Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)
1. Философия, ее особенности в
сравнении с мифом, религией, искусством, наукой.
Мифология – форма
общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий
общественного развития. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о
начале, происхождении, устройства мира, о мировой гармонии и т.д.
Миф соединял в себе
зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов
искусства. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания.
Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных,
поэтических образах, метафорах. В мифологии отсутствовали отчетливые
разграничения мира и человека, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
Религия – это такая форма мировоззрения,
в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и
потусторонний. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его
смысловой роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование
сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Вера – способ существования
религиозного сознания. Внешней формой проявления веры служит культ –
система утвердившихся ритуалов, догматов. Религиозные представления невозможно
вывести из чувств и переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического
развития общества.
Близость философии и
религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы
мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на создание
людей.
Но и велико их
различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Философия вынесла на
первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе
потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила
как поиск мудрости.
Философию интересует
истина, науки – порода.
До конца 18 века –
Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша наука – связана с опытом.
Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия – особая наука. Ф-ия смотрит на
мир глазами науки. Наука без ф-ии существовать не может. Наука выполняет
методическую функцию, ф-ия ориентирует науки в их подходе к миру.
Философия – «любовб
к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям,
стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
В отличие от
мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль представляла собой
принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом для которого стали
позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в народе мифы
подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое смысловое,
рациональное истолкование.
Возникновение
философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии,
знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия – теоретически
сформированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на
мир, места в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру.
На фоне стихийно возникавших форм миропонимания философия предстала как специально
разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром
не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное,
критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни.
Мировоззрение – совокупность взглядов,
оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в
нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.
Мироощущение – эмоционально-психологическая
сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная
сторона мировоззрения.
Философия
теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики, выражает их в виде
наиболее объективной картины действительности. Она выступает как критический
анализ и творческое совершенствование суммарного и наиболее цельного опыта
людей.
Человек част
природы, но в то же время он противостоит природе.
2. Природа философских проблем, их
связь с фундаментальными вопросами человеческого бытия.
Основной вопрос всей
философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух
или природа?
В зависимости от
того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположнвых
направления: идеализм и материализм.
Но большинство
философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение
именно этого вопроса. На первый план в различных учениях возносились проблемы
достижения истинного знания, природы нравственного дома, свободы, чел. счастья,
смысла чел. жизни.
В свое время Кант сформулировал
три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное отношение для ф-ии: что
я могу знать? (познавательное отношение человека к миру); что я должен
делать? (практическое отношение); на что я могу надеяться?
(ценностное отношение).
Вопрос с возможности
познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что я могу знать?». Точке
зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы
взглядов – скептицизм и агностицизм.
Коренные мировоззренческие
вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление
Ниршом их исторического характера, привело к переосмыслению этих вопросов.
Отношение
«человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое, зависящее от
производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе истории.
Классические фил. Вопросы
(об отношении «человек – природа», «природа – история», «личность – общество»,
«свобода – несвобода») и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое
значение.
В понимание фил. проблем
был внесен историзм, т.е. проходя через всю человеческую историю, выступая в
определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи свой
конкретный, неповторимый облик.
В свете
историко-материалистического подхода классические фил. проблемы утратили облик
неизменных, умозрительно решаемых проблем.
Новым было также понимание
фил. проблем не как «чистых» проблем познания, а как проблем общественного
бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни,
практике.
Классическая
традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и
чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская
мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению,
развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов и результатов философии
как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи.
3. Предпосылки философии.
Особенности античной философии.
В античной Греции
философия формируется в тот период, когда смысл чел. жизни, ее привычный строй
и порядок оказываются над угрозой. Она формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические
представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность,
свою неспособность удовлетворить мировоззренческие запросы.
Кризис
мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль сыграло
экономическое развитие Греции: регулирование торговли и судоходства. Не самым
важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие
неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль о ботносительности,
условности их собственных социальных и политических установлений. Это вело к
кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические
изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и
была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип
самоопределения не через привычку и традицию, а через разум. С одной стороны,
философия выступает как критика традиции, а с другой – пытается найти фундамент,
на котором можно было бы возвести новый тип культуры.
Спецификой
греческой философии является стремление понять сущность мира в целом. Направления интересов
определялись характером мифологии. Миф повествовал о том, кто все сущее, а
философия спрашивала, из чего оно произошло. Философия мыслится как наука причинах
или наука о причинах и началах всего сущего. Для ранних натур философов
характерна особого рода стихийная диалектика: они рассматривали космос как
непрерывное неменяющееся целое.
4. Учение о бытие в античной
философии.
Становление древнегреческой
философии происходит в VII в. до н.э. В это время
появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного
класса, формирующегося на обломках родового общества.
Первой философской
школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из семи «мудрецов» Фалес.
В этой школе впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
Различные представители этой школы решали этот вопрос по разному, но в основе
мира все они видели определенный материальный принцип.
Основой всего сущего
Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее, аморфное
сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и «разряжения» первоматерии.
Анаксимандр утверждал, что первоначалом и
основой является беспредельное и не определял его ни как воду, ни как воздух,
ни как что-либо другое. «Апейрон» является безграничным и неопределенным
не только в пространственном, но и во временном отношении.
Анаксимен первоосновой всего считал
неограниченный, бесконечный, не имеющий определенной формы – воздух.
Разрежение воздуха – огонь, сгущения – ветры, тучи, вода, земля, камни. Он
впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия
постоянно колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,
насколько он изменяется.
Тераклит Эффеский
основой всего
считал огонь. Огонь – это праматерия, первооснова и основной элемент. Он
вечен, несотворен и неучтожим. Огонь является также наиболее адекватным символом
динамики развития, постепенности постоянных изменений.
Пифагор – реальной сущностью всех
вещей являются числа. Начало всему – единица. Пифагорейское учение –
попытка постижения количественной стороны мира.
Единое, по пифагорейскому
учению, выше множественности, оно служит началом определенности. А где
определенно, там возможно познание, неопределенное – непознаваемо.
5. Античная наука и проблема
метода познания.
Хотя отдельные
элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумеры,
Египет, Китай, Индия), возникновение науки относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились
соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения
мифологических систем; для ее возникновения был необходим также достаточно
высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к
разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность
для систематических занятий наукой.
Полисный характер греческой
жизни (с ее ролью народного собрания, публичных ораторских состязаний и т.д.)
объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безликому абсолюту
(природе) – постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе)
и метафизике (учения о первоосновах бытия).
Раннегреческая
натурфилософия – это способ философствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя
мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не
обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни как
выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих человека вещей.
Человек не может и
не должен останавливаться на феноменах, он ищет подлинной природы и на этом
пути обращается к началам мироздания.
Методы познания – метафизика и диалектика.
Метафизика – метод, отражающий
качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению
однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Термин «Метафизика»
ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский, назвавший так
группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика обнаруживается у Платона.
Аристотель построил
классификацию наук, в которой первое по значению и четности место занимает
наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная
им «первой философией» (метафизика). В отличие от «второй философии» (физики)
метафизика рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и
формы.
Диалектика – метод научного познания.
Основные принципы диалектики – всеобщая связь, становление и развитие, которые
осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и
законов. Слово «диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство
вести спор, диалог.
Древние мыслители исходили
из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое;
внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения.
Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первроначала
в другое.
Гераклит – мир
внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве
противоположностей.
Платон понимал под
диалектикой знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть
лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее.
Аристотель развил диалектику
дальше – в направлении познания реально существующего космоса. В своем учении о
четырех причинах Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно
неразличимо и тождественно с каждой вещью.
В древности наука и
философия тождественны. Но уже Аристотель поставил проблему размежевания
философии с другими науками. Различие он видит в том, что собственно философия
интересуется истиной, частные науки интересует польза. Кроме того философия
занята поисками первооснов сущего. Поэтому науки должны опираться на философию.
В VI в. до н.э. образовалась элейская
школа (рассматривали проблему бытия).
Ксенофен рассматривает бытие как
единое, независимо от разнообразия его конкретно-чувственных форм. Это единое
он назвал «богом», отрицая в то же время существование конкретных богов.
Парменид считал, что к познанию мира
ведут два пути – путь мышления и путь догадок, которым соотв. Две картины мира.
Первый путь приводит к миру единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к
видимому миру вещей, началами которого явл. огонь и земля.
Зенон Элейский также различает два типа познания:
чувственное и рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает
идеи вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.
Для этого представил пять опровержений движения (апоран).
1. Движимое не движется не в том месте,
где оно, ни там, где его нет.
2. Дихотомия – движение никогда не может
закончится.
3. Ахилл и черепаха.
4. Стрела, которая летит.
5. Стадион.
У греков подлинное познание
возможно только разумом. Цель познания – познать бытие, которое стоит за миром.
6. Софисты и Сократ. Самопознание
как цель философии.
Софистами называют
древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей
«мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое
объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Для них характерно
в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы были
первыми просветителями – энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания.
Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его
познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|