рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1)     Ничего не существует.

2)     Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3)     Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта – человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать природу Þ остается только направить человеческое познание на самопознание, т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать, что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа – творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1)     Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

2)     Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить человека на путь истины к познанию данного явления.

7. Учение Платона о идеях и государстве.

Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности был учеником Сократа, много путешествовал, основал в Афинах философскую школу, известную под названием Академии. Одной из главных проблем, что возникли перед Сократом, была проблема существования общего. Не было сомнений относительного существования общего, но никто не знал как оно существует.

Предположив реальное существование идеальных предметов Платон провозглашает эти идеальные предметы (называя их идеалами) совершеннейшими и поэтому более реальными в своем существовании по сравнению с вещами повседневного мира. Идеальные предметы – идея – в чистом виде представляет тот или иной смысл или качество («красота» как таковая, «дом» как таковой). Предметы повседневного мира выступают в роли чего-то несовершенного, как это бывает с копией или тенью предмета-оригинала. Идеи, вследствие своего совершенства, претендуют на роль «действительной» реальности, первичной по отношению к вещам окружающего мира. В реальном мире люди, живущие в чувственном мире вещей, не способны воспринимать ничего кроме этих вещей, которые являются лишь копиями идей. И если бы не разум, люди не догадались о существовании настоящей реальности.

Способностью к непосредственному созерцанию идей обладает человеческая душа, которая после смерти покидает тело и находится некоторое время в бестелесном царстве идей. Затем душа вселяется в новое тело и забывает все, что видела в царстве идей. Познание, по Платону, в ходе которого формируется общие понятия, является процессом воспоминания увиденного.

Идеи – вечные, неизменные, совершенные и представляют собой полноту бытия.

Материя, которая является ничем, активно взаимодействует с бытием идей. Результатом становятся вещи окружающего мира. Идеи у Платона не что иное, как вещи, лишенные пространственно-временного ограничения.

Материя это 0, идеи это ∞. Их произведение дает какое-нибудь число (вещь). Платон ценил философию Пифагора и многое у него заимствовал. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Вопросам общественно-политического плана Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения «Государство» и «Законы».

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:

·   темократия – власть, основанная на господстве честолюбцев;

·   олигархия – господство немногих над большинством, правят богатые, а бедные не имеют участия в правлении;

·   демократия – еще худшая форма правления – власть и правление большинства, но правление в обществе, где противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии;

·   тирания – влсать одного над всеми. Возникает как вырождение демократической формы правления.

Всем дурным формам правления Платон противопоставляет утопию или проект наилучшего государства. Этим государством руководят немногие. Но этими немногими могут стать только способные хорошо управлять: одаренность и долголетняя предварительная подготовка.

Основной принцип идеального государства – справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение.

В разделении труда Платон видит фундамент общественного и государственного строя. Совершенное государство обладает четырьмя доблестями:

·   мудростью – способность дать добрый совет о государстве в целом;

·   мужеством – способность хранить в себе правильное и согласное с законном мнение о том, что страшно, а что нет;

·   признание всеми членами общества гос. законов и сдержанностью правительства, сдерживающих дурные порывы;

·   справедливостью – каждый занимается тем делом, к которому имеет способность.

В государстве три разряда граждан: правители, воины и работники произв. труда.

Война – зло, которое нужно избежать. Но с варварами следует воевать со всей беспощадностью и побежденных обращать в рабство.

В «Законах» в отличии от «Государства» хозяйственная деятельность возлагается на рабов.

8. Философские и социально-политические взгляды Аристотеля.

Аристотель – один из самых авторитетных мыслителей Древней Эллады. Ученик Платона, затем учитель Александра Македонского. Основывает в Афинах философскую школу – Лицей.

Аристотель подвергает критике учение  своего учителя Платона.

Аристотель спрашивает, как могут неподвижные идеи служить причиной движения и вообще невозможно, чтобы сущность и то, сущностью чего она является существовали отдельно. Как могут идеи – сущности вещей, существовать отдельно от них?

Аристотель категорически утверждает, что общее не может существовать отдельно от одиночных вещей. Действительным, существующим в себе самим бытием может быть только единичное бытие. Мир является совокупностью таких субстанций, каждая из которых представляет единство формы и материию.

Материя толкуется Аристотелем как пассивный материал бытия и в чистом виде может только представляться. Реально материя существует только вступив в контакт с формой.

Для ответа на вопрос о том, каим образом, имея противоположности, материя и форма легко соединяются, творя вещь, Аристотель вводит новые категории – «возможность» и «действительность».

Ъматерия становится носителем возможности или самой возможностью, которая соединяясь с формой становится той или иной действительностью.

Отбрасывая Платоновский отрыв общего (идей) от единичного, вследствие чего связь идей с единичными вещами приобретает мистико-мифологический характер, Аристотель осуществляет аналогичный отрыв формы от материи. Источник движения приобретает характер независимой от материи «формы форм», «перводвигателя», который абсолютно логично трансформируется в идею бога, а философия приобретает характер «божественной науки».

В трактате «Политика» Аристотель рассматривает различные формы гос. устройства. Государство – это некий вид общения, высшая форма общения между людьми. Природа государства стоит впереди природы и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало части. В государство входят отдельные лица, семьи, селения, но не входят рабы.

Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Существуют три правильные и три неправильные формы правления.

Правильные:

·   монархия – правление одного, превоначальная и божественная форма правления;

·   аристократия – правление немногих;

·   полития – правление большинства, когда в интересах общей пользы правит большинство.

В политии верховной властью могут пользоваться люди, имеющие право владеть оружием.

Неправильные:

·   тирания – безответственная власть монарха, не направленная на защиту и нтересов подданных;

·   олигархия – господство меньшинства, состоящего из богатых;

·   демократия – господство большинства, состоящего из бедных.

9. Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Учение Августина о природе и человеке.

Первая фаза формирования христианской философии относится к периоду, когда становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца XIII в. происходит преворот в христианском восприятии античной философии. Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и греческого языков с комментариями.

Философия Аврелия Августина возникает как симбиоз христианских и античных доктрин. Главным источником для него был Платон.

Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим предметом познания, познания приходящих вещей бесмысленно для абсолютного познания. Бог и причина познания, он помогает людям находить правду.

Бог – высшее благо и причина всякого блага.

Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстве души над телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функцию воли, мышления, памяти.

Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.

Вся философия Августина сосредоточена на Боге.

Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;

как источник познания – предмет теории познания;

как единственное благо – предмет этики;

как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.

Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный в Боге и реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.

Целью и смыслом человеческой жизни явл. счастье, которое должно определить философия. Счастья можно достигнуть в Боге – это прежде всего познание Бога и испытание души.

Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге может познать не разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, они взаимно дополняют друг друга.

10.  Спор о природе универсалий: реализм и номинализм.

Ансельм Кинтебернийский формулирует доказательство существования Бога. Бог существует поскольку существует понятие высшего, абсолютно совершенного существа. Такое доказательство могло быть убедительным только в рамках философской традиции, которая берет начало от Платона и Августина – представление об объестивном существовании общих понятий («универсалий»). Такая позиция получила название реализма, т.к. призывала реальное существование «универсалий».

Росцелин выдвинул позицию номинализма, согласно которой «универсалии» это только «имена». Действительно же реальными явл. единичные, индивидуальные предметы.

Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицы и ее ипостасей.

Реализм считал реальным существование самого единства триединого Бога. Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивали традиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира существовании идеального.

Номиналисты отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей.

Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в форме единичных вещей и вне их (по Платону).

Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но ни в коем случае вне их (по Аристотелю).

Крайние номиналисты – общее – пустой звук.

Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемирие важную роль в познании (концептуализм).

11.  Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого. Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией, но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета, то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания. Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное совершенство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.