В природе
человека воплощено его бытие для себя. В социальности человека воплощено его
бытие для других. Но внутри человека есть нечто, что не дано увидеть и понять
другим людям, то, что присуще только одному - именно этому - человеку, то
внутреннее, которое, по выражению С. Л. Рубинштейна, преломляет воздействие
внешнего. Этим внутренним, субъективным, организующим вокруг себя по
определенным, иногда необъяснимым правилам телесно-физиологические и социальные
проявления человеческого бытия, является духовный мир человека, его
гуманитарное самосознание.
По мнению диссертанта,
гуманитарное (духовное) сознание предстает движущимся самосознанием,
развертывающимся субъективным бытием. Самосознанием, скорость погружения
которого в пространство духа опережает прирожденное ему стремление к
самозамыканию. Это опережение возможно потому, что внутреннему горизонту
сознания есть куда двигаться и есть на что ориентироваться. Сознание,
обращенное к себе как к субстанциональному субъективному бытию, узнает свою
целостность как актуальную бесконечность. Духовность требует бесконечности и
находит ее в целостности сознания. Одним из символов целого знания и является
Судьба, которая играет роль ориентира в духовной совершаемости человека
человеческой реальности. «Судьба – это не то что бывает, а то, что есть
всегда».
Гуманитарное «судьбоносное» самосознание проявляется в способности
самотворчества на основе духовных истин, проектирования идеального, стремления
к идеальному образу «я» и окружающего мира. Судьба «необходима» человеку.
Анализ гуманитарного самосознания, показывает, что осознание своей Судьбы не
сводится только к аксиологическому пласту, т.е. уровню со-присутствия,
со-переживания, религии, морали, философским течениям, искусству.
Онтологический срез обнаруживается в том, на сколько, оказывают влияния
социальное окружение (триединая социальная составляющая судьбы), общественная
нравственность, традиции, нормы. Праксеологический аспект проявляется в том –
на сколько, человек осознает себя и свою роль в идеологических течениях,
политике, культура самосознания «прямопропорциональна» интеллектуальному и
духовному уроню развития. Ни смерть, ни рождение не переживаются человеком, но
никогда не исчезают из бытия: человек всегда «рожденный» и постоянно «смертный»[88]. В движении от заблуждения
к истине, неминуемо возникают
вопросы: Откуда Я? Кто Я? Куда Я иду? Ответы на эти вопросы есть
судьботворчество, как процесс
восхождения от индивидуального к
универсальному, стремление к своей Судьбе через осознание, гуманитарное
(духовное) самосознание.
[1] См. Вернадский В.И. Биосфера
и ноосфера. – М.: наука. 1989.
[2] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума.
– М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 94-95.
[3] Там же. С. 40-41.
[4] Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Космическая
философия // Русский космизм: Антология философской мысли. - М. 1992. - С.
274-275.
[5] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.:
Мысль, 1976. - С.108-104.
[6] Вернадский В.И. Биосфера. Избр. соч.. - М., 1960.
Т.5. - С.24.
[7] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: наука.
1989. – С.216.
[8] Там же. С.226.
[9] Там же. С.285-286.
[10] Каширин В.И. Очерки философии планетарного
самосознания. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - С. 56.
1 Там же. С. 70-77..
1 Бекрнюкевич Т.В. Культ предков, или
будущее как актуализация прошлого //Рационализм и культура на пороге третьего
тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20
сентября). - Ростов-на- Дону; Изд-во СКНЦ. 2002. – С. 393с
2 Каширин В.И. Очерки философии планетарного
самосознания. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - С. 123.
[11] Там же. С. 124.
[12] Мостепаненко А.М. Проблема «возможных миров»
в современной космологии // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988.
С.83-84
[13] Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма
в научной картине мира // О современном статусе идеи глобального
эволюционизма. - М., 1989. - С.77.
[14] Уилер Дж. Выступление и дискуссии // Космология:
теория и наблюдения. - М., 1978. - С.368.
[15] Лесков Л.В. Космические цивилизации: проблемы
эволюции. - М., 1985. С.39.
[16] Лем С. Сумма технологии. М., 1968.
[17] Бердяев Н. А. Макрокосм и микрокосм//Феномен
человека. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 38.
[18] Там же. С. 31.
[19] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,
1987. - С.25
[20] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и
др. работы. - М., 1991.
[21] Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Многомерный мир
современного человека. - М., 1998. - С. 65.
[22] Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории
судьбы.// Вопросы философии. М., 2000. №9. С. 74-75
[23] Бом Д. Наука и духовность: необходимость
изменений в культуре // Человек, 1992. №1.
[24] Прибрам К. Языки мозга. - М., 1975.
[25] Бом Д. Наука и духовность: необходимость
изменений в культуре // Человек, 1992. №1. - С.17.
[26] На пути к теоретической биологии. - М.,
1970. - С. 49.
[27]Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М.:
Издательство «Ось –89», 1997.- С.53.
[28] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,
1990. - С.79.
3 Там же. С. 103.
[29] Акифьев А.П. Генетика и судьбы. - М.: ЗАО Изд-во
Центрпо-лиграф, 2001. -С. 50, 70.
[30] Jaspers K. Philosophie. Heidelberg. 1973, Т. 3. С. 71. (Цит.: Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К.
Западная философия ХХ века. – М.: «Проспект», 1998. – 432 с)
[31] Там же. С.72
2 Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф.
Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - С.9
1 Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика,
1993. - С. 388.
[32] Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к
неразрушимости нашего существа // Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.,
1992. - С. 88.
[33] Там же. С. 130
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. - М. 1973. - С. 354-355.
[34] Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории
судьбы.// Вопросы философии. - М., 2000. №9. – С. 75-76.
[35] Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем.- М.: Высш. школа, 1993.-
С. 175.
[36] Sartre J.-P.L’etre et neant. Essai d’ontologie phenomenologique. Ed. Gallimard.
P., 1968. C.639 (
Цит.: Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: «Проспект»,
1998. – 432 с.)
[37] Хлебников В. Доски Судьбы. - М.: Рубеж столетий,
2000. - С. 135.
[38] Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия свободы.
Смысл творчества.- М., 1989. - С. 296.
1 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М.: «Высшая школа», 1977.- С. 208-210.
1 Швырев В.С. О деятельностном подходе к
истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы
философии. 2001, №10. – С.111.
1 Эпштейн М. Философия возможного. - СПб., «Алетейя», 2001. – С. 220.
[39] Там же С.303
[40] Бахтин М.М. Эпос и роман. //
Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литкратура, 1986. – С.424.
(Цит. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы.// Вопросы философии.
- М., 2000. №9. – С.75.)
[41] Гегель Г. В. Ф. Философия духа/ Энциклопедия
философских наук. В 2- х т. - М.: Мысль, 1974; Гегель Г.В. Ф. Философия
религии. М., 1975. Т1.; Кант И. Антропология с прагматической точки
зрения//Кант И. Соч. В 6-ти т. - М., 1966. - Т. 6. - С. 349-588.; Кант И. Соч.: В 6т.- М., 1965.
[42] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Ницше Ф. Соч. В
2-х т. -М.: Мысль, 1990; Ницше Ф. Веселая наука Ницше Ф. Соч. В 2-х т. -М.:
Мысль, 1990.
[43] Дильтей В. Категории жизни: Пер. с нем.// Вопр.
философии.- 1995.- №10.-С. 129-143.;
Дильтей В. Переписка с 3. Гуссерлем// Вопр. философии.- 1995.- №10.-С.144-150.
[44] Зиммель Г. Индивидуальный закон. Гл. IV
Созерцание жизни // Избранное. – М., 1996. – Т.2
[45] Бергсон А. Опыт о непосредственных данных
сознания. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. М.: «Московский Клуб», 2001.
[46] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт
православной теодицеи / П.А. Флоренский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
–640 с С. 413
[47] Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.:
Республика, 1993; Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт
персоналистической философии/Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.:
Республика, 1995; Бердяев Н. А. Самосознание. - М.: ДЭМ, 1990. и др.
[48] Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия//
Собр. соч.-СПб., 1913.-Т.8; Соловьев B.C. Смысл любви// Соч.: В 2т,- М., 1990.-
Т.2; Соловьев В.С. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО –
Пресс Харьков. Изд-во «Фолио», 1994.
[49] Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии.-1990.-
№6.- С.69-131; Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992; Франк С.Л.
Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. - М.: Изд-во
«Республика», 1994.
[50] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн.
Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. - М: Мысль, 1977; Вернадский В.И.
Научная мысль как планетное явление. - М., 1991; Вернадский В.И. Автотрофность
человчества: несколько слов о ноосфере // Русский космизм. – М., 1993.
[51] Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на
Земле//Вопросы философии. - М.,1990. - №6. - С. 32-45;;Моисеев Н.Н. Новая
планета. Размышление о судьбе цивилизации // Нева. 1995. №10; Моисеев Н.Н.
Судьба цивилизации. Путь Разума. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 224с. –
(Язык. Семиотика. Культура)
[52] Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика,. 1993.
- 447 с.; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме/Проблема человека в западной
философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.
[53] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. (Извлечения)// Науч. докл.
высш. школы. Философ, науки.- 1989.-№2.- С.89-100; Сартр Ж.-П. Избранные
произведения: Пер. с фр.- М.: Республика, 1994.-496 с.
[54] Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994г.
[55] Бердяев Н. А. Самопознание. — С. 352.
[56] Карсавин Л.П. Религиозно –философские сочинения. Т.1
– М.: «Ренессанс», 1992. – С. 25.
[57] Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика
божественного и человеческого // Мир философии. Книга для чтения. В. 2- ч. -
М.: Политиздат, 1990. - Ч. 2. - С.55.
[58] Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии
"Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие
ценности. - М., 1990. - С. 146-168.
[59] Ясперс К. (См. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная
философия ХХ века.. – М.: «Проспект», 1998. – 432 с)
[60] Бубер М. Проблема человека. - М.: Республика, 1992. –
С. 195.
[61] Каширин В.И. Очерки философии планетарного
самосознания.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.- С. 78.
[62] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука,
1989. - С. 229.
[63] Каширин В.И. Очерки философии планетарного
самосознания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - С. 89-100
[64] Там же. С. 89-100.
[65] Там же. С. 93.
[66] Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //
Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 38.
[67] Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное
образование / С Петербург гуман. ун-т профсоюзов. – СПб, 1996. – С.157.
[68] Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли
гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в
Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы
конференции. – СПб, 1996. – С.100.
[69] Там же. С. 53.
[70] Топоров Н.Н. Судьба и случай // Понятие
судьбы в контексте разных культур. М.: Наука 1994. – С. 50
[71] Топоров Н.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в
контексте разных культур. М.: Наука 1994. –С. 41.
[72] Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. -
Л.: изд-во ЛГУ, 1991. - С.145.
[73] Топоров Н.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в
контексте разных культур. М.: Наука 1994. – С.43.
[74] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. – С.200.
[75] Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. -
Л.: изд-во ЛГУ, 1991; Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли
гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в
Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы
конференции. – СПб, 1996; Каган М.С. Философия культуры. Санкт – Петербург:
Петрополис, 1996.
[76] Мысливченко А. Г. Идея создания целостной концепции
человека/Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989; Мысливченко А. Г. Человек
как предмет философского познания. -М.: Мысль, 1975.
[77] Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.;
Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований / Мозг и
сознание. - М., 1990.
[78] Барулин В. С. Социально-философская антропология:
Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994.
[79] Скворцов Л.В. Культура самосознания как философская
проблема//Человек: образ и сущность. – М., 1990. № 1; Скворцов Л. В. Культура
самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Политиздат, 1989;
Скворцов Л.В. Культура самосознания как философская проблема. // Человек: образ
и сущность (гуманитарные аспекты). – М. 1990; Скворцов Л.В. Проблема страха:
искусство жизни «в век смерти» // Человек: образ и сущность страха. М., 1991;
Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознания. – М.: Политиздат,
1983г.; Скворцов Л.В. Что значит жить по истине? // Культурология: Дайджест №2
(21) / РАН ИНИОН. – М., 2002.
[80] Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм гуманитарное
самосознание.- М., 2000. - С.100-150.
[81] Мысливченко А. Г. Идея создания целостной концепции
человека/Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 43-48.
[82] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -
Л.: изд-во ЛГУ, 1991. - С. 128-131.
[83] Барулин В. С. Социально-философская антропология:
Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994.
[84] См.: Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и
перспективы исследований /Мозг и сознание. - М., 1990. - с. 3-31: Дубровский
Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и
общественного сознания//Вопросы философии. - М., 1988 - № 1. - С.. 15-27.
[85] Гайденко П. П. Научная рациональность и философский
разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля//Вопросы философии. - М., 1992. -№7. –
С. 21
[86]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
–С. 45.
[87] Каширин В.И. Глобалистика и философия
планетарного самосознания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – С.68.
[88] Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века.
– М.: «Проспект», 1998. - С. 287.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|