Философия П.А. Флоренского
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ
ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
1.1 П.А. Флоренский и русская
философия
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое
религиозное сознание"
1.3 Утопия и идеология в философском
сознании П.А. Флоренского
ГЛАВА 2. ГНОСЕОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского ("Столп
и утверждение Истины")
2.2 Антиномизм в философии о. Павла Флоренского
ГЛАВА 3. СИМВОЛИЗМ И СОФИОЛОГИЯ П.А.
ФЛОРЕНСКОГО
3.1 Символизм
3.2 Софиология
3.3 Культ и антропология в философии
П.А. Флоренского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В знаменитой лекции о Павле
Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак
нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня
споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и
Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"
Один из близких друзей
Флоренского и во многом его единомышленник Сергей Николаевич Булгаков (о.
Сергий) дал наиболее общее определение духовного пути Флоренского; его вывод
был очень определенным: "Духовным центром его личности, тем солнцем,
которым освещались все его дары, было его священство". А еще раньше другой
близкий Флоренскому человек и мыслитель, Василий Васильевич Розанов, "в
качестве самого существенного его определения" назвал Флоренского "tepevs" (именно по-гречески),
священник.
Почему эта причастность к
кругу священнослужителей есть главное? Ведь практически все русские мыслители
этого времени утверждали свою веру в Бога, свою религиозность (потому и назван
этот период в нашей культуре религиозно-философским ренессансом). Но есть и
громадная, именно мировоззренческая разница, которая меняет сам строй жизни и
мысли - священник главной целью жизни своей полагает
литургически-евхаристическое, культовое служение. Для него культовое служение -
теургия - становится "средоточной задачей... жизни, как задача полного
претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности
смысла". Нет, конечно, священство не сводится только к этому, но в жизни
Флоренского именно культ стал определяющим все иные стороны деятельности, ведь
для него "культ - устроение жизни, к которому восходят все святыни жизни,
мысли и дела христианского. Культ есть священная и единственная основа для
живой мысли, творчества, общественности".
Рассматривая состояние философской
мысли в религии сегодня и изучив работы игумена Андроника (Трубачева А.С.),
Лосева А.Ф., Хоружего С.С., Фуделя С.И., Флоренского П.В., Гальцевой Р.А. и др.
и оценивая с их позиций философию Павла Александровича Флоренского, можно сделать
вывод, что значение этого философа для наших дней огромно. И потому тема нашей дипломной
работы "Антиномизм и символизм в творчестве Павла Флоренского" актуальна
в нынешней философской мысли, требующая, конечно, своего раскрытия.
Наше исследование
философских исканий и взглядов П.А. Флоренского направлено на решение следующей
конкретной проблемы: проследить становление П. Флоренского как философа,
определить основные этапы его религиозного творчества, а также как влияла русская
и западная философская мысль на становление и развитие философии о. Павла.
Решая поставленную
проблему, задачей нашей дипломной работы является анализ и обобщение тех монографий
и статей о. Павла Флоренского, которые раскрывают его религиозные взгляды и суть
его философии, а также проработать критические отзывы на творчество философа.
Исходя из поставленной цели,
нами последовательно решались следующие проблемы:
1.
Провести анализ философских
работ Павла Александровича Флоренского, в которых раскрывается суть философских
религиозный взглядов и философских исканий мыслителя.
2.
Выявить основные ключевые
проблемы философии П.А. Флоренского.
3.
Определить, что
нового внес П.А. Флоренский в русскую философскую мысль ХХ и ХХI веков.
Гипотеза: философские
искания Павла Флоренского берут истоки из русской и западной философской мысли;
философия свящ. П.Флоренского имеет большое значение в становлении и развитии русской
философской мысли ХХ века.
Для решения поставленных
проблем применялись следующие методы: изучение и теоретический анализ работ П.
Флоренского и критической литературы, обобщение изученного материала,
подведение итогов результата обобщения.
Изучая творчество П.А.
Флоренского, его философские искания, можно выделить три ключевых темы, которые
выделены в три основных раздела нашей работы. Первый раздел - "Философия
П.А. Флоренского в контексте отечественной культуры и философии", в
котором освещены вопросы становления П.Флоренского как философа и религиозного
деятеля, его взаимосвязь с русской философией и культурой. Во втором разделе -
"Гносиология П.А. Флоренского" - анализируется агностицизм и
антиномизм в философии о. Павла. Третий раздел "Символизм и софиология
П.А. Флоренского" раскрывает суть символизма в работах П.А. Флоренского,
его учение о Софии (мудрости) и антропологии. В заключении отмечена роль Павла Флоренского
в русской философии.
ГЛАВА 1. ПАВЕЛ
ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Павел Александрович
Флоренский (1882-1937) - ученый, религиозный философ и священник. Родился Павел
Александрович около станции Евлах Закавказской железной дороги (ныне республика
Азербайджан) в многодетной семье инженера-железнодорожника. Обучаясь в
Тифлисской гимназии, увлекся естественными науками. Однако, по собственному
признанию, под влиянием творчества Л. Н. Толстого пережил духовный кризис.
Флоренский приходит к выводу об ограниченности, недостаточности физического
знания о мире, теряет гносеологический оптимизм. Тем не менее в 1890 г. он
поступает на физико-математическое отделение Московского университета, которое
оканчивает в 1904 г.
В университете он имел
возможность слушать лекции Л. М. Лопатина и С. Н. Трубецкого, направившие его
религиозно-философские искания к "метафизике всеединства" Вл.
Соловьева. Именно здесь Флоренский сближается с молодыми людьми, которым были
не безразличны идеи "богоискательства", обновления православия. Среди
них были В. Эрн, С.Н.Булгаков и др. "Произвести синтез церковности и
светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь
компромиссов, воспроизвести все положительное учение Церкви и
научно-философское мировоззрение вместе с искусством и т. д. - вот как мне
представляется одна из ближайших целей практической деятельности", - писал
Флоренский в письме к матери, датированном мартом 1904 г. Увлечение этими идеями
приводит молодого ученого к участию во вновь созданном студенческом кружке -
секции истории религии, а затем в Московскую духовную академию, в стенах
которой он получил богословское образование, где в 1908 году утвержден в должности
и. о. доцента по кафедре истории философии и в которой преподавал по 1919 гг.
В 1911 году Павел
Флоренский принял сан священника, не занимая приходской должности.
Важнейшим событием в
жизни Флоренского в тот период явилась защита магистерской диссертации "О
духовной истине", которая была позднее опубликована под названием "Столп
и утверждение истины" (1914). Отличительная особенность этого, едва ли не
основного, сочинения Флоренского заключается в наличии обширных приложений,
содержащих экскурсы в разные области научного знания и призванные служить
подтверждением развиваемых в работе идей. Книга "Столп и утверждение
истины" не осталась незамеченной. Она привлекла внимание к творчеству
Флоренского, вызвала интерес читающей публики. Высказанные им идеи порождали
споры среди религиозно настроенной интеллигенции, некоторые из них получали (и
получают поныне) высокие оценки в богословских кругах.
Флоренский оставил
обширное богословское и религиозно-философское наследие. Им написаны работы,
посвященные церкви, раскрытию сущности религиозной веры, философии, а также
лекции по истории философии: "Вопросы религиозного самопознания"
(1907), "Общечеловеческие корни идеализма" (1908), "Первые шаги
философии" (1917), "Космологические антиномии И. Канта" (1909) и
др. Культурология П. А. Флоренского представлена в работах "Культ, религия
и культура" (1918), "Культ и философия" (1918), "Философия
культа" (1922), "Иконостас" (1921 - 1922), "Разум и
диалектика" (1914), а также в статье "Христианство и культура",
написанной для английского журнала "The Peligrim" и опубликованной в 1924 г.
Многие из его работ были переизданы за последние десятилетия в журналах,
издаваемых Московской патриархией.
О своей
социально-политической позиции Флоренский заявил проповедью "Вопль крови"
(1906), направленной против вынесения смертного приговора лейтенанту Шмидту, за
что был заключен в тюрьму. Он не встал па путь активных выступлений во имя
радикального обновления социального порядка, к которым призывали некоторые из
его соратников по студенческому кружку и объединившиеся вокруг "Христианского
братства свободы".
После 1917 года
Флоренский являлся ученым секретарем и хранителем ризницы Комиссии по охране
памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Позднее он принимал
участие в научно-исследовательских работах в связи с планом ГОЭЛРО,
редактировал Техническую энциклопедию. Флоренский читал лекции, вел
исследования в области конкретных наук - математики, лингвистики, физики, а
также в области техники. Часть его работ этого периода опубликована в советских
журналах и научных сборниках.
В результате
несправедливых обвинений П. А. Флоренский в 1933 г. был репрессирован. В 1958
г. Московский городской суд вынес решение о его посмертной реабилитации.
П. А. Флоренский -
интересная и своеобразная фигура в истории русской богословской и
религиозно-философской мысли первой трети XX в. Разносторонние научные интересы
сочетались у него с приверженностью церковным традициям. Его отличали
поэтическая одаренность и склонность к религиозно-философским изысканиям.
В учении Флоренского
обнаруживаются противоречия. При этом сам он не только не избегает, а скорее
сознательно стремится выявить их и в области научного мышления и в области
религии. Это нашло отражение в разработанной им на основе философии Канта
своеобразной концепции антиномизма.
Исследователи творчества
Флоренского справедливо полагают, что автор сочинения "Столп и утверждение
Истины" "не успел в полной мере опубликовать своей антроподицеи",
в силу чего "реконструкция его учения о человеке является трудной проблемой".
Основы антроподицеи были заложены Флоренским уже к периоду написания
литературоведческого труда о Гамлете, в котором он, толкуя перипетии борьбы в
датском принце христианского сознания с родовым, следовал совету учителей
Церкви "искать в Евангелии разрешения каждого жизненного вопроса",
поскольку в Новом Завете "есть свое соответствие" для "каждой
реальной ситуации". По ряду причин, однако, даже в книге "Столп и
утверждение Истины" мысли эти не получили законченного вида, и Флоренскому
пришлось обещать, что данная задача будет выполнена в ближайшем будущем - в
работе "О возрастании типов", которая должна показать, "как же
именно возникает идея авторитета Христова" и "как происходит
таинственное возрождение души". Поэтому вполне понятно, что в "Воспоминаниях",
охватывающих самый ранний период жизни Флоренского (предположительно до 1898 -
1899 гг.), не могло быть и речи о более или менее основательной постановке
вопроса о феномене Человека, тем более что сама эта Проблема ("открытие
человека как начала познавательного") стала актуальной для Флоренского
лишь в его университетские годы. Несмотря на то что "Воспоминания"
были адресованы детям автора, они остались незаконченными, причем их сюжет,
развертывающийся по следам мифа о Сотворении мира, остановился на самом важном
месте - у проблемы Человека, созданного Творцом, и самого Творца. Вследствие
этого, а также ввиду авторского стремления "не забегать вперед" в
обрисовке своего духовного развития, обзор интересующего вопроса по
необходимости должен преследовать скорее "негативные", нежели "положительные"
цели, т. е. рассматривать в первую очередь причины и соображения, по каким
Флоренский в данный период был не в состоянии подойти вплотную к проблеме
Человека.
Разбирая вопросы
взаимоотношений природы и культуры, космологии и антропологии, Флоренский
позднее высказал основополагающую для него мысль о том, что "весь
человеческий род есть только ничтожная часть природы"; развитие этой мысли
в итоге оспаривало определение человека как "homo sapiens", отдавая предпочтение "менее возвышенному"
определению его как "homo faber". "Человек
- ремесленник" - вот ситуация человека в космическо-бытийственных
масштабах; он не творец, во всяком случае он далек от того, чтобы верховодить
законами космического существования. С другой стороны, рисуя пеструю картину
человеческой массы в Батуме, ее разных языков и говоров, запахов, звуков и
цветов, Флоренский в этом множестве и разнообразии раскрывает бесконечность "производительной
мощи природы", в творческом отношении стоящей над Человеком; поэтому дома
человеческие могут исчезнуть, не оставив никаких духовных следов своего
прежнего бытия, тогда как духовная жизнь развалин "гармонически
объединялась с жизнью природы". Отнюдь не случайно Флоренский писал в
одном из писем 1904 года Белому: "Мы не можем сочинять символы они - сами
приходят. Когда исполняемся иным содержанием" любой формой творчества
человек обязан не столько своим внутренним потенциям, сколько знакам извне, из
природы.
В ряде фрагментов своих
воспоминаний Флоренский заверяет в своей любви к родителям и родным, однако
подобные утверждения суть не что иное, как соблюдение этикета, обусловленное
характером и назначением текста. "Мне странно думать сейчас, а тем более
писать, что в такой насыщенной взаимным признанием и взаимной любовью семье,
как наша я, в сущности, может быть, никого не любил, то есть любил, но любил
Одну. Этой единственной возлюбленной была Природа". Известно, что из всех
родных Флоренский выделял тетю Юлю, которую он любил "нежно и страстно",
но "без внутренней мотивированности, а за ее отношение к природе". В
природе (в веществе) Флоренский находил то, чего, на его взгляд, не было в
людях, — правду, красоту и нравственность. По его разумению, люди способны и
любить, и не любить в зависимости от их желания, цветы же любят спонтанно и
бездумно, ибо такова суть природы. Люди вообще страдают одиночеством "на
разные лады", они "вредят" друг другу (хотя бы так, как "повредили"
автору воспоминаний в его детстве, — "сплошным теплом", "сплошной
лаской", "сплошной порядочностью и чистоплотностью");
отправляясь в экзотические края, они поэтому ищут не контактов с другими
людьми, а прикосновений природы. "Бежал" от людей и сам Флоренский: в
раннем детстве — в объятия природы, в школьные же годы — в науку. Природа, однако,
тоже "скрывалась" от людей; один лишь автор был ее "любимцем",
ему одному она посылала свои "знамения", вследствие чего они с
природой "знали, чего другие не знают и знать не должны".
Любовь к природе, к "таинственному"
и "особенному" в ней, нe
поддающемуся разгадке, заслонила интерес молодого Флоренского к истории и
человеку.
Своих родителей
Флоренский считал жертвами русской истории; себя же самого ему не хотелось
видеть ни среди жертв истории, ни в жестком жернове семейного воспитания.
Отцовские замыслы касательно "замкнутого мирка" семьи, "островного
рая", "изолированного от окружающего", в котором царили бы "человечность",
"теплота" и "мягкость", якобы способные заменить "религиозный
догмат", "метафизическую истину", "право" и даже "мораль",
юному Флоренскому претили, и он их всячески отвергал внутренне, уходя от
утопических идей о семье — прообразе "нового человеческого рода" и "сгустке
чистейшей человечности" — в мир природы с ее тайнами и мистикой; как это
ни странно, единственным табу, не нарушенным молодым Флоренским, был
религиозный запрет, вследствие чего он в детском возрасте не только не узнал,
что такое просфора, но и о чем повествуется в Евангелии от Матфея. Из
отцовского дома Флоренский вынес не так уж мало полезного для своей будущей деятельности,
однако его в целом справедливое осознание ограниченности миропонимания взрослых
имело и негативный оттенок: он стал равнодушным к людям, не доверял им, по сути
разделял отцовскую "невысокую" их оценку и "недолюбие" к
ним. "Воспоминания" пестрят иллюстрациями этого рода, объясняя
попутно, почему их автор сравнительно с опозданием заинтересовался феноменом
человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|