рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия (аспирантура ГУУ)

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возмож­ность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее сущест­вовавших возможностей. В категориях возможности и действитель­ности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его станов­ления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре катего-

43

рий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз­можность не охватывает всей действительности.

Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие ха­рактеризуют три таких закона: единства и борьбы противополож­ностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания от­рицания. Закон единства и борьбы противоположностей характери­зует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной прак­тики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоре­чивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие сто­роны, тенденции того или иного целостного изменяющегося пред­мета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и — при опре­деленных условиях — переходят друг в друга. Это положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, анализ — синтез, со­трудничество — конкуренция, правда — ложь, прекрасное — без­образное, право — беззаконие и т.п. Взаимодействие противополож­ных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалек­тическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных разли­чий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый сис­темный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в послед­ние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии на­чинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гар­монии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаи­моукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон це­лостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное раз­витие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, без­условно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов

44

и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности поли­тического строя, надежного роста нравственной и правовой культу­ры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фун­даментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние до­стигает предела, что ставит под вопрос само благополучие сущест­вования развивающейся системы. Только разрешение острых про­тиворечий является источником оптимального развития. Противо­речия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энер­гии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управ­ленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение проти­воречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уро­вень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия. Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при кото­рой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Ка­чество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного ка­чества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Ка­чество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех облас­тях действительности появление нового качества обусловлено опре­деленными и специфическими количественными изменениями, на­коплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Ска­чок — переход количественных изменений в качественные или пере­ход из одного качественного состояния в другое (в результате пре­вышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и ста­новление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:

1)      определяет характер и направление количественных изменений;

2)      оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания
количественных изменений и 3) определяет меру данного явления.

45

В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.

Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической дея­тельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершаю­щиеся изменения можно разделить на революционные и эволюци­онные.

Революция представляет собой изменение, в ходе которого со­вершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное пре­образование. Эволюция — это преимущественно постепенные коли­чественные изменения, при которых основное качество явления со­храняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эво­люция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как ко­личественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому сле­дует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что ни­какое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения ма­терии? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. От­рицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понима­ние отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание — глубоко содержательный процесс, который характери­зуется взаимодействием трех моментов, таких как:

а)  преодоление старого качества новым;

б)  удержание положительных сторон из старого качества и со­
хранение  всего,  что  способствует становлению и  оптимальному
функционированию нового качества;

в)  конструктивное творчество всех сторон системы нового каче­
ства.

46

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в це­лостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последователь­ных этапов, когда можно зафиксировать более или менее закончен­ный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона — в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характер­ные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловли­вает особую форму развития — спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в ко­торой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичнос­тью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаи­мосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства.

На основе проведенного анализа различных типов универсаль­ных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его со­отношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение уни­версально и характеризует любые явления действительности. Разви­тие же — особый тип изменения. Наиболее общими, противополож­ными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тен­денциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совер­шенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (ис­ходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной ор­ганизации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный, харак­тер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага

47

человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общест­ва — производительные силы, производственные отношения, нрав­ственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными систе­мами.

Важную роль играет производство, уровень развития произво­дительных сил, темпы роста производительности труда. Экономи­ческий критерий свидетельствует о степени свободы общества по от­ношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной обще­ственной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий ха­рактер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориен­тации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, пре­емственности, сохранения и приумножения высших достижений ма­териальной и духовной культуры человечества, всех его гуманисти­ческих ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит откры­вать и обосновывать теоретически.

Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичности, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уро­вень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотноше­ний между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, ме­тодологическое значение приобретают идеи и методы синергетики — теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана много­значность возможных ходов движения Космоса, химических процес­сов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состоя­ний в,уеловиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюциони­рует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная

48

тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного вы­ражения соответствующего философского метода — диалектическо­го, роль и значение которого в современной науке и практике уп­равления возрастают. Важно применять его умело, с учетом кон­кретных условий, в единстве со многими другими способами и при­емами научного познания.

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмо­циях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он дол­жен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каж­дый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточ­нения смысловых особенностей таких близких понятий, как: инди­вид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человечес­кого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает со­циальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором воз­никает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функ­ций.

49

Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генети­ческой природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.