рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыПравовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

комплексы по цене ниже стоимости металлолома. Такой "перекос" в

деятельности государственной исполнительной службы вызвал "политический

шок" в Украине, что привело к разработке специальных нормативных актов,

регулирующих порядок реализации государственного имущества не только по

судебным решениям, но и через процедуру банкротства.

Справедливое погашение требований кредиторов предполагает:

. признание требований кредиторов хозяйственным судом;

. погашение требований только через процедуру банкротства;

. оплату требований кредиторов согласно установленной очередности и

порядка.

Все требования кредиторов должны быть заявлены в хозяйственный суд с целью

их установления и признания. Только признанные хозяйственным судом денежные

требования подлежат погашению, даже если у кредитора имеются акты других

юрисдикционных органов, принятые в порядке искового производства. Такое

признание происходит в процедуре банкротства дважды: в процедуре

распоряжения имуществом и ликвидации. Цель признания требований — это

дополнительная оценка их реальности, с одной стороны, и механизм

"отсеивания" кредиторов с целью более полного удовлетворения заявивших свои

требования кредиторов, с другой.

Вне рамок процедуры банкротства никто из кредиторов не может погасить свои

требования. Действующий в Законе мораторий на удовлетворение денежных

требований кредиторов позволяет максимально полно сохранить ликвидную

массу. Он не дает возможности отдельным кредиторам в обход процедуры

банкротства реализовать имущество должника и погасить свое требование, даже

если это требование обеспечено залогом.

Требования кредиторов погашаются согласно установленной Законом (ст.31)

очередности. Законодателем разграничены группы кредиторов в зависимости от

степени важности отношений по правовым, экономическим и социальным

аспектам. Так, в первую очередь погашаются обеспеченные залогом требования

и расходы по делу; во вторую очередь — требования по заработной плате

работников; в третью — по налогам и сборам: в четвертую — не обеспеченные

залогом требования кредиторов. Такая очередность позволяет снизить конфликт

интересов, неизбежно возникающий при расчетах с кредиторами. Кроме того,

законодатель установил и специальный порядок оплаты. Требования кредиторов,

не оплаченные по причине недостатка имущества, считаются погашенными. И

наконец, самое важное — требования кредиторов, не заявленные в процедуре

банкротства, также считаются погашенными.

Все эти мероприятия, несмотря на свою "жесткость", позволяют решить главную

задачу — максимально и полно удовлетворить требования кредиторов.

Принцип государственного регулирования отношений несостоятельности.

Государство не может оставаться в стороне в процессе выявления и признания

хозяйствующих субъектов банкротами. Если не регулировать процедуру

банкротства, то это приведет к экономическим, социальным, экологическим,

демографическим последствиям. Государственное регулирование осуществляется

путем установления специальных норм — правил, регламентирующих саму

процедуру банкротства и соответствующих приоритетов. Так, основной

приоритет в Законе — это восстановление платежеспособности должника и

сохранение, хозяйствующего субъекта.

Государство устанавливает в Законе различного рода запреты, ограничения,

изъятия, регламентирующие специальную процедуру в отношении банкротства

государственных хозяйствующих субъектов. Это:

. изъятие из субъектов банкротства казенных предприятий;

. предоставление права советам местного самоуправления устанавливать

запреты на банкротство предприятий, относящихся к коммунальной

собственности;

. установление специального режима банкротства для отдельных категорий

субъектов предпринимательской деятельности: особо опасные,

градообразующие, сельскохозяйственные, граждане-предприниматели и др.

Кроме того, государство устанавливает специальный порядок отчуждения

имущества государственных предприятий в случае признания их банкротом.

Наряду с общими приоритетами и специальным регламентированием банкротства

государственных предприятий государство устанавливает определенные "правила

игры" для участников процедуры банкротства. Здесь задачи государства

состоят в упорядочении отношений, возникающих в период неплатежеспособности

хозяйствующего субъекта, в создании организационных предпосылок для

достижения наибольшей эффективности в "лечении" экономически больных

предприятий. Одновременно с этим государство путем правового регулирования

устанавливает баланс между ущемлением прав кредиторов и сохранением

хозяйствующего субъекта.

Государство не только устанавливает определенные правила для участников

процедуры банкротства, но и осуществляет их контроль. Он происходит

посредством государственного органа по вопросам банкротства (Министерство

экономики) и хозяйственного суда.

Так, госорган по вопросам банкротства организует систему подготовки и

лицензирования деятельности арбитражных управляющих как ключевой фигуры

процедуры банкротства, ведет единую базу данных о предприятиях, в отношении

которых возбуждено дело о банкротстве.

Что же касается хозяйственного суда, то его задача состоит не в руководстве

процедурой банкротства, а в проверке соответствия законодательству действий

тех или иных участников. Если, скажем, денежные требования заявителя не

подтверждаются соответствующими документами, то суд их не признает, даже

если они не оспариваются должником и включены в реестр. Только суд признает

должника банкротом, и только признанные судом требования кредиторов

подлежат удовлетворению в процедуре банкротства. Несмотря на то, что

участники процедуры банкротства автономны в своих действиях, роль

хозяйственного суда не сводится к положению "спящего сторожа". Все важные

действия участников процедуры банкротства осуществляются с предварительного

разрешения (утверждения) суда: введение судебных процедур; назначение

арбитражного управляющего; утверждение плана санации, мирового соглашения и

т.д. Посредством ходатайств, отчетов арбитражного управляющего, анализа

ликвидационного баланса суд проверяет работу участников и дает оценку их

поведению. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным

управляющим своих полномочий хозяйственный суд их прекращает. Контрольные

функции суда закреплены в Законе и зависят от вида судебной процедуры.

Принципы отношений несостоятельности не находятся изолированно или

автономно друг от друга. Они взаимодействуют, переплетаются, взаимно

обусловливают друг друга. Отдельные черты того или иного принципа могут

находить свое отражение в другом принципе. И это вполне естественно, так

как только совокупность принципов может выражать сущность всех отношений

несостоятельности.

3. Способы и приемы воздействия на участников отношений несостоятельности

(банкротства)

Отношения несостоятельности тесно связаны с хозяйственными отношениями и

входят в предмет хозяйственного права.

Любая отрасль, подотрасль права имеет метод правового регулирования.

Благодаря методу можно окончательно установить правовую природу отношений

несостоятельности и ограничить их от других подобных отношений.

Вопросы метода правового регулирования отношений несостоятельности были

фрагментарно исследованы В.В. Джунем. При этом автор заострил внимание лишь

на отличии рассматриваемого метода от методов, которые используются в

гражданском и административном праве. Что же касается вопросов сущности и

признаков метода отношений несостоятельности, то они не были исследованы.

Все это вызывает необходимость проведения научного исследования метода

отношений несостоятельности как способов и приемов воздействия на

участников отношений.

Для этого необходимо дать характеристику метода правового регулирования с

позиций общетеоретических и отраслевых, установить, какой интерес

преследует метод отношений несостоятельности — публичный или частный,

определить приемы и способы правового воздействия, используемые при

правовом воздействии на субъектов отношений несостоятельности. В качестве

итога — выделить признаки метода правового регулирования отношений

несостоятельности и дать его понятие.

Что же такое метод правового регулирования?

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия

права на общественные отношения

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос: "Что регулирует

право?", то метод — на вопрос: "Как регулирует?".

Метод служит дополнительным юридическим критерием, поскольку произведен от

предмета. Самостоятельного значения он не имеет, но в сочетании с предметом

способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной

отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод

регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и, учитывая характер

регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового

воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в

различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая

его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права,

тесно взаимодействуют друг с другом.

Видный российский юрист С.С. Алексеев, рассматривая методы правового

регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою

жизнь в рамках отраслей права, указывал на некоторые первичные, исходные

методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие

приемы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в

их исходных юридических позициях. Это:

. централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при

котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-

императивных началах; юридическая энергия поступает на данный участок

правовой действительности только сверху, от государственных органов, и

сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями

субординации, прямого подчинения;

. децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при

котором правовое регулирование определяется также снизу, на его ход и

процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений;

их правомерные действия здесь тоже являются индивидуальным, автономным

источником юридической энергии, и сообразно этому положение субъектов

характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного

юридического значения их правомерному поведению.

В отраслях права первичные методы находят свое отражение в различных

комбинациях, вариантах друг с другом в зависимости от характера отношений.

Наиболее ярко первичные методы выражаются в административном праве (метод

субординации) и в гражданском праве (метод координации). Все зависит от

того, какой интерес преследует отрасль права: публичный или частный. Если

публичный интерес — то централизованное регулирование, если частный — то

децентрализованное.

Каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и

состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который

существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан

с соответствующей группой общественных отношений — предметом правового

регулирования.

При помощи способов правового регулирования образуется стержень (основа)

отрасли права.

С.С. Алексеев различает три основных способа правового регулирования:

. дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные

действия;

. запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения

действий определенного рода;

. позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности к активному

поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

В тех отраслевых методах, где преобладает публичный интерес, доминирующее

положение занимают такие способы, как позитивное обязывание и запрещение. И

наоборот, в отраслевых методах с приоритетом частного интереса преобладает

способ дозволения.

В состав отношений несостоятельности входят имущественные отношения. В

связи с чем напрашивается вопрос о распространении на такие отношения

метода гражданского права. И здесь существенно выделить все важные признаки

метода гражданского права.

Прежде всего, гражданское право закрепляет экономическую независимость и

самостоятельность субъектов гражданских правоотношений. Она выражается в

признании за организациями и гражданами равного положения во

взаимоотношениях, в наличии между ними как участниками гражданского оборота

отношений юридического равенства и отсутствия между ними отношений власти и

подчинения (вне экономического неравенства). Основой для такого равноправия

служит то, что субъекты гражданско-правовых отношений имеют право

исключительно по своей воле распоряжаться имуществом, которое находится в

их собственности, в полном хозяйственном ведении или оперативном

управлении.

Другой важной чертой метода гражданского права является диспозитивность,

т.е. предоставление сторонам права определять характер взаимоотношений

полностью или в известной степени по собственному усмотрению. При этом

регулирование гражданских прав и обязанностей осуществляется субъектом

гражданского права в определенных пределах по своей воле.

В гражданском праве используются все общеправовые способы регулирования —

дозволения, запреты, предписания, обязывания. Однако они избираются в

особых сочетаниях, подчиненных одному из важнейших начал — дозволительное

гражданского права и частному интересу.

Наряду с имущественными в состав отношений несостоятельности входят

организационные отношения, где участвуют субъекты, с которыми главные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.