рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

24.  Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления.

Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности, переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи «овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам общественной организации человечества и связано с неразвитостью практической деятельности, которая направлена практически только на удовлетворение биологических потребностей.

«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над обстоятельствами его жизни.

В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.

Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет свои личностные характеристики и становится воплощением только одной функции – собственника капитала.

В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком.

Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но препятствием этому является собственность на орудия и способы производства.

Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому отдельно.

Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием индивидов вырастут производительные силы.

25.  Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса.

Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот термин «материалистическое понимание истории».

Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма, гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда, когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их друг другу для нормального функционирования общественного производства.

Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в истории. История имеет объективный характер, т.к. в ее основе лежит объективная общественная реальность.

Предметом исторической науки является не просто человек как часть природы и тем более не природа, взятая без человека, а реальный процесс жизни людей, их бытие.

26.  Концепция материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на материалистическом решении основного вопроса философии.

Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное.

Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется связь между прошлым и настоящим в развитии.

Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития заключается внутри материального объекта, являющегося носителем развития, и состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей.

Являясь учением о движении и развитии, материальная диалектика представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений и процессов. Материалистическая диалектика как наука включает в себя принципы, законы и категории.

Центральным принципом диалектики является принцип материального единства мира.

Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии материальных объектов. Разделяются на основные и неосновные.

Основные – выражают процесс развития наиболее целостно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания.

Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по отношению к форме).

Категории диалектики фиксируют всеобщие свойства развития бытия и мышления: единичное, особенное, общее; сущность и явления; причина и следствие и т.д.

27.  Развитие философии марксизма В.И. Лениным.

Ленин творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировал его на основе опыта русской революции и международного революционного движения.

Ленин создал теорию социалистической революции. Он доказал, что социализм может в новых условиях первоначально победить в одной или нескольких странах. Разработал учение о партии пролетариата как о руководящей и организующей силе, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построения коммунистического общества. Ленин остро поставил вопрос о принципе парийности в философии: неизбежная принадлежность любого учения к материализму или идеализму, каждое философское учение служит интересам тех или иных борющихся общественных классов.

Ленин много работал над дальнейшим развитием материалистической диалектики. В «философских тетрадях» он выдвинул ряд новых идей:

-      о борьбе противоположностей как «ядре диалектики»;

-      о единстве логики, диалектики и теории познания;

-      о творческой роли человеческого сознания по отношению к объективному миру.

Ленин считал величайшим завоеванием марксистской философии материалистическое понимание истории. Согласно ленинской концепции история выступает как процесс взаимодействия различных сил, прежде всего классов, и во многом зависит от активности этих классов.

28.  Антирационалистическая установка философии жизни.

Философия XX в. стала больше уделять внимание целостности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Философы отказались от примата рационального познания и перенесли акцент на нерациональные составляющие психики: волю, инстинкт, бессознательное.

Одним из истоков философии жизни было учение немецкого философа Шопенгауэра.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная воля, Шопенгауэр стал отстаивать превосходство воли по отношению к разуму. Он критиковал рационалистическую традицию за представление воли как придатка разума. Он рассуждал, что на деле воля, т.е. желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно-самостоятельны и в значительной мере определяют направление человеческого познания.

Шопенгауэр представлял волю свободной от контроля со стороны разума. Человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной». Она первоначало и абсолют.

Он поместил в центр своей философии волю, взятую в качестве «воли к власти». Ницше считал «волю к власти» определяющим стимулом деятельности человека. Рассматривая жизнь как специфичную волю и аккумуляцию силы, Ницше утверждает, что жизнь стремится к максимуму чувства власти.

Понятие «жизнь» играло немалую роль в философии Бернона. Он был склонен внедрять в мир те элементы, которые его больше всего интересовали – некое полуинстинктивное сознание, граничащее с «бессознательным духом».

«Жизнь» Бернон отождествляет с целостностью, непрерывностью, становлением.

«Материя» отождествляется с прерывностью, она сопротивляется жизни и становлению. Однако материя подчиняется жизни и в результате мир предстает как единый непрерывно и необратимо развивающийся.

Человек приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства.

Бернон одним из первых сделал предметом изучения специфику времени, переживаемого человеком полеживым существом. Такое субъективное бремя он назвал длительностью. Интеллект рассматривает время по аналогии с пространством, разлагая его на сотставляющие, а затем из «омертвленных» моментов слагая время. Преодолеть эту ограниченность под силу только интуиции, она позволяет освоить специфику времени как целостного потока, включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его как длительность.

29.     Идея «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше.

Ницше называет себя «имморалистом», но это не означает отвержение или моральных норм. Он отвергает претензию моральных суждений на истинность.

Мораль – это совокупность законов, которые создает человек и сам им подчиняется. Моральную деятельность Ницше подвергает оценке с точки зрения того, насколько она отвечает максимуму осуществления «воли к власти».

Господствующая в Европе мораль им решительно осуждается. Сократовсо-иудейско-христианская мораль – инстинкт стада против сильных и независимых. И если сильные примут эти правила, то сами превратятся в слабых стадных животных. Поэтому для «свободных душ» важно понимание того, что мораль не абсолютна, она не несет в себе никакой ценности. Способность к переоценке ценностей – признак творческой и волевой натуры.

Апофеозом учения Ницше о человеке и морали предстает концепция «сверхчеловека».

Сверхчеловек – это человек, который в духовном и физическом отношениях превзошел возможности человеческой природы.

Ницше придает понятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания.

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Сверхчеловек – смысл земли».

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком».

Приход человека интерпретируется Ницше одновременно как высшее метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической эволюции.

«Вы, сегодня еще одинокие, вы будете некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него – сверхчеловек».

Сверхчеловек – альтернатива «последнему человеку», карикатуре на коллективизм. Сверхчеловек чужд как религиозным обязательствам перед Богом, так и социальным обязательствам перед людьми.

«Умерли все Боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек».

В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей буржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с ее нормами и ложью.

30.  Структура психики по Фрейду. Сознание и бессознательное.

Психоаналитическая трактовка человека и общества. Понятие «либидо» и его роль в структуре личности. Сублимация.

Фрейд – австрийский врач и психолог, профессор Венского университета, создатель психоанализа. Главным в психоанализе было открытие бессознательного и его специальное изучение.

Психика расщепляется на две противоположные сферы: сознательное и бессезнательное. Они являются определяющими характеристиками структуры личности. Однако они не равнозначны.

Бессознательное – это особенная область психики.

Бессознательное – это суть человеческой психики. Сознательное надстраивается над бессознательным.

Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов:

1. «Я» – сфера сознательного, посредник между «Оно» внешним миром.

2. «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, определяет поведение человека, сферы бессознательного.

3. «Сверх Я» – внутриличностная совесть, своего рода цензура.

«Сверх Я» порождено неспособностью «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям реальности.

«Я» пытается сохранить согласие и с «Оно», и с внешним миром. При этом образуется новая инстанция «Сверх Я» – совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх Я» отражает социальные запреты.

«Оно» можеи привести к конфликтным ситуациям и нарушениям психики (неврозам). Неврозы – заболевания, порожденные конфликтом между сознательным и бессознательным; они там, где ослабевает контроль сознания.

Фрейд считает, что основой бессознательного является сексуальное влечение. Свою гипотезу он основывает на мифологических сюжетах и художественной литературе.

Либидо – сексуальное влечение, психическая энергия. Сначала Фрейд под либидо понимает энергию, в виде которой сексуальное влечение появляется в духовной жизни человека. Затем понимает как энергию всех влечений, которые охватываются словом «любовь».

Сублимация – отвлечение от сексуального влечения в своей деятельности. Фрейд вводит понятие психологии искусства. Существует связь между содержанием произведения и переживаниями автора.

Впоследствии Фрейд перенес методы психоанализа на историю общества, все события которой оцениваются как проявления комплексов (неизбежных столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов.

 













31.  Бытие мира и бытие человека в философии экзистенциализма. Проблема свободы.

Экзистенциализм или философия существования – иррациональное направление современной философии. Хайдеггер пишет работу "бытие и время", в которой ставит вопрос о смысле бытия. Бытие должно стать предметом философии. Бытие не есть эмпирическая реальность, данная во внешнее восприятие, не рационалистическая конструкция, предложенная научным мышлением. Оно постигается непосредственно человеком через свое бытие, т.е. экзистенцию. Условием возможности раскрытия сущего, как такового, для человеческого бытия является Ничто. Ничто дает о себе знать в настроении ужаса, при этом происходит ускользание сущего. Ничто впервые ставит наше бытие перед сущим, как таковым. Только благодаря скрытности Ничто наука способна сделать сущее, как таковое, предметом исследования.

Структуру человеческого бытия Хайдеггер обозначает как "заботу". Она представляет единство трех элементов:

-   "бытие в мире" – неразрывность чел. бытия и мира;

-   "забегание вперед" – отличие человеческого бытия от любого вещественного бытия;

-   "бытие при внутримировом сущем" – отношение к вещам не как к наличным, предполагающим дистанцию между человеком и вещью, а как к "сподручным", "обреченность вещам".

Ясперс считает, что бытие нельзя рассматривать ни как целое, ни как бесконечно расчлененное. Бытие, согласно Ясперсу, непознаваемо. Человека нельзя рассматривать объективно, его необходимо понять как экзистенцию. Ясперс не сомневается, что существует "бытие в себе". Мы только не можем его знать. Мы создаем бытие только как "бытие в мире" – это предметное бытие, груз повседневных забот.

Ясперс в трактате "Бытие и ничто" анализируют формы проявления бытия в человеческой реальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.