рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия (аспирантура ГУУ)

Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов по­ведения, традиций, присущих данному обществу, социальной об­щности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социа­лизация личности, овладение ею культурой преломляется через ин­дивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлин­ное богатство личности — это раскрытие ею творческих способнос­тей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духов­но-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) раз­витии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благород­ное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно пред­ставление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государст­венной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеуст­ремленно, осознанно совершая выбор между различными варианта­ми поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу.

Свобода — одна из основных категорий в философии, характе­ризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена сво­боды, нужно разобраться в позициях философских концепций во­люнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотно­шения свободы и необходимости, на которую она опирается, позна­вая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза).

Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю ь качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни

50

человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюн­таризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, вы­давая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый по­ступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судь­бы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы.

Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необ­ходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окру­жающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он явля­ется, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потреб­ностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспече­нием моральной и правовой ответственности человека за свои по­ступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответствен­ность, ответственность направляет свободу.

Важным этико-философским аспектом проблемы человека явля­ется вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма свя­зывает выявление смысла жизни через приобщение человека к ду­ховным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступ­ки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоз­зренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных цен­ностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о при­роде счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравствен­ности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и

51

творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь глав­ную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, пере­ходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность тво­рить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвы­шенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознав­шей себя индивидуальным представителем человечества.

Особое место в мире человека занимает сфера эстетического от­ношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящ­ное — все это порождается бытием человека и общества, обнаружи­вается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, со­вершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Ис­торически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеа­лы, нормы, традиции -- основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. По­знание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая ре­гуляция, формирование ответственного отношения к труду, граж­данским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный куль­турный рост — предпосылки эффективной самореализации личнос­ти.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обога­щают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют пра­вильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ФИЛОСОФИИ

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматривае-

52

мые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, ка­сающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его ос­новных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.

В центре внимания социальной философии — практическая де­ятельность и общение людей, порождаемые ими общественные от­ношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности — про­изводственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной — люди производят необ­ходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о произ­водственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и дру­гих общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общест­венных отношений людей. Она исследует объективные побудитель­ные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их со­знанию мотивы, идеалы, цели деятельности.

Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно — закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обду­мывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к при­роде), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника оп­ределяющим образом влияют на функционирование и развитие об­щества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с приро­дой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общест­венной практики, поскольку общество представляет собой органи­ческое единство: конкретно-историческую совокупность обществен­ных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отли­чие духовных (идеальных) отношений от материальных можно оп­ределить следующим образом. Материальные отношения складыва­ются в ходе практической, трудовой деятельности человека, соци­альных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения форми­руются, предварительно проходя через сознание людей, через осмыс-

53

ление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение цен­ностей культуры.

Философский анализ общества выделяет основные сферы обще­ственной жизни, ее функционирования и развития: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономическая сфера включает в себя производство, распреде­ление, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функци­онирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства, обмена деятель­ностью и распределения материальных благ.

Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономичес­кое сознание людей, их материальная заинтересованность в резуль­татах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реа­лизуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъек­тивных факторов развития экономики.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц по­жилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга соци­альных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий про­изводственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым че­ловеком своего права на труд и других прав и свобод, провозгла­шенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей опре­деляет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных об­щностей, политических партий и движений. Их деятельность проис­ходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отно­шений господства ведущих социальных сил, их политических инсти-

54

тутов, подчинения им масс населения. Политика выступает как кон­центрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными цен­ностями подразумеваются не только, например, художественные тво­рения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведе­ния, различные чувства и т.п. — словом, все то, что составляет ду­ховное содержание общественной жизни, или духовность общества.

Целостность общества формируется на базе внутреннего взаи­модействия основных сфер общественной жизни, которое имеет сложный характер. Согласно материалистическому пониманию ис­тории, способ производства материальных благ обусловливает раз­витие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества, одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. Но как домом нельзя считать только его фундамент, так было бы неправильно сводить общест­венную систему к экономическому началу, к материальному произ­водству. Не меньшую роль играет духовная сторона деятельности общества. Вместе с тем существуют и другие подходы. В современной западной социологии существует так называемая теория факторов. В ней речь идет о технологическом, культурном, политическом и географическом факторах. Первопричина прогресса человеческого общества усматривается, например, в науке, новейшей технике и тех­нологии (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер) или в поли­тических идеях (С. Хук). У. Ростоу на первое место в экономической модернизации общества ставит политику.

Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор обще­ственного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В каче­стве движущих сил общества выступают потребности, интересы, цен­ности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры — мышление,

55

чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый «ин­формационный код» поведения, передаваемый из поколения в по­коление. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в об­щественной жизни. Вариантность истории в немалой степени опре­деляется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший «возмущающий» фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.

Таким образом, развитие и совершенствование общества проис­ходит под влиянием многих условий — социально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом — как исторически определенная целостность, «вели­кий совокупный процесс» (К. Маркс).

Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого во­проса необходимо разобраться в сущности формационного и циви-лизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К.Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксист­ской, остановимся на этом учении несколько подробнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.