рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Логика и риторика

(С.Н. Булгаков, 1871-1944 гг.)

4) Письмо В.М. Лосевой (22 января 1932 г)

(А.Ф. Лосев и В.М. Лосева были арестованы в 1930 г., он был осужден на 10 лет, она - на 5; он - в Свирлаге, она - в Сиблаге)

Ясочка, радость моя, не могу оторваться от тебя мыслью. Все время хочется писать тебе, а писать и негде, и некогда, и нечем. Да и как сядешь писать, - хочется сказать так много, мысли и чувства так глубоки и полны, что не знаешь, с чего и начать; и, вероятно, выходит что-нибудь вялое и глупое. Не хватает ни слов, ни звуков, чтобы выразить всю бездонную жизнь духа, где тихо колышется, на неизмеримой глубине, море любви и ласки, царство светлой тишины и мира в союзе наших душ. Начнешь писать - и как бы замолкают уста. Думается, что тишиной и безмолвием больше бы выразилось, если бы Бог благословил хотя бы оказаться на одно мгновение вместе. Очень хочется рассказать тебе, что я придумал в области диалектики теории функций комплексного переменного. Помнишь, когда-то, лет 7-8 назад, когда ты занималась теорией аналитических функций, ты обратила мое (и свое) внимание на ряд чрезвычайно загадочных и глубоких в философском отношении учений в этой области. Теперь многие из этих учений (интегрирование по контуру, теоремы Моавра, Грина, Спокса и мн. др.) я продумал философски и привел их в стройную диалектическую систему. Надо обязательно дать тебе их на проверку...

(А.Ф. Лосев, 1893-1988 гг.)

5) Размышления, заметки, записи. Диалог с самим собой. Поиск истины.

Из Карачаровских записей

Никогда не думай о себе, о своих несчастьях. Как бы ни были велики эти несчастья, - всегда помни: кто-то несчастнее тебя! И никогда не любуйся собственными несчастьями. В этом и есть твердость духа...

Истинное горе должно быть молчаливо.

В чем смысл постигающих нас несчастий? Большим несчастьем испытывается человек... Постигшее несчастье или возвышает, или убивает...

Страшная судьба Гоголя: не мог видеть в людях добра, сам не был добрым. Хороши, трогательны у Гоголя только старосветские помещики. Все остальные - хари...

Толстой любил людей больше Достоевского. Умел жалеть, знал свои слабости...

Убить одного человека - преступление, карается законом. Убивать на войне, расстреливать, мучить, истреблять тысячи, миллионы жизней - подвиг, поощряется наградой. Но вот война-то и развратила всех, все соскочило с зарубок... "Убить человека что трубку выкурить". И как, чем остановишь? Новой войной? Новыми преступлениями?

Ложь, ложь, ложь... Ложь во всех позах, в смраде дыхания. Задыхаемся от смрада лжи... О, Господи!

(1962 г)

А вот Чехов - светлая душа, и как любил, жалел людей, хотя и был "колючий". И ни капельки самообожания, лукавого мудрствования...

Слабый может быть очень жестоким. Жестокость и есть признак слабости. Уверенному в своей силе зачем быть жестоким? Он милостив, доброжелателен, добродушен и добр.

Зло делать проще, потому так распространено зло...

(И.С. Соколов-Микитов, 1892-1975 гг.)

6). Политическая программная речь (регулятивная функция).

Из речи "О четырех свободах"

В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека.

Первая из них - свобода слова где бы то ни было на свете.

Вторая - свобода религиозных культов везде и всюду на свете.

Третья - свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете.

Четвертая свобода - это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.

(Ф.Д. Рузвельт, 1882 - 1945 гг.)

Вопросы для размышления:

1. Все тексты, данные выше в качестве примеров, проанализируйте по схеме риторического анализа.

2. Произвольно выберите два текста и составьте свой текст по принципу подражания образцу, при этом так, чтобы в подражании был личностный элемент.

3. Выберите пять текстов разных стилей и тщательно охарактеризуйте стилистические особенности каждого текста-примера.

4. Выберите один текст, наиболее близкий вам по его ценностным характеристикам: нравственным, поэтическим, по научной глубине, оригинальности, необычности и т.п. Сформулируйте свою позицию, выбор.

5. Выберите и такой текст, который, по вашему мнению, не заслуживает права быть образцом для обучения мастерству и культуре речи. Если вы не против, то дайте обоснование своего мнения.

6. Постройте сравнительный или даже контрастный анализ двух вами выбранных текстов.

7. Выберите один текст для устного прочтения. Подготовьтесь и прочитайте его сначала только для себя, затем публично.

Составьте эпистемичный план 2-3 текстов.

Сформулируйте свои варианты тезисов 2-3 текстов. Проследите - как и какими средствами тезисы развернуты и аргументированы в текстах.

Соответствуют ли данные тексты положениям"Риторики" Аристотеля? Докажите.


Приложение. Риторический анализ текста


Риторический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, устное или письменное, от анализа дискурса (потока жизни, ситуации, породившей данное высказывание) до выбора слов. Примерный план анализа следующий.

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид красноречия - политическое, судебное, деловой документ, поэтическое произведение.

2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спектакле и т.п.

3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описание) и пр.

4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и пр.

5. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?

6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т.п.?

7. В каком стилистическом ключе построен текст (стиль, его разновидность), какими средствами выражена стилистическая принадлежность?

8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.

9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фразеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.

10. Соблюдение нормы культуры речи, требований литературного языка. Особенности авторского стиля речи.

11. Если возможно - сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оценках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культуры (театральные и кинематографические интерпретации, создание произведений живописи, использование сюжета или образов другими авторами и пр).

12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал; что сказал ненамеренно? (Н.А. Ипполитова).

13. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их риторическом анализе. Затем выберите один из текстов и выполните его полный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа анализа, или аннотации, или рецензии. Возможно, вам удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.

14. Представьте себя журналистом, оратором, адвокатом, премьер-министром, театральным критиком, клоуном в цирке... Войдите в роль, постарайтесь выполнить свои функции, как в ролевой игре. Повторяйте это упражнение как можно чаще, сначала без свидетелей.

Ш. Инвенция (изобретение содержания речи)

В процессе выбора темы и определения целевой установки П. Сопер рекомендует ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:

Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

В первом разделе (каноне) классической риторики - инвенции (в русских переводах - "изобретение") такая последовательность: выбор темы - ^ сбор материала - > мысленная основа речи - " позиция автора.

Деление тем: широкая тема - > узкая - " подтема - " микротема (дальнейшему делению не подлежит). Пример сужения и субординации тем:

Подтема - "Смутное время"; уже - "Минин и Пожарский".

Микротема - "Подвиг Сусанина", еще уже - "Опера "Жизнь за царя"".

Соотнесение темы и заглавия:

Тема Заглавие

Будни войны "Дни и ночи" К. Симонова

Респрессии 30-х годов "Реквием" А.А. Ахматовой

Победа над собой "Прекрасная Адыгене"

Крестьянские дети В. Солоухина

"Крестьянские дети"

Н.А. Некрасова

Жестокость подавления Поль - "За что?" Л.Н. Толстого

ского восстания в 1830 г.

Примеры мотивов и критериев выбора темы:

1. Учебные мотивы студента: логика изучаемого предмета, что студент считает важным, задание профессора и т.п.

2. Мотивы, идущие от ситуации и цели предстоящего сочинения: чисто информационные цели; цель - заинтересовать слушателей; цель - агитационная, цель убеждения; цель - побуждение собеседников к поступку, действию.

3. Мотивы личные: духовные запросы личности, "духовная жажда", "стяжание духа"; планы жизни, мечты, увлечения.

4. Ниже дан перечень тем по разным предметам знания. Вам предлагается:

1) осмыслить эти темы, оценить их с точки зрения своих возможностей, готовности к выступлению с докладом, к сочинению;

2) из каждого раздела выбрать по одной теме для углубленной работы над нею;

3) по одной из тем, по вашему свободному выбору, подготовить доклад или сочинение, выступить с ним публично, затем дать самоанализ и сделать самооценку (мотивированную, разумеется, по критериям).

Примеры для выбора (они ориентированы на возможности студентов):

История

1. Распространение христианства на Руси (до 988 г. и после).

2. Афины, Аттика, Спарта.

3. Александр Македонский как личность.

4. Россия и Америка, XIX в.

5. Варфоломеевская ночь, причина и последствия.

6. Роль Новгорода в становлении государственности Руси.

7. Рим и Европа, 1-е тысячелетие.

8. В.О. Ключевский как историк.

Народы мира

1. Современная Россия как многонациональное государство.

2. Русско-германские культурные связи.

3. Призвание варяжских князей: исторический парадокс или обычное явление в истории?

4. Народы Индии.

5. Нивхи.

6. Жизнь Арапа Петра Великого.

7. Судьбы народов Поволжья.

Путешествия

1. Восхождение на Фудзияму.

2. Из Петербурга в Москву - из Москвы в Петербург.

3. Русская литература "хожений".

4. Путешествия Николая Рериха.

5. Космические путешествия - наше будущее?

6. В глубины океана.

7. Туризм на рубеже веков.

Человек

1. Человек прошлого - человек будущего.

2. Гуманизм как философское учение и как социальная практика.

3. Что я понимаю под богатством духовного мира человека?

4. Действительно ли человек - венец природы?

Психология

1. Психология личности.

2.Л.С. Выготский: воображение и творчество.

3. Современные теории бессознательного.

4. Психология нравственности.

Язык

1. Языки мира: судьбы языков.

2. Язык и речь - две стороны единого предмета.

3. Теория билингвизма.

4. Очерк семиотики.

5. Русский язык в славянском мире.

6. Стилистика.

7. Механизмы восприятия и понимания речи.

Логика

1. Аристотель - автор "Логики".

2. Структура доказательства, ошибки в доказательстве.

3. Культура мышления.

4. Логика и грамматика.

Жизнь выдающихся людей

1. Трагедия Жанны д'Арк. .2. Владимир Соловьев - мыслитель и поэт.

3. Императрица Екатерина II.

4. Альберт Швейцер.

5. Семья Цветаевых в русской культуре.

6. Жизнь и смерть Иоанна Крестителя.

7. Леонардо да Винчи.

Литература и искусство

1. Архитектура - "застывшая музыка".

2. Споры о телевидении.

3. Литература эллинского периода.

4. Лев Толстой.

5. Волшебный мир балета (Майя Плисецкая).

6. Роль литературы в становлении норм языка (на примере России).

7. "Гомер был слеп, но даль времен ясней, чем зрячий, видел он".

8. Музыка и язык.

Образование и наука

1. Образовательная система Великобритании.

2. Перспективы генетики.

3. Проблемы одаренных детей.

4. Какое обучение можно считать развивающим?

5. Рентабельность образования в широком социальном смысле.

6. Гуманитарные науки в высшей школе.

7. Крупнейшие университеты Европы.

Закон

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Законы нравственные и юридические.

3. Русский юрист А.Ф. Кони.

4. Первые юридические акты на Руси.

5. Преступление и наказание - "Преступление и наказание".

Деловой мир

1. Рентабельность наукоемкого производства.

2. Есть ли предел роста урожайности сельхозкультур?

3. Современный аэропорт.

4. Торговые пути Древней Руси.

5. Что такое Единая энергетическая система?

6. Экологические перспективы Европы.

Политика

1. Политическая партия - ее статус, права, функции.

2. Экономика и политика.

3.У. Черчилль.

4. Монархии современной Европы.

5. Роль СМИ в современном обществе.

6. Мир и война.

Семья

1. Предки и потомки А.С. Пушкина.

2. Проблема отцов и детей.

3. Мемуарная литература XIX в.

4. Портрет конкретной современной семьи в России.

Духовный мир личности

1. Нравственность: социальный и личностный аспекты.

2. А.Ф. Лосев: жизнь и мировоззрение.

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

4.Н. Бердяев "Царство Кесаря".

5. Ценностные ориентации молодежи в России на рубеже веков.

6. К.Д. Ушинский о роли родного языка в духовном мире человека.

5. Самостоятельно составьте подобную тематику по вашим личным интересам, увлечениям (не более 10 тем).


Источники материала и его накопление

Источники непосредственного опыта (познания):

1. Опыт текущей жизни.

2. Целенаправленные наблюдения, записи, ведение дневников и пр.

3. Научный эксперимент по методологии, принятой в той или иной науке.

4. Участие в экспедициях, научных и социальных программах.

5. Креативные источники: воображение, интуиция, творчество.


Источники опосредованного опыта:

1. Системы образования.

2. Печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и пр.

3. СМИ

4. Музеи, выставки, заповедники, памятники архитектуры и пр.

5. Информационные системы типа Интернета



Приемы накопления и упорядочивания материала:

1. Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее интересное запоминается целенаправленно, записывается. Это относится не только к фактам и обобщениям, но и к датам, именам, числовым данным, афоризмам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.