рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История философии (часть I)

Проблема духовного творчества, которая, охватывая все сферы бытия, бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть»). Натуроподобно отражая эти идеалы, Возрождение придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.


Вопрос №2

Философия Николая Кузанского (Платонизм и Неоплатонизм).

 

Для характеристики тех изменений, которые происходили в философии, можно в качестве примера рассмотреть творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401—1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.

Николай Кузанский (наст. имя и фам. Николай Кребс) являлся философом, теологом, ученым, а также церковно-политическим деятелем.  В 1440 выходит его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». Нужно отметить, что Кузанский являлся автором множества философских трудов, среди которых особенно выделяются сочинения: «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении»;  «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец об уме» и др. В них он синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения.

Главные проблемы философии Кузанского это:

  • Отношение Бога к миру,
  • Место и роль человека в мире,
  • Природа познания.

Как диалектик, Николай Кузанский разработал важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его к антитеологической трактовке Бога.  Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением.

Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», мир — это проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.

Принцип о том, когда единое становится всем, Кузанский развил в оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному.

Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосмос - своеобразное подобие природы и Бога. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное, он воспроизводит в себе окружающий мир, подобен ему.

Особенно примечательны гносеологические принципы философа. Познание осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, рассудка и разума.

Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной способностью ума.

Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости своих установлений.

На самой высокой ступени познания расположен разум, который преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка. Именно разум (интеллект) — является  главным отличием человека от животных.         

Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума.

 

Вопрос №3

Натурфилософия эпохи Возрождения. Философия Д. Бруно.

 

Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы (Натурфилософия) Ее приход был подготовлен всем  предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к  убеждению своего прочного,  творческого и свободного закрепления в этом мире,  верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека,  идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы.

Натурфилософия  Ренессанса  исходила  из античного наследия - платонизма,  стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления,  аверроистским и неоплатонистским направлениям. Характерным  для  философии природы в период Ренессанса является прежде всего  отвращение  к схоластике. Схоластическое учение о природе в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций.  В  противоположность этому философы Возрождения на первый план выдвигают  опыт,  исследование  природы в целостности, умозрительное ее истолкование.

Новые тенденции в натурфилософии получили отражение в творчестве ее наиболее знаменитого представителя - Джордано Бруно(1548-1600). Он еще более углубил тенденцию, характерную для  Николая  Кузанского  мыслить высшее  начало  бытия   как   тождество   противоположностей (единого  и  бесконечного).

Бруно создал последовательно  пантеистическое  учение,  враждебное средневековому теизму.  Он опирался не только на Николая Кузанского,  но и  на  гелиоцентрическую  астрономию Николая   Коперника. Коперник  разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с  ним  и  представление  о  конечности  космоса.   Коперник  считает,  что  Вселенная  неизмерима   и безгранична;   он   называет  ее  «подобной  бесконечности», одновременно показывая,  что размеры Земли  но  сравнению  с размерами Вселенной очень малы.

Отождествляя космос  с  бесконечным  божеством,   Бруно получает и бесконечный космос.

 Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает  и  традиционную  противоположность  формы  -  как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны,  и  материи  как  начала  беспредельного,  а потому пассивного,  с  другой. 

Таким  образом,  Бруно не  только передает самой природе то,  что в средние века приписывалось богу,  а  именно  активный,  творческий  импульс, он   идет значительно  дальше,  отнимая у формы и передавая материи то начало  жизни  и  движения,  которое  со  времен  Платона  и Аристотеля   считалось   присущим   именно  форме.  Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Взгляды Бруно  прокладывали  путь к материалистическому пониманию природы.  Неудивительно,  что его учение было осуждено  церковью  как  еретическое.  Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего  учения.  Однако Бруно  предпочел смерть отречению,  и в 1600 году был сожжен на костре.

            Новое соотношение   между   материей  и  формой,  новое понимание материи свидетельствует о  том,  что  в  XVI  веке сформировалось сознание,  существенно отличное от античного.

            Если   для    древнегреческого    философа    предел    выше беспредельного,     завершенное     и    целое    прекраснее незавершенного,   то   для   философа   эпохи    Возрождения возможность  богаче  актуальности;   движение  и  становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в  этот  период  особо  притягательным  оказывается  понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно,  но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.


4. Философия Нового времени


Вопрос №1

Эмпиризм Нового Времени, Ф. Бэкон



Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания.

Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма[2], требующего исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.

Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания, от изучения единичных фактов к общим положениям с опорой на результаты эксперимента.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство.

Пытаясь сделать метод индукции по возможности более строгим и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он называл "идолами" - различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, «идолы» четырех родов:

  • идолы рода - они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека, и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все то, что отражается в нем. Примером такой "изогнутости" Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений.
  • идолы пещеры, - обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью («пещерностью») этого опыта; В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. 
  • идолы площади- возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя, они мешают достижению истины.
  • идолы театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. Это — те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы как бы для театрального представления.

Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение понятий «через истинную индукцию, - утверждал Ф. Бэкон, -есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы» .

Предметом философии, по Бэкону, являются:

  • бог 
  • природа
  • человек.

Философия - концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии» —познать единство природы, дать «копию Вселенной».

Философы делятся на три группы:

Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются опытом.

Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики.

Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.

Однако при всем влиянии Бэкона нельзя не отметить, что английский философ сделал несколько односторонний акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании и прежде всего - математики. Поэтому развитие нового естествознания в XVII в. пошло не совсем по тому пути, какой ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же     не мог дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан, экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.


Вопрос №2

Рационализм Философии Просвещения



XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой методологической стороны философии и наук о природе. Это направление научной и философской мысли представлено основателем новейшего рационализма в философии Р. Декартом (1596—1650). Результатом новых методологических установок, а также возникающих в данный период взглядов на природу является становление науки Нового времени, что наиболее полно было выражено в создании картезианско-ньютоновской физики и в становлении классической философии.

Для данной философской традиции, характерным является представление о философии как о форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности.

В ее основе лежит систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается «на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармоний и порядков, доступных рациональному постижению»

Таким образом, главной особенностью этой философии выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истинности.

Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от, своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.                               

Роль разума (разума познающего субъекта) в классической философии столь высока, что реальность (как нечто независимое от человека) и ее конструирование умом совпадают и случаи непонимания действительного положения дел являются результатом обмана или невежества. Поэтому философское размышление есть особая рефлексия, разновидность систематического мышления, познавательное пространство которого ничем не ограничено.  Это особое размышление мыслителя над предельными основаниями устройства мира, месте человека в нем, над познанием и его границах, над нравственными, ценностными, рациональными ориентирами человеческой деятельности.

Соответственно такое представление о философии приводило к тому, что перед нами предстают всеобъемлющие философские системы, которые включает в себя буквально все, что только может быть подвергнуто рациональному философскому исследованию.

И наконец, существенной особенностью классической философии выступает ее просветительский пафос, который не обосновывается субъективным стремлением философа поучать, а исходит из того, что, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, мыслитель выступает от имени разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности. Т.о. если попытаться выделить ключевые слова, которые кратко характеризуют классическую философию, то ими, безусловно, должны быть Разум и Просвещение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.