64 и 65. Правовое государство.
Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Признаки
ПГ: Верховенство права, закона, Разделение властей, Взаимная ответственность
гос-ва и личности, реальная защита прав и свобод граждан., создание
антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих
бы то ни было руках; установление в законе и осуществление на деле
суверенности государственной власти; формирование законодательных органов
обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего
законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений
кого-либо.
Теория
правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений
(универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку;
договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные
права неприкосновенны; подчиненность «положительного» права естественному;
постоянство норм естественного права).
|
32. Понятие норм права
Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное,
структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов
правотворчества, регулирующее общественные отношения.
Т.е. норма права - это элемент («частичка») права, составляющий право
в целом, обладающий теми же признаками, что и право в целом.
С другой стороны, норма права – самостоятельное правовое явление, имеющее
свои признаки, не присущие праву в целом.
Признаки нормы права: регулирует общественные отношения, создается
(принимается) субъектами правотворчества (т.е. теми, кто наделен правотворческими
полномочиями), в НП выражена воля государства, исполнение НП общеобязательно,
исполнение НП обеспечивается гос. принуждением, НП «формально определена»,
т.е. содержится в нормативно-правовом акте или иной форме права, НП
структурно организована (т.е. представляет собой микросистему, состоящую из
взаимосвязанных гипотезы, диспозиции и санкции).
|
33. Структура нормы права (2х и 3х элементная).
Позитивное право состоит из норм права - первоэлементов права) Норма
права - конкретное правило поведения общего характера. 3 элемента - гипотеза
(условие действия нормы), диспозиция (правило поведения) и санкция (наказание
за неправильное поведение). Специализированные нормы - декларации, дефиниции,
коллизии, технические. В некоторых нормах санкция и диспозиция совпадают (2х
элементная норма). С.С.Алексеев выделяет четыре элемента (Г & Д) or (Г
& не Д & C). Другие авторы все нормы делят на нормы позитивного
регулирования (Г & Д) и правоохранительные (не Г & С). Словесная
формулировка НА не всегда содержит все элементы нормы, некоторые могут
подразумеваться. Один НА может содержать несколько норм, одна норма может
определятся в разных НА
«ЕСЛИ» - гипотеза – описание конкретных жизненных обстоятельств, при
наличии или отсутствии которых начинает действовать правило, изложенное в
диспозиции (т.е. «привязка» правила поведения к конкретной жизненной
ситуации, без чего в норме права не будет предметного смысла),
«ТО» - диспозиция – описание собственно правила поведения участников
правовых отношений,
«ИНАЧЕ» - санкция – описание неблагоприятных последствий, возникающих
в результате неисполнения диспозиции (без санкции норма права утрачивает государственно-властный
характер).
Без гипотезы («ЕСЛИ») норма бесполезна, без диспозиции («ТО») норма
бессмысленна (по сути не является нормой), без санкции («ИНАЧЕ») норма
бессильна.
Такую структуру имеют логические нормы – выявляемые логическим путем
общие правила, в которых воплощены связи между нормой предписания, обладающие
полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную структуру.
Норма предписания – элементарное логически завершенное
государственно-властное нормативное веление, непосредственно выраженное в
тексте нормативно-правового акта.
|
53. Пробелы права. Аналогия закона и права.
Пробелом права называют отсутствие в законе норм, регулирующих конкретные
общ. отношения.
Виды причин возникновения пробелов в праве:
причины субъективного характера (связаны с волей законодателя, его
компетентностью); причины объективного характера (связаны с изменчивостью
общественных отношений).
Средства устранения:
Аналогия права – применение к неурегулированному отношению общих
принципов права: гуманизма, справедливости.
Аналогия закона – прим. сходной по обстоятельствам юр. нормы.
Запрещены в угол. и административном праве.
|
34. Виды норм права.
Норма права
зависимости от выполняемой функции в механизме правового регулирования
подразделяется на:
1. отправные
нормы, 2. нормы правил поведения.
Отправные нормы
(предписания) определяют основы правового регулирования, задачи, пределы,
методы, закрепляют правовые категории.
Их виды:
1 «нормы –
начала» (конституционные положения): закрепляют основы экономического,
политического и государственного устройства общества, 2. «нормы-принципы»:
выражают и закрепляют принципы права, 3. «определительно-установочные нормы»:
определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства
правового воздействия, 4. «нормы-дефиниции» (нормы-определения): содержат
определения понятий правовых категорий (иногда выполняют роль гипотезы), 5.
«коллизионные нормы»: устанавливают порядок разрешения противоречий между
юридическими нормами.
Нормы правил
поведения непосредственно регулируют общественные отношения.
Их виды:
по юридическим функциям права: регулятивные,
охранительные;
по отраслям права: конституционные,
гражданско-правовые, уголовные, семейные, и др.
по способу воздействия (методу
правового регулирования): императивные (следование императивным нормам должно
быть строгим и точным), диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений
возможность регулировать эти правоотношения через взаимные соглашения в
пределах, разрешенных законодательством: например, нормы Семейного кодекса),
поощрительные (стимулируют выбор определенного варианта поведения
предоставлением льгот или поощрений), рекомендательные (содержат описание
правил поведения, целесообразных с точки зрения государства),
по юридической силе: нормы
законов, нормы подзаконных нормативных актов,
по кругу лиц: общего действия
(распространяются на всех субъектов), специального действия (распространяются
на отдельные категории субъектов).
|
45. Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает правоотношение, на что
направлены субъективные права и юр. обязанности его участников. Варианты
подходов к рассмотрению объектов правоотношения:
монолистический (один объект
правоотношений – поведение человека), плюралистический (существуют различные объекты
правоотношений: предметы материального мира (вещи), продукты духовного
творчества, личные неимущественные блага (здоровье и т.п.), поведение
участников правоотношений (действия, бездействия), результат поведения
участников правоотношений.
|
49. Акт применения норм права
(правоприменительный акт) – индивидуальное
государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного
юр.дела.
Его признаки: принимается
компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной
организацией, носит обязательный характер, индивидуализирует норму права
применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации, как правило имеет документальную
форму, выступает юридическим фактом.
Виды правоприменительных актов: по
субъекту правоприменения:
акты
законодательной власти, акты исполнительной власти, акты правосудия, акты
контрольно-надзорных органов,
по отраслевой
принадлежности: акты уголовного права, акты гражданского права, и т.д.,
по форме
внешнего выражения: документально оформленные акты,
конклюдентные:
действия, символы,
по наименованию:
указ, постановление, решение, и т.д.
|
39. Соотношение правовой сис-мы
(ПС), сис-мы права и зак-ва.
ПС – это
конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юр. практики и
господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва. Выделяю след виды прав.
систем: Романо-германская; Англо-саксонская, англо-американская или сист-ма
общего права; Религиозные и традиционные правовые системы; Социалистическая.
Критерии, по которым делятся ПС:
Источники права;
Правовая идеология; Методы и способы реализации права.
ПС включает в
себя и СП и СЗ. СП и СЗ отличаются по первичным элементым: СЗ –
нормативно-правовой акт, а СП – норма права. По времени возникновения СП
вторична и базируется на СЗ. Их нельзя назвать ни взаимопоглащающими, ни
взаимосовпадающими.
|
68. Гражд. общ-во и правовое гос-во.
Термин гражданское об-во появился в Др. Греции. Обозначалась
совокупность людей, сообщество граждан. Гегель заимствовал и развил этот
термин. Семья – тезис, гражд. общество – антитезис, гос-во – синтез.
Изначально семья, затем появляется общество (оно имеет собственность и т.д.),
гос-во – следующий этап развития, наивысшая форма. Концепцию Гегеля Маркс
использовал по-своему: общество > гос-во > гражданское общ-во. От
Маркса признаками гражд. общ-ва становятся саморегуляция и самоуправление.
Общество существует внутри гос-ва. Высокоразвитое общ-во называют
гражданским. В этом обществе есть демократические и правовые институты. Такое
общ-во считают необходимым для построения правового гос-ва.
|
60. Правовая культура
включает в себя правосознание, кот-е в свою очередь состоит из правовой
психологии и идеологии. Психология и идеология бывают высокого и низкого
уровня. Бывает только высокая правовая культура. По своему понятию она не
может быть низкой. Виды ПК: ПК индивида; ПК группы; ПК общества и гос-ва
вцелом.
Правовая культура – обусловленное всем
социальным духовным, политическим и экономическим строем качественное
состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития
правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом и в уровне
правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а
также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и
прав человека.
Правовая идеология – представления взгляды,
понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности.
Представляет собой систематизированные знания о конкретных правовых явлениях.
Правовая психология – оценки, чувства, эмоции, настроения людей в правовой
действительности. Так как правосознание одна из форм общественного сознания,
представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств,
эмоций людей во всей юридической действительности.
|
61. Соотношение права и закона.
Неоднозначные
понятия. Самое большое различие в позитивистских и естественно-правовых
концепциях. В позитивистских конципциях право и закон практически совпадают.
Право выступает как совокупность законов. Термин «закон» употребляется как в
шировом так и в узком смысле. В широком – любой норм. акт. В узком – закон –
особый вид нормативного акта, применяемый высшим представительским органом
гос-ва или народом на референдуме и обладающий высшей юрид. силой. В
естественном праве это разные понятия. Закон выступает как акт выражения воли
законодателя, который может соответствовать праву, закреплять естественные
права человека, а может иметь произвольный неправовой, несправедливый
характер.
|
12. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его
составными частями, между центральными и местными органами государственного
управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с
точки зрения распределения государтвенной власти и государственного
суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями
государства.
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит
внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и
каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между
центральными и местными государственными органами; в какой государственной
форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По
форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные
группы :
унитарное; федеративное; конфедеративное.
3.1 Унитарное государство - это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые
подчиняются центральным органам власти и признаками государственной
независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими
признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны
высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые
осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории
унитарного государства действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства
(области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом
не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают
небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и
законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на
международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми
осуществляется центральными органами государственной власти.
3.2 Федерация представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для
большинства федеративных государств. Территория федерации состоит из
территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.;
В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная
власть принадлежит федеральным государственным органам; Субъекты федерации
имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие
исполнительные, законодательные и судебные органы; В большинстве федерации
существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; При
федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,
представляющая интересы членов федерации.
3.3 Конфедерация - это временный юридический союз суверенных
государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации -
сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В
отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими
чертами: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и
судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет
единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет
гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства
могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о
межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны.
|
Страницы: 1, 2, 3
|