рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

1. Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством, наукой.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, о мировой гармонии и т.д.

Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Религия – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.

Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на создание людей.

Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Философию интересует истина, науки – порода.

До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия – особая наука. Ф-ия смотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия ориентирует науки в их подходе к миру.

Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавших форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики, выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она выступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного и наиболее цельного опыта людей.

Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.

2. Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами человеческого бытия.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.

Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природы нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.

В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное отношение человека к миру); что я должен делать? (практическое отношение); на что я могу надеяться? (ценностное отношение).

Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело к переосмыслению этих вопросов.

Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории.

Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа – история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.

В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.

В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.

Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике.

Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи.

3. Предпосылки философии. Особенности античной философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел. жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие запросы.

Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль о ботносительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию, а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новый тип культуры.

Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся целое.

4. Учение о бытие в античной философии.

Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.

Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный материальный принцип.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее, аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и «разряжения» первоматерии.

Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое. «Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения – ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько, насколько он изменяется.

Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия, первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь является также наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений.

Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему – единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны мира.

Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное – непознаваемо.

5. Античная наука и проблема метода познания.

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой.

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания, публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о первоосновах бытия).

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих человека вещей.

Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.

Методы познания – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика обнаруживается у Платона.

Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы.

Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово «диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог.

Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.

Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей.

Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее.

Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с каждой вещью.

В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том, что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому науки должны опираться на философию.

В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему бытия).

Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей, началами которого явл. огонь и земля.

Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение. Для этого представил пять опровержений движения (апоран).

1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.

2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.

3. Ахилл и черепаха.

4. Стрела, которая летит.

5. Стадион.

У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания – познать бытие, которое стоит за миром.

6. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями – энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.