Рационализм Рене
Декарта
Рационализм философии Просвещения наиболее ярко был выражен Р. Декартом (1596 —
1650). Он попытался дать философско-теоретическое решение тех проблем, которые
постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний, не в состоянии был
разрешить, то и дело впадая в противоречия с самим собой.
Декарт,
начал с радикального сомнения в старых традициях философии и науки. Оно носит у
него не просто разрушительный характер. Как справедливо отмечает доктор
философских наук, профессор МГУ В.Ф. Асмус, "Цель Декарта - не в том,
чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы очистить знание от всех
сомнительных и недостоверных элементов ".
Декартовское сомнение призвано снести все
здание прежней, традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы
тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной
в самом своем существе.
Антитрадиционализм - вот основная черта
философии Декарта. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью
выразил сам Декарт: "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не
познал бы таковым с очевидностью... ". Т.о. Критерием истины у Декарта
выступает познающий разум, который сделает людей "хозяевами и господами
природы".
По отношению к науке
необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому
плану, что и позволит человеку осуществлять посредством научных достижений свое
господство над природой.
В основании нового
метода мышления лежит Разум, в его внутреннем первоистоке, в той точке, из
которой растет он сам и которая поэтому обладает наивысшей достоверностью. Эта
точка - самосознание. "Мыслю, следовательно, существую" - вот
формула, выражающая сущность самосознания.
Соответственно из этого
вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания
мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и
самоосознаваемого процесса мышления.
Не без полемики со средневековой культурой
Декарт требует положить в основу философского мышления именно принцип
очевидности, или непосредственной достоверности.
Декарт строит теорию
истины, которая базируется на субъектно-объектной трактовке процесса познания,
в которой объекту противостоит не просто человек, личность, но гносеологический
субъект как особая, субъектная реальность. Декарт глубоко убежден, что на
истину "натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ", - это
классическая формулировка принципа субъективной достоверности, с которой
начинается новая философия и новая наука.
Процесс познания должен
базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как
наиболее достоверная наука. Следовательно, она должна обладать и наиболее
достоверным научным методом, выступая в качестве своеобразной «универсальной
математики».
Однако неправильно было
бы думать, что свою критику традиционной философии и теологии Декарт и начинает
строить абсолютно с нуля. В действительности его собственное мышление
оказывается глубоко укорененным в традиции, в рамках которой он получил свое
философское образование. Отбрасывая одни аспекты средневекового мышления,
Декарт, однако, опирается на другие.
Так, Несовершенство человека, согласно
Декарту, прежде всего сказывается в его способности к заблуждению. Источником
заблуждения, служит не разум, а воля (злоупотребление волей), ибо она побуждает
человека высказывать суждения там, где разум еще не имеет ясных идей. Здесь
Декарт воспроизводит рассуждение средневековых теологов: так, в частности,
Ансельм Кентерберийский высказывает такие же соображения о свободе воли как
источнике заблуждения и греха.
На основании принципа "мыслю,
следовательно, существую" Декарт развивает учение о субстанциях, без
которого невозможным было бы применение его метода к познанию природы.
Субстанция – это некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в
различных формах существования предметов и явлений. Сотворенный мир
разделяется Декартом на два вида субстанций, лежащих в его основе: духовную и
материальную.
Духовная субстанция - неделима,
вечна, фактически это — мышление, от которого производны все иные атрибуты
(главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления,— чувства,
воображение, и др.
Материальная
субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения
— геометрические и физические свойства мира.
Он пишет, что Материя - только одна, и она
составляет основу единства мира. Декарт здесь формулирует понятие материи,
которое легло в основу науки нового времени. Это понятие, постепенно
сформировавшееся к 17 в., радикально отличается от того, что существовало в
античности и в средние века..
В частности в античности материя мыслилась как
возможность, которая сама по себе, без определяющей ее формы, есть ничто. Что
же касается Декарта, то у него материя сама по себе уже одна, а это значит, что
она не есть просто возможность, а есть действительность, которая носит название
субстанции, т.е. того, что может существовать само по себе, не нуждаясь ни в
чем другом.
5. Немецкая классическая философия
Вопрос №1
Философия
Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831) – крупнейший немецкий философ-идеалист. В его творчестве немецкая
идеалистическая философия конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей
вершины.
Своеобразным введением в гегелевскую
систему является "Феноменология духа" (1806), одна из наиболее
сложных и наиболее содержательных работ философа. В ней Гегель, исходя из
принципа развития, дает модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях
развития. Он приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея.
При этом Гегель осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не
является самоцелью философского исследования.
Рассматривая
соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от
идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная
идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить
в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно
этапом внутреннего развития идеи, ее иным воплощением.
Таким образом, природа принципиально
объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта
мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смысловой эффективности
при решении проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов
развития.
Так логика Гегеля распадается на:
- учение о понятии
- учение о бытии
- учение о сущности
В
учении о понятии Гегель пытался показать, что происхождение
многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом
которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание особого
рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим
мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить природу
понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с
большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных
понятий, которые существуют в человеческой голове.
Поскольку
понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то
саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом,
совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в
основе которой лежит единство и борьба противоположностей.
Диалектика
развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как
природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно
Гегелю, по принципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в
виде чистых логических сущностей затем в форме инобытия, идеи или природы, и,
наконец, в различных формах конкретного духа. В синтезе как бы примиряются
между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное
состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью
уничтожены два первых: гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление,
в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем,
гармонизующем единстве.
Каждое
понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни
человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения,
отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого
весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех
пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического
цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и
можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при
появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве
его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между
собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа
делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не
только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и
только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".
Таким
образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели философского подхода к
миру лежат 3 основных закона:
·
«закон
отрицания отрицания»,
·
«закон перехода количества в качество»,
·
«закон единства и борьбы противоположностей».
Эти
законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий
диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская
абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как
развивающийся объект.
В
учении о бытии Гегель началом движения всех логических
категорий выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно
лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто.
Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его
отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие
того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько
бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено
всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно
ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.
Человек размышляя,
приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря
которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более
конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно есть
непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое
значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет
бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное
значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их
взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении.
Таким образом, имеются
три необходимых момента бытия:
·
бытие
– тезис,
·
ничто
– антитезис,
·
становление
– их синтез.
Продолжая следовать ходу
мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е.
спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным
бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью, т.е
односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по
Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. Гегель придает
большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится
отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.
Завершающей категорией
учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина
количества и качества. Эти две категории суть единого целого, меры,
представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет свою меру. Мера
обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся
предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового
качества.
В своих рассуждениях о
сущности в «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким
образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата
изменений. Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность,
которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в
которую переходит бытие.
В результате
Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что
Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития.
При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и
технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике
технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в
сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля с
самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории
развития, выразить её в обобщённой форме.
Гегелю удается создать
грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев
отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по
ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек,
приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития
мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество
мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.
Вопрос №2
Общая характеристика
философии марксизма.
В условиях становления
и развития промышленной цивилизации, когда провозглашаемые идеи свободы,
равенства и братства, социального равенства и социальной справедливости не
нашли своей практической реализации на основе идеалистических воззрений, особое
значение приобрели проблемы общественного развития и попытки их осмысления на
материалистическое течение. Наиболее видными его представителями являлись К.
Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И.
Ленин (1870-1924)
Философско-социологическое наследие Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина очень
велико. Особое место в разработке материалистических взглядов на природу и
общество занимают такие работы как «Капитал»(Маркса), «Диалектика природы»
(Энгельс), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
(Плеханова), «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция»
(Ленина).
Высшая цель
марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощённого
человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства,
унижения, отчуждения и зависимости людей. В философии этот высший смысл
исторического процесса оценивается путём исследования всеобщего практического и
духовного опыта человеческого. Такой обобщённый, всемирно-исторический подход
рассмотрения действительности не всегда соотносим с конкретными прагматическими
задачами.
Маркс
развивает идеи Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения человека, каковыми
является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|