оценку, свободную от какой-либо идеологии.
В данной работе рассматривается
только один из аспектов этой темы – законодательство Парижской Коммуны. Это
очень важный вопрос, так как в советской историографии он рассматривается
исключительно как социалистическое и благодаря анализу законодательства с этой
точки зрения доказать, что Парижская Коммуна была не только пролетарским
государством, но и диктатурой пролетариата.
Цель данной работы – проанализировать
законодательство Парижской Коммуны и сделать вывод о его характере.
Задачи:
1)
изучить
законодательство Парижской Коммуны в области политики;
2)
изучить
социально-экономическое законодательство Парижской Коммуны;
3)
изучить
законодательство Коммуны в сфере культуры и образования.
Работа построена по проблемному
принципу и поделена на главы согласно поставленным задачам.
Хронологические рамки – время
существования Парижской Коммуны.
Работа построена в основном на
анализе источников, приведенных в «Хрестоматии по истории Парижской Коммуны» А.
И. Молока,[i]
«Практикуме по Новой истории. 1870 – 1818.» Е. Е. Юровской[ii] и сборнике документов и
материалов «Парижские коммунары о религии и церкви» под редакцией А. И. Молока.[iii]
В «Хрестоматии» А. И. Молока даны
важнейшие документы, характеризующие все области законодательной деятельности
Коммуны; они разделены на соответствующие разделы по областям: политической,
социально-экономической, культуры и просвещения.
Среди важнейших следует отметить
«Декрет Коммуны об упразднении старой армии и замене ее национальной гвардией»[iv], «Декрет Коммуны о непризнании
ею власти версальского правительства»[v],
«Декрет Коммуны об упразднении высоких окладов государственным служащим»[vi], «Декрет Коммуны об отделении
церкви от государства»[vii],
«Организация комиссий Коммуны по управлению различными административными
службами»[viii].
Эти документы отражают основные направления деятельности Коммуны в области
внутренней политики. Первые два характеризуют деятельность Коммуны по слому
старой государственной машины, а следующие – о попытке установить новый
государственный строй, соответствующий требованиям основных масс населения.
Социально-экономическое
законодательство Парижской Коммуны может быть изучено на основе таких
источников, как «Постановление Комиссии труда, промышленности и обмена о
регистрации безработных и о предоставлении им работы»[ix], «Декрет Коммуны о передаче
мастерских, брошенных хозяевами, в руки рабочих ассоциаций»[x], «Постановление Исполнительной
комиссии о запрещении произвольных штрафов и незаконных вычетов из заработной
платы рабочих и служащих»[xi].
Эти документы показывают деятельность Коммуны в отношении рабочих, в
установлении ею социального законодательства.
Однако не менее важны такие
источники, как «Декрет Коммуны о рассрочке погашения коммерческой
задолженности»[xii],
«Декрет Коммуны о безвозмездном возврате заложенных в ломбард предметов первой
необходимости»[xiii].
Они показывают, что Коммуна заботилась не только о нуждах пролетариата, но и
мелкой буржуазии, что позволяет пересмотреть утверждение советских историков о
том, что Коммуна была диктатурой пролетариата и первым пролетарским
государством.
Наконец, «Постановление Коммуны о
реквизиции пустующих жилищ»[xiv]
и «Продажа продовольствия населению Парижа по сниженным ценам»[xv] показывают деятельность
Коммуны по удовлетворению насущных проблем осажденных парижан.
Законодательство Коммуны в области
образования изучена на основе документов «О бесплатной выдаче учебных пособий
учащимся коммунальных школ III округа»[xvi],
«О замене священников и монахов светскими учителями»[xvii], «Общий циркуляр Вайяна
(делегата по просвещению) о профессиональном образовании»[xviii], «Декрет Коммуны об
увеличении жалования учителям»[xix].
В этих источниках отражена деятельность Коммуны по введению всеобщего
бесплатного светского образования, что представляло собой кардинальную ломку
старой системы образования.
«О создании федерации художников
Парижа»[xx],
«Декрет о передаче театров в руки артистических коллективов»[xxi] позволяют изучить меры,
принятые Коммуной в области искусства. Эти документы раскрывают сущность
культурной политики Коммуны.
«Декрет Коммуны о свержении Вандомской
колонны»[xxii],
«Декрет о разрушении церкви Бреа»[xxiii],
«Декрет о разрушении Искупительной часови Людовика XVI»[xxiv] - документы,
свидетельствующие о сломе памятников реакции. Их изучение очень важно, так как
позволяет определить политику Коммуны по отношению к враждебной идеологии.
Разумеется, здесь указаны далеко не
все использованные в работе источники. В целом документы «Хрестоматии»
достаточно полно и всесторонне освещают законодательную деятельность Коммуны.
В «Практикуме» Е. Е. Юровской
документов, характеризующих законодательство Парижской Коммуны, гораздо меньше,
что объясняется тем, что Коммуна – лишь одна из тем «Практикума», тогда как
«Хрестоматия» Молока полностью посвящена Парижской Коммуне.
Кроме того, «Практикум» отличается
подбором материалов: в нем больше внимания обращено на отрывки из газет,
журналов, отзывы современников, чем собственно на документы, характеризующие
законодательство Коммуны.
Большее внимание в «Практикуме»
уделяется вопросам законодательства Коммуны в области культуры, поэтому в нем
содержится ряд документов по работе коммуны в области просвещения и
образования, которых нет в «Хрестоматии» Молока.
Так, например, в «Практикуме»
содержатся такие документы как «Циркуляр мэрии IV округа к родителям учащихся»[xxv], «Циркуляр мэрии XVIII округа
к директорам и директрисам школ XVIII округа»[xxvi],
«Обращение комиссии делегатов II округа по вопросу о задачах новой школы»,[xxvii] которые позволяют понять
сущность и цели Коммуны в ее политике в области народного просвещения, а также
причины реформы системы образования.
Сборник «Парижские коммунары о
религии и церкви», как явствует из названия, посвящен проблеме взаимоотношений
Парижской коммуны и церкви. Книга содержит документы и материалы,
характеризующие политику Коммуны по отношению к религии и церкви, раскрывающие
атеистические взгляды коммунаров, их антирелигиозную и антиклерикальную
пропаганду. В сборник включены протоколы заседаний коммуны, заявления
общественно-политических организаций, мемуары современников и участников
Коммуны.
Так, например, «Распоряжение мэрии IX
округа об освобождении национальной гвардией занимаемых ими церковных зданий»[xxviii] дает сведения о политике о
области религии и позволяет понять, против чего конкретно – религии или
церковной организации была направлена политика Коммуны, а «Решение Коммуны от
29 марта 1871 года о задачах Комиссии просвещения»[xxix] раскрывает значение, задачи,
цели и причины реорганизации системы образования.
Сборник входит в серию
«Научно-атеистическая библиотека» и документы подобраны весьма тенденциозно, не
говоря уже о пояснениях и примечаниях.
В подобном же идеолого-атеистическом
духе выдержано и послесловие к сборнику С. Маневича.[xxx] Автор всячески клеймит
церковь; правда, он придерживается фактов, однако выводы его клеймят не только
католическую церковь периода царствования Наполеона III, но и всю религию в целом. В общем,
автор анализирует и делает выводы по известному принципу «религия – опиум для
народа».
Впрочем, все использованные в этой
работе книги чрезвычайно идеологизированы, так как были созданы в годы
тоталитарного режима.
Так, из монографий, посвященных
Парижской Коммуне, особо следует выделить «Историю Парижской коммуны 1871 года»[xxxi] и «Историю Парижской
Коммуны» П. М. Керженцева»[xxxii].
В обеих этих монографиях представлен
подробный фактический материал, основанный на тщательном изучении источников.
Однако обе работы чрезвычайно идеологизированы. Это объясняется общей
направленностью истории в Советском Союзе, тем более что, по выражению П. М.
Керженцева, «Парижская коммуна была первой, славной, героической попыткой
пролетариата повернуть историю против капитализма».[xxxiii] В предисловии к «Истории
Парижской коммуны 1871 года» говорится: «Редакция и авторский коллектив
стремились к тому, чтобы данное издание наиболее полно и явственно отразило те
принципиальные черты, которые присущи советской исторической школе в изучении
истории Парижской Коммуны 1871 года».[xxxiv]
Соответственно в работах клеймились
все теории, несовпадающие с официальной концепцией. Разумеется, советские
историки доказывали, что Парижская коммуна была пролетарским государством и все
ее законодательство – социалистическим.
Точно в таком же духе выдержана
«Парижская Коммуна 1871 года. Время, события, люди» (коллективный труд под
редакцией А. И. Молока)[xxxv],
чей первый раздел так и называется:
«Парижская Коммуна 1871 года – первый
опыт диктатуры пролетариата». О законодательстве сказано очень кратко, всего
лишь на 7 страницах (с иллюстрациями). Это просто констатация фактов плюс
выводы-лозунги в духе ортодоксального марксизма-ленинизма.типа: «Отделив
церковь от государства, Коммуна покончила с духовным угнетением масс»[xxxvi], «Декреты Коммуны ломали в
интересах рабочего класса буржуазное социально-экономическое законодательство».[xxxvii]
«Парижская Коммуна и современность.
(Государственно-правовые проблемы)» под редакцией А. И. Королева[xxxviii] вообще не дает
практически никаких сведений, она бедна в смысле фактологии, так как основная
ее цель – совместить утверждение «Коммуна – пролетарское государство» с учением
классиков марксизма-ленинизма. В книге ставятся вопросы: «Была ли Парижская
Коммуна государством? Можно ли рассматривать законодательство, созданное
Коммуной, как социально пролетарское?» Разумеется, ответ дается положительный,
но подкрепляются такие выводы не столько фактами, сколько цитатами классиков
марксизма-ленинизма.
К тому же государству Коммуны как
таковому отведено около 40 страниц. Остальное место занимают главы с такими
названиями: «Значение опыта Парижской Коммуны для развития Карлом Марксом и
Фридрихом Энгельсом учения о социалистическом государстве», «Опыт Коммуны и
ленинское учение о Советском государстве», «Уроки Парижской коммуны и
дальнейшее развитие марксистско-ленинистской правовой идеологии» и т. д.
Брошюрка в 48 страниц Мамута Л. С.
«Парижская Коммуна – первое пролетарское государство»[xxxix] также чрезвычайно бедна в
смысле фактологии, и весь анализ сводится не столько к доказательству сущности
законодательства и государства Коммуны, сколько к доказательству закономерности
образования СССР: «Парижская Коммуна 1871 года явилась первой (хотя и
кратковременной) формой диктатуры рабочего класса. Республика Советов,
рожденная в нашей стране в дни Октября, представляет собой следующую ее фазу».[xl]
Такова же по своей сути и «Парижская
Коммуна и ее историческое значение» Н. А. Крашенинниковой[xli], и целый ряд других работ
советского периода, посвященных этому вопросу.
Поэтому в данной работе была сделана
попытка дать самостоятельную оценку характеру законодательства Парижской
коммуны, а указанные монографии использовались только с точки зрения
фактического материала.
Глава I. Политическое
законодательство Парижской Коммуны
Первой задачей ЦК было создание новой
организации власти. Он сразу же послал своих комиссаров во все министерства и
государственные учреждения. Но дело было не только в назначении новых
руководителей правительственных учреждений, но и в создании совсем новой
организации пролетарской власти, чтобы сломать буржуазную государственную
машину.
Сложным был вопрос о бюрократическом
чиновничестве, то есть о сломе органов государственного управления и создании
своих, пролетарских органов.
Здесь в известной мере помогло то
обстоятельство, что по директиве правительства Тьера все чиновники должны были
выехать из Парижа в Версаль и во всяком случае не являться на службу. Уже 18
марта большинство министерств и ведомств получили эту директиву. Предполагалось
только сохранить в каждом учреждении чиновника для наблюдения и охраны
помещений и бумаг.
Почти все руководящие чиновники и
многие чиновники средней категории уехали; остались только мелкие исполнители.[xlii] Поэтому одним из первых
шагов Коммуны было принятие 29 марта декрета, объявлявшего недействительными
приказы и распоряжения версальского правительства. ЦК дал приказ об увольнении
тех служащих, которые немедленно не станут на работу: «Должностное лицо или
служащий, которые не подчинятся этому декрету, немедленно смещаются».[xliii] Одновременно ЦК снимает с
должности оставшихся руководящих чиновников.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|