дивидендов (дохода). Предприятия также могут за наличные проводить расчеты
с бюджетом и целевыми фондами, в соответствии с действующим
законодательством, по оплате налогов, сборов и других обязательных
платежей. Однако, если предприятия имеют налоговую задолженность, расчеты
между покупателями и поставщиками продукции должны осуществляться только в
безналичном порядке.
Безналичные расчеты следует рассматривать как целостную систему,
которая включает:
- классификацию расчетов;
- организацию расчетов;
- формы соответствующих документов;
- взаимоотношения плательщика и банка.
В классификации различают: расчеты по товарным операциям – связанные
с реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг. Они
составляют большую часть всего денежного оборота в государстве, и
обслуживают текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятий. От
организации расчетов по товарным операциям зависят расчеты по нетоварным
операциям – связанные с финансовыми операциями, с кредитной системой, с
бюджетами различных уровней, с оплатой финансовых санкций. Эти расчеты
осуществляются после реализации продукции, то есть по результатам
кругооборота средств предприятий.
Правовые основы организации безналичных расчетов в хозяйственном
обороте регламентируется законами Украины, инструктивными документами. НБУ
выступает как методический центр по разработке форм, способов и механизма
расчетов в народном хозяйстве, правил документооборота, организации
банковского контроля над проведением расчетов.
В период перехода к рыночным отношениям организация безналичных
расчетов должна активно благоприятствовать разрешению таких задач:
- усовершенствование коммерческих расчетов на предприятиях;
- повышение ответственности предприятия за своевременное и в полном
объеме осуществление платежей по всем обязательствам;
- укрепление договорной дисциплины;
- ускорение обращения оборотных средств.
2.2. Правовое регулирование наличных расчетов.
Согласно правилам ведения кассовых операций предприятие обязано
хранить денежные средства на текущем счете в банке. В кассе предприятия
разрешается только временно хранить деньги, полученные из банка: для выдачи
заработной платы и пособий; для выдачи под отчет на операционные,
административно-хозяйственные и командировочные расходы; остатки
подотчетных сумм, принятые от работников предприятия; суммы для
премирования рабочих и служащих.
Кроме того, многие предприятия имеют выручку от реализации продукции
и другие доходы, принимаемые непосредственно в кассу, например, поступления
за продаваемую рабочим спецодежду, за пользование общежитиями, взносы
родителей за пользование детским садом предприятия и т.д. При этом для
каждого предприятия банк устанавливает лимиты остатков наличных денег,
которые могут храниться ежедневно в кассе предприятия.
Предприятия и организации имеют право хранить в своих кассах сверх
установленных лимитов наличные деньги, полученные для выдачи заработной
платы и пособий, в течение трех дней со дня получения этих денег из банка.
Денежные средства, не использованные в этот срок на указанные цели,
возвращаются в банк и выдаются последним для производства расчетов по
первому требованию предприятия.
Всю денежную наличность сверх установленных банком предельных
размеров наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в
порядке и в сроки, установленные банком.
Задержка наличных денег в кассах предприятий и организаций сверх
установленных лимитов и сроков хранения является серьезным нарушением
кассовой дисциплины. Она приводит к сокращению размера наличности оборотных
касс учреждений банка и к осложнениям в области обращения, следовательно,
этому вопросу необходимо уделять особое внимание.
При проверке соблюдения правил хранения денежных средств в
учреждениях банка необходимо по журналам кассовых операций сравнить
фактические остатки денег в кассе предприятия (учреждения) на отдельные
даты и в среднем за месяц с лимитами остатков кассы. При журнально-ордерной
форме счетоводства кассовые операции учитываются в двух бухгалтерских
регистрах: в журнале-ордере № 1 по кредиту счета кассы в корреспонденции с
дебетом затрагиваемых этими операциями счетов и в ведомости по дебету счета
кассы также в разрезе корреспондирующих счетов.
Эти журналы ведутся, как правило, итогами по операциям за каждый день
с расшифровкой операций по приходу и расходу денег по важнейшим
назначениям. То есть, по журналам кассовых операций можно определить
соблюдение лимита переходящих остатков кассы, правильность использования
полученных средств и соблюдения норм расходования наличных денег из
выручки.
Методика учета кассовых операций.
К первичной документации, используемой при учете кассовых операций,
относятся:
- приходный кассовый ордер;
- расходный кассовый ордер;
- кассовая книга;
- платежная ведомость;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
Кассир принимает деньги в кассу по приходному кассовому ордеру,
подписанному главным бухгалтером, с выдачей сдающему деньги лицу квитанции
о приеме денежной суммы. Квитанция является частью приходного кассового
ордера, заполняется одновременно с ним и выдается только после получения
денег кассиром. Приходный кассовый ордер хранится с копией листа кассовой
книги как отчет кассира. Квитанция к приходному кассовому ордеру хранится
вместе с выпиской банка о перечислении средств со счета.
Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам, платежным
ведомостям, заявлениям о произведенных расходах с приложенными к ним
товарными чеками, квитанциями, справками и иными оправдательными
документами.
Расходные документы подписываются главным бухгалтером, а на
ведомостях и заявлениях обязательна разрешительная надпись руководителя
предприятия. Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой
книги, гасятся штампом или надписью «оплачено». Прием и выдача денег по
приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день
их выписки.
Интересным является вопрос соблюдения банками банковской тайны при
совершении сделок по поручению клиента с денежными средствами на его счете.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской
деятельности в письме от 19.11.2001 г.№ 06-10/678, разъяснил, что в
соответствии со ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»
учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих
значительные и сомнительные операции и по собственной инициативе без
соответствующего запроса представлять информацию об идентифицированных
лицах специальным органам по борьбе с организованной преступностью.
Значительными операциями с наличными средствами в соответствии с ч.3
ст.64 данного закона, являются сделки с наличностью на суммы, превышающие
эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте,
установленном Национальным Банком Украины.
Поскольку в соответствии с п.78 Инструкции НБУ № 1 « По организации
Эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины» выдача наличности
из касс банка осуществляется на основании денежных чеков или расходных
кассовых ордеров, то в случае получения наличных средств из касс банков под
операции с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, на
основании одного денежного чека или расходного кассового ордера. А в
соответствии с п.4.18 Инструкции НБУ «Об организации работы по наличному
обращению учреждениями банков Украины» целевое назначение наличности,
которую получают предприятия (предприниматели) со своих текущих счетов,
должно указываться или в денежном чеке с четкой формулировкой сути
операций, которые будут осуществляться.
Согласно ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской
деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об
идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица,
осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для
значительных операций, если такая сделка явно связана с другой сделкой и
общая сумма оплаты по этим сделкам превышает установленный предел.
Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные
средства в течение одного операционного дня по разным денежным чекам и
общая сумма по таким чекам является выше эквивалента евро, то в случае
применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно
связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными контрагентами или для
расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной
преступностью о лицах, идентифицированных по таким операциям, не нужно.
Что касается отнесения операции по получению наличных средств к
сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает перечень признаков
таких операций, к которым относятся:
1. осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных
условиях;
2. операция не является экономически оправданной или противоречит
законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и
не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со
своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных признаков,
является обычной для клиента и проводится им постоянно, соответствует
характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как
сомнительная с последующим уведомлением соответствующие органы о нем без
наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего
законодательства, запроса. [34. С.19.].
2.3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Украине.
По общему правилу, на территории Украины юридические лица всех форм
собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица
без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской
деятельности, в том числе, для выполнения договорных обязательств,
осуществляют между собой расчеты в безналичном и наличном порядке через
учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и
кассовых операций, которые утверждаются НБУ.
Однако, следует иметь ввиду, что сфера применения наличного оборота
достаточно ограничена и определяется специальными нормами.
Преимущественное большинство расчетов между субъектами хозяйственного
права осуществляется в безналичном порядке в установленных
законодательством формах.
С целью усовершенствования организации банками расчетно-кассового
обслуживания народного хозяйства Правление НБУ Постановлением от 30 июня
1995 г. № 166 утвердило Порядок организации расчетно-кассового обслуживания
коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между
учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].
В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с
клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое включает комплекс
взаимных платежных обязательств банка и клиента по пользованию средствами и
банковскими услугами, а именно:
1. использование банком временно свободных средств клиента;
2. проведение расчетных операций;
3. кассовое обслуживание;
4. транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].
Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует
подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных
расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением
Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.
Инструкция распространяется на предприятия, организации и учреждения
всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской
деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц,
и обязательна для исполнения ими.
Особенностью законодательства, регулирующего расчетные отношения
между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм.
Вместе с тем стороны этих отношений могут в значительной степени
самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну
из указанных в законодательстве форм расчетов.
Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте
Украины через банки путем перечисления средств с текущих счетов
плательщиков на текущие счета получателей средств.
Средства со счетов предприятий списываются только по распоряжениям их
владельцев. Кроме случаев, когда действующим законодательством
предусмотрено бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению
суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.
Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» [8], предприятия
самостоятельно определяют очередность и направление списания средств с
собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению
таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.
Безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных
документов:
- платежными поручениями;
- платежными требованиями-поручениями;
- чеками;
- аккредитивами;
- векселями;
- платежными требованиями;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями).
С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в
хозяйственный оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные
документы, которые предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны
соответствовать требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|