16. Естественное право.
Учение о ЕП –
это совокупность разнообразных по содержанию концепций права, объединенных в
одно целое, общее название – ЕП. ЕП- это правовые нормы, находящиеся в
согласии с моралью и справедливостью. Исходная предпосылка согласно которой
существует право: созданное людьми; вытекающее из другого начала – природы,
божественного установления. Наряду с действующим правом существует ЕП – более
высокое по своему статусу. ЕП – это совокупность правовых принципов, исходных
ценностей права, прав и свобод, других правил поведения, обусловленных
природой человека и независимых от конкретных условий и государства. ЕП
называют правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью.
Есть множество версий, классификаций ЕП. Классификация по материальным источникам
ЕП: природе, божественному установлению, практическому разуму, нравственному
началу. Согласно этой классификации есть следующие версии ЕП: Космологическое
право вытекающее из законов природы; теологическое – божественное
установление права; рациональное – право установленное разумом и доступное
пониманию; антропологическое – порядок вытекающий из сущности человека; ЕП с
изменяющимся содержанием – это правовые принципы, изменяющиеся во времени и
пространстве.
Позитивизм
(юридический) основным считали нормативные акты.
|
67. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию
(парламент). Исполнительную осуществляет Правительство. Эти средства
отпускаются парламентом власть соответствии с бюджетом страны, приняты ФС
Если Правительство плохо осуществляет исполнительную в, то власть парламенте
может быть поставлен вопрос о доверии правительству.
Судебная власть заключается власть наделении судов
правом принимать решения о правомерности (соответствии праву) принимаемых
государственными органами и лицами законов и решений. (Конституционный суд).
|
40. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ
СЕМЬЯ, ИЛИ
СЕМЬЯ "КОНТИНЕНТАЛЬНОГО
ПРАВА".
Включает Францию, Италию, Германию, Испанию,
Румынию.
Романо-германская
правовая семья, или система континентального права имеет длительную
юридическую историю. Романо-германская правовая семья является результатом
рецепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно
продуктом культуры, имела независимый от политики характер. Здесь на первый
план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила
поведения, отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости.
Юридическая наука видит основную свою задачу в
том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Во всех странах романо-германской семьи есть
писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В
большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные,
гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Среди источников романо-германской правовой
семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов,
административных циркуляров, декретов министров.
В системе источников романо-германского права
своеобразно положение обычая. Он может действовать не только в дополнение к
закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна. В
целом обычай теряет здесь характер самостоятельного источника права.
Особенности: Осн. источник –
нормативно-правовой акт. Судебный источник не является источником; Право
понимается как перспективно-действующая система норм. Складывается из
абстрактных правил поведения.
Способы и методы: Правоприменение всегда
носит подзаконный хар-р.
|
41. СЕМЬЯ
РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА.
Название «правовые» весьма условно. Признаки:
Источник права – радиция, обычай, обычное право. Нет приоритета права над
обычаем. Низкий уровень судопроизводства.
Основной регулятор – религия. Права вообще может не существовать. Бывают
2 осн. видов: Канонические ПС и мусульманские ПС. Канонические в тех странах,
где христианство. Эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные
идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается
совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.
Мусульманское права - это система норм,
выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.
Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха,
который в определенный момент истории открыл его человеку через своего
пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те,
которые подлежат правовому регулированию. Шариат означает в переводе на
русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это
право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств
по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Оно регулирует отношения
только между мусульманами
Мусульманское право
имеет 4 источника: 1. Коран - священная книга ислама; 2. сунну, или традиции,
связанные с посланцем Бога; 3. иджму, или единое соглашение мусульманского
общества; 4. кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского прав
относятся: архаичность ряда институтов и отсутствие систематизации. Это право
церкви, право общины верующих. Развитие этой системы права прекратилось в Х
в. н.э., когда отпала возможность его толкования.
|
24. Правотворчество - это деятельность
уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или
отмену правовых норм. Оно
выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности,
правовой.
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными
органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем
всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными
органами обычаев; 4) создание судебного прецедента.
Принятие нормативных актов является наиболее
распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих
право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в
законодательстве. Процесс создания нормативного правового акта представляет
собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется
соответствующими юридическими предписаниями.
|
25. Правотворчество - это деятельность уполномоченных
органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых
норм. Оно выступает в
качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.
Принято выделять два основных этапа в процессе
правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап
его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.
Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на
стадии весьма условно.
1. Обычно первый этап начинается с принятия решения
соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового
акта.
2. В ходе работы над проектом создаются рабочие
группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия.
Изучается аналогичное иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект направляется на рецензирование
к независимым экспертам. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и
принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.
Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения
проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго
регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается
второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы.
Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит
в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта.
На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование).
При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в
проект нормативного правового акта.
Третья стадия - голосование.
Далее идет подписание и обнародование.
|
35. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение
всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий
между ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов
начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах,
журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной
системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их
юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту
присваивается свой номер. Помимо указанной выше первичной формы,
существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда
нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по
которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет
регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются
соответственно времени их принятия и т.п.
Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании
инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться
только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с
тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного
правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно
включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.
Инкорпорация может быть официальной и
неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые
субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для
потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные
источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям
пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических
и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях
инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным
органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим
государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).
Разновидностью инкорпорации является консолидация.
В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов,
связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид
систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к
кодификации.
Высшим уровнем систематизации является кодификация
- она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация
осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает
потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании
больших сфер общественных отношений.
|
2. Методология – учение о методах. Это прежде всего область
философских знаний. Между тем отдельные науки вносят свой вклад в развитие
методологии. Слово «метод» употребляется: для обозначения особого способа
мышления, позволяющего постигнуть изучаемую реальность (эмпирический,
дедуктивный, индуктивный); для характеристики философских позиций и
принципов на которых они базируются; для обозначения технических приемов,
способов, этапов исследования фактов, судебной практики. Метод – это свод
принципов, правил для построения и обоснования научных знаний, а также
совокупности приемов, операций для изучения гос-ва и права. Метод – это
прежде всего философская концепция, определяющая отношение к познаваемой
действительности.
|
14 Функции гос-ва – основные направления
его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только
политическое и управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в
правовых формах. Признаки государства: а. Территориальная организация
населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах; б.
Публичная власть (не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственный
суверенитет; г. Неразрывная связь государства и права
Внешние (оборона страны,сотрудничество с иностр гос-вами)
Внутр (формирование и охрана правопорядка)
|
66. Верховенство права
Правовое государство - такое гос-во, которое строится на следующих
признаках: Верховенство права. Правовая регуляция общественных отношений.
Формальные юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Принцип
разделения властей.
|
19. Субъективное право – мера возможного или
действительного поведения субъектов, обеспеченная юридическими обязанностями
других лиц. Субъект – индивиды или организации, которые на основании
юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями
субъективных прав и обязанностей. Объект – реальное благо, на использование
или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Объективное право – совокупность правил
поведения, выраженных в законах и других нормативных актах.
|
26. Термин источник права употребляется в разных
смыслах: документы, в кот-х содержаться нормы права (офиц. издания);
философские основы или социальные факторы права; как исторический памятник.
ИП- это способ установления норм права, внешнии форма нормы права.
Классификация ИП. Исторически известны след. виды ИП: обычай, обычное право,
правовой обычай; Судебный прецедент; Нормативные акты; Нормативно-правовой
договор; Доктрина.
|
27. Правовой обычай – такой обычай, соблюдение
которого обеспечивается принудительной силой гос-ва. Признаки обычая:
Давность; Непрерывность действия; Обязательность обычая; Разумность обычая.
Обычное право – это фактические и однообразно соблюдаемые, хотя гос-вом и не
предписанные, правила массового поведения.
|
36. Система права – обусловленное характером
общественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединении
составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль
права – регулирует однородную сферу общественных отношений (например,
гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права,
которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений,
входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское
право).
|
56. Система права – внутреннее строение (структура)
права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Система
законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются
внутренние содержательные и структурные характеристики права.
|
47. Реализация права – осуществление юридически
закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в
жизнь в деятельности людей и их организаций. Формы реализации права:
Соблюдение – реализация запрещающих норм права. Это пассивное воздержание
субъекта правовых отношений от совершения действий, кот-е запрещены законом. Исполнение
– совершение активных действий, предусмотренных законом в качестве
обязательных. Использование – форма реализации, при которой осущ-ся как
активная, так и пассивная деятельность по осуществлению своих правомочий.
Применение – комплексная, властная деятельность специально уполномоченных
субъектов, которая сочетает различные поведенческие акты.
|
48. Признаки правоприменительного процесса:
Деятельность по применению права имеет государственный хар-р; Наличие акта
правоприменительной деят-ти; Правоприм. деят-ть осуществляют только
уполномеченные на то органы, лица; Специальная законодательно-установленная
процедура. Применение права – властная деятельность компетентных органов и
лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на
основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Стадии: 1. Установление
фактических обстоятельств юридического дела (место, время, причинная связь –
отношение между деянием и наступившим последствием); 2. Правовая квалификация
- Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Толкование юр.
нормы. В зависимости от объема бывают буквальное, расширительное и
ограничительное. Принятие решения по делу и документальное оформление.
Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг
обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит
в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна
регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его
обстоятельствами.
|
58. Законность – комплексное, политико-правовое
явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической
жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Также можно
сказать, что законность – общественно-политический режим, состоящий в
господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении
предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,
последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности
должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. С
понятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то есть
основанное на праве и законности организация общественной жизни, отражающая
качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития
общества.
|
59. Правосознание – совокупность представлений и
чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной
жизни. Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое,
общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное).
|
62. Признание естественных прав человека в
деятельности государства (соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; Верховенство и прямое
действие конституции).
|
63. Нормы морали (нравственности) – правила,
складывающиеся в соответствии с представлениями людей о добре и зле,
справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и так далее.
Соотношение норм права с социальными нормами имеют в виду: а. Единство (содержание
социальных норм обусловлено уровнем культурного и экономического развития
общества); б. Различие (устанавливаются по критериям: по происхождению, форме
выражения, сфере действия, степени детализации, способу обеспечения,
тенденциям развития); в. Взаимодействие.
|
37. Подотрасль права – совокупность юр. норм,
регулирующих обособленный РОД общ. отношений. Напр-р гражданское право имеет
подотрасли: жилищное, семейное и т.д. Иногда они перерастают в отрасли.
Отрасль права – это отдельно выделившаяся КАТЕГОРИЯ общ. отношений. Они
отличаются друг от друга особым методом и предметом изучения. Предмет каждой
отрасли и есть общественные отношения. По методам правового регулирования
отрасли подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный – метод
регулирования когда отношения между субъектами строятся на основе власти и
подчинения. Диспозитивный – горизонтальный метод, когда субъекты равноправны.
В отличие от отрасли права, отрасль законодательства не имеет отдельного
предмета и отличается только особым методом.
|
3. Классификация методов правовых наук.
А)1. Общенаучные методы – философские
мировоззренческие принципы, идеи, которые используются при изучении
общественных явлений. 2. Частнонаучные методы – приемы сбора, анализа, истолкования
фактического материала. Б) Философские и конкретные методы; В) Универсальные
и специальные методы. В общественных науках все классификации условны. С
древних времен используется рационалистический и эмпирический методы.
Рационализм – от латинского разум – это фил. направление, признающее
разум основой познания. Эмпиризм – опыт- направление в теории познания, который
признает основным источником знания – чувственный опыт.
Метод дедукции и индукции. Дедукция – от общего
к частному. Индукция – от частного к общему. Диалектика (вести беседу)
Сократ, Гегель, Маркс. Гегель считал, что противоположности в сознании, а
Маркс – в природе. Социологический метод – гос-во и право изучаются в связи с
общественностью. Исторический метод – рассмотрение развития во времени и
пространстве. Выделяется в общей теории права метод, выработанный в системе
юр. наук – формально-юридический или нормативно-догматический или
технико-юридический.
|
17. Позитивное право (ПП) это система
формально-определенных общеобязательных норм, установленных или
санкционированных гос-вом. Такое определение называют нормативным
определением ПП. Признаки ПП: Системность; формальная определенность (нормы
ПП должны иметь определенную форму (акты, законы)); общеобязательный хар-р;
нормативность (упорядочение общ. отношений при помощи правовых норм); обеспеченность
права принудительной силой гос-ва. ПП складывается из объективного и
субъективного права.
|
44. Субъекты ПО – это участники ПО, которые определяются гос-вом как
носители субъективных прав и обязанностей. Субъекты ПО должны обладать след.
качествами: 1) Правоспособность – установленная законом способность лица
обладать субъективными правами. Наступает с момента рождения. 2)
Дееспособность – способность лица непосредственно своими действиями
самостоятельно осуществлять субъективные права и юрид. обязанности. 3)
Деликтоспособность (разновидность дееспособности) – способность лица нести
юр. ответственность за совершенное правонарушение. Виды СП: Физ. лица
(граждане РБ, иностранцы, лица без гражданства); Организации и социальные
общности (юр. лица). Юрлицами признаются организации имеющие обособленное
имущество и несущие ответственность по своим обязательствам. Они могут от
своего имени приобретать имущественные и личные права, быть истцом и
ответчиком в суде, иметь свой баланс и смету.
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|