рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия (аспирантура ГУУ)

Возникновение сознания неотделимо от появления речевого об­щения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд — это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения — речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления чело­века. Благодаря речи сознание формируется и развивается как об­щественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык — выражение мысли. Он обладает знаковой, символической

30

природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре.

Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процес­сов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание де­терминируется природной и социальной действительностью. Пред­меты, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объектив­ного мира, как главный признак сознания, обусловленный социаль­ной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интере­сы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель — человек, субъект труда и культуры, — вовле­кается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этичес­кие нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охва­тывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг — это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение — объ­екту (природные, социальные и духовные явления), своему матери­альному субстрату и общественно-исторической системе, культуре.

Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Глав­ными посредниками человеческого отражения мира выступают сна­чала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, ду­ховные интересы и ценности других людей, их общностей. Объек­тивируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и инди­видуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культур­ного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показате­лем его психологического и социально-нравственного развития, уме­ния вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо-


31

даря самосознанию человек может контролировать свое поведение соответственно личным интересам, планам, идеалам и отвечать за него перед обществом и перед своей совестью (которая есть не что иное, как по существу принципы и нормы общественной нравствен­ности, усвоенные в личностном бытии исходя из потребностей ин­дивидуальности) .

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны со­знания; это инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. В связи с этим возникает вопрос: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Составляя относительно самостоя­тельные стороны единой психической реальности человека, они вза­имосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать благоприятного единства. В бессознательном заключены большие возможности для оптимизации человеческой деятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта.

При изучении этой темы необходимо также раскрыть место че­ловеческого сознания в мире. В человеческом духе, в его разуме при­рода «осознала самое себя». На человеке лежит высочайшая ответ­ственность за решение глобальных проблем современности, за вы­живание человеческого рода на планете. Необходимо возродить ис­тинное уважение к подлинной духовности, высокой нравственности, прекрасному, к свободному творчеству, способности к самостоятель­ному выбору, к умению ориентироваться на высшие человеческие ценности и идеалы.

ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, от­ношений, процессов.

«Познаваем ли мир?» — этот вопрос возник еще на заре фило­софской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обо­снованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формули­ровку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому

32

I

этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о реальном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятель­ность становится более эффективной и успешной. В истории фило­софии, как известно, происходит непрекращающееся противоборст­во агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агнос­тицизма — в отрицании возможности познания сущности матери­альных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или фено­менологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или в рассудке человека.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история фи­лософии, был и остается вопрос: «Что такое истина?»

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе миро­воззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими по­нятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее до­стижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий «истина» имеется множество, в клас­сической концепции истина определяется как соответствие мыслей действительности. Современная трактовка истины содержит следую­щие моменты. Во-первых, понятие «действительность» понимают прежде всего как объективную реальность, существующую до и не­зависимо от нашего сознания и состоящую из материальных систем и объектов, в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вто­рых, в понятие «действительность» входит также и субъективная дей­ствительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат — истину, а также сам объект понимают как неразрывно связанные с предмет­но-чувственной, целенаправленной деятельностью человека, с прак­тикой — непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное дей­ствительности понимание истины от агностицизма, идеализма и уп­рощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты: объективность истины, ее конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

33

Объективная истина — это адекватное отражение объекта по­знающим субъектом. Это такое содержание человеческих представ­лений, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины — в зависимости знания от свя­зей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это бо­гатство определений, отражающих связи и отношения действитель­ности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, ко­торое тождественно самому предмету в максимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическо­му познанию абсолютная истина — это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или це­лостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина — это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная ис­тина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется дво­яко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, тео­рий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории не­допустима изоляция от практики во всем ее объеме: как индивиду­ального жизненного опыта и как единства общественного производ­ства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятель­ность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в том, что она есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия ис­тины состоит в том, что у нее есть абсолютная и относительная сто­роны. Абсолют ее в том, что в целостном, всемирно-историческом масштабе она обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею правомерности верно и правдиво отражать действительность. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, истори­ческими условиями и реальными возможностями общественного че­ловека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы и потому может подтвердить истинность научного

34

положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.

Далее затронем вопрос об особенностях чувственного и рацио­нального познания, об их формах. Чувственное познание формиру­ется в процессе непосредственного взаимодействия с внешними пред­метами. Выделяются три его формы: ощущения, восприятия, пред­ставления.

Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объ­ектов. Восприятия воспроизводят целостный образ предмета, кон­кретно-чувственную систему его свойств. Будучи генетической пред­посылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части це­лостных восприятий.

Восприятие является результатом активного, деятельного отно­шения человека к внешней среде. В действительности, в контексте целостного восприятия, отдельные ощущения обретают реальную значимость, подчас подвергаются как бы «исправлению», опреде­ленной интерпретации.

Чувственное представление характеризуется отсутствием непо­средственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памя­ти. В представлении больше, чем в восприятии, общих черт и сторон, иногда происходит «накладка» на конкретный образ ранее воспри­нимавшихся аналогичных предметов. К представлению «подключе­ны» механизмы памяти, т.е. способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека. Без такой формы чувственного отражения действительности, как представле­ние, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта). Благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он рас­полагает, вовлекая в сферу своих ощущений и восприятий мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. Высшей формой пред­ставлений является воображение — процесс первичного чувственно­го обобщения наглядных образов при участии мышления. Этот про­цесс носит осмысленный творческий характер. Подчас он получает словесное оформление. Поэтому представление стоит как бы на стыке чувственного и рационального познания.

Говоря о формах чувственного познания как образах внешнего мира, необходимо подчеркнуть, что «образу» свойственно не совпа­дение с объектом, но лишь его более адекватное ему соответствие. Образ — не зеркальная копия, но и не знак, не иероглифический

35


символ. Это порождение человеческой способности отражать мир, согласующийся с конкретно-чувственным обликом предмета.

Роль чувственного отражения действительности в процессе по­знания весьма существенна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Рациональное познание базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств. Регу­лирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты и развивать научное знание.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помо­гают раскрывать смысл и значение предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действитель­ности является суждение. Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по­строения умозаключений, которые представляют собой моменты со­поставления одних понятий другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя дей­ствие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизы­вает содержание чувственного познания действительности. Реализа­ция абстрактно-мысленной способности человека совершается по­средством обращения к результатам чувственного отражения пред­метов, используемым также в качестве средств достижения и выра­жения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реаль­ном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвя­зано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-

36

собность прямого, непосредственного постижения истины без пред­варительных логических рассуждений и доказательств.

Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентиру­ется главным образом на общие, существенные свойства, необходи­мые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выра­жая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства зна­ний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.