Тестируемые
вопросы можно классифицировать по типу ожидаемого ответа. Так вопросы о
доходах, о заинтересовавших на прошедшей неделе событиях, о действиях и
высказываниях Путина предполагают приведение конкретных примеров и фактов
(фактологические вопросы); вопросы о качествах Лужкова, понятии
"гражданское общество" - общих рассуждений (обобщающие вопросы);
вопросы о наказах Путину и о том, что происходит на Украине, допускают как
приведение примеров, так и общие рассуждения (свободные вопросы). Такая
классификация позволяет уходить от однозначного разделения вопросов на открытые
и закрытые, поскольку жесткие рамки некоторых открытых вопросов приводят к их
фактическому закрытию. О. Харжи, К. Сандерс и Д. Диксон приводят следующий
пример постепенного размывания границ между открытым и закрытым вопросом
посредством незначительных изменений формулировки [32, p. 102]:
Расскажите,
как вы проводите свободное время?
Что вы
делаете вечерами?
Что вы
делаете субботними вечерами?
Что вы
делали в субботу вечером 19 января?
С кем вы
были в субботу вечером 19 января?
Где вы были
в субботу в семь часов вечера 19 января?
Сопоставляя
тип вопроса по ожидаемому ответу с типологией артикулированных ответов (табл.
6), можно создать вторичную переменную, описывающую соответствие ожиданий
полученному ответу.
Таблица 6
Кросс-таблица
типов вопроса и ответа
Тип
вопроса
|
Тип
ответа
|
Итого
|
|
уход
от ответа
|
нормативный
|
реактивный
|
экспертный
|
|
Фактологический
|
49
|
32
|
49
|
34
|
164
|
Обобщающий
|
18
|
64
|
4
|
22
|
108
|
Свободный
|
13
|
41
|
5
|
23
|
82
|
Итого
|
80
|
137
|
58
|
79
|
354
|
Ожиданию
фактологического ответа соответствуют реактивный и экспертный ответы; ожиданию
общих рассуждений - нормативный и экспертный; ожидание смешанного ответа
допускает все типы рассуждений. Если на обобщающие вопросы было получено всего
четыре ответа (3% от содержательных ответов), не соответствующих ожиданиям, то
на фактологические в десять раз больше - 34 ответа (33%). Кроме того, 62% от
всех отказов отвечать содержательно (уход от ответа) приходится на
фактологические вопросы (χ2=53,730;
p<0,000).
Исходя из того, что открытые вопросы часто неверно интерпретируются
респондентами, А. Кэмпбелл призывает более четко определять их предмет или
фокусировать их на конкретных фактах [12]. Однако, как нетрудно заметить, более
конкретная формулировка приводит к большим затруднениям в ответах, так как не
позволяет произвольно отклоняться от вопроса, вызывающего затруднения. Пример
конкретного определения интересующей темы - вопрос о запомнившихся событиях
прошедшей недели. Учитывая то, что респондент скорее запоминает не события, а
их интерпретацию, без дополнительных подсказок ему трудно вспомнить релевантные
факты. Ссылаясь на Чишолма, У. Куайн утверждает, что воспоминания по большей
части - следы не прошлых ощущений, а прошлых концептуализаций или вербализаций
[80, с. 18]. Вряд ли следует ожидать, что респондент постоянно анализирует
происходящие события, выделяя из них наиболее значимые или интересные, поэтому
С. Садмен и Н. Брэдберн рекомендуют включать в вопрос все возможные подсказки,
помогающие точно воспроизвести прошедшие события [68, p. 11]. Если
исследователь не собирается тестировать память респондента, то, спрашивая о
прошлых событиях, лучше избегать открытой формы вопроса. В противном случае
когнитивные ресурсы респондента в большей степени затрачиваются на
воспоминания, чем на формирование собственного суждения по отношению к ним7.
Хотя представление о роли интервьюера как абсолютно нейтрального стенографиста
ответов распространено среди исследователей [1, 21, 22, 58], оно ошибочно,
поскольку необходимость в оценке непосредственно задается механизмом
восприятия. Ни один интервьюер не может удерживать пассивное слушание8 на
протяжении всего интервью. На рис. 4 представлено количество эпизодов
давления9.
Рис. 4.
Количество эпизодов давления
Из 354
ответов только половину (177) интервьюеры воспринимали без какого-либо
давления. Кроме прямого давления в 180 случаях (51% всех ответов) интервьюеры
поддерживали респондентов одобрительными репликами. Поэтому целесообразно
воспользоваться разработанной в эксперименте "Обследование
стандартизированного интервью" типологией стратегий проведения опросов,
основанной на двух типах поведения интервьюера: давлении и поддержке (табл. 7).
При этом выделяются четыре стратегии проведения опроса: "нейтральная"
- отсутствие давления и поддержки, "давление" - есть давление, но
отсутствует поддержка, "!!!" - присутствует как поддержка, так и
давление, "поддержка" - есть поддержка, но отсутствует давление.
Стратегии давления, поддержки и их совместного приложения репрезентируют
активные способы коммуникации, которые Кэннел и Оксенберг рекомендуют с
усложнением типа вопроса применять чаще, поскольку поощрительные реплики,
дополнительные уточняющие вопросы, прерывания неадекватных ответов могут
способствовать как увеличению адекватности ответов, так и снижению процента
отказов или несодержательных ответов [13].
Таблица 710
Факторные
нагрузки двух стратегий проведения опроса
Исходные
переменные
|
Компонента
|
|
Давление
|
Поддержка
|
Переспрашивание
|
0,502
|
-0,009
|
Повторение
ответа
|
0,627
|
-0,185
|
Уточнение
ответа
|
0,722
|
-0,259
|
Прерывание
ответа
|
0,704
|
0,191
|
Поддержка
ответа
|
0,114
|
0,960
|
Наиболее
сложные вопросы - фактологические (см. табл. 6), и в соответствии с данными
выше рекомендациями интервьюеры, задавая такие вопросы, должны активизировать
свое поведение. Однако этого не происходит: доля переспрашиваний (χ2=1,436;
p<0,488), уточнений
(χ2=0,857;
p<0,652), повторений
(χ2=0,264;
p<0,876), прерываний
(χ2=0,883;
p<0,643) и
одобрительных реплик (χ2=0,817;
p<0,665) не
увеличивалась с усложнением типа вопроса. Объяснить такую ситуацию можно тем,
что интервьюеры, принимающие участие в эксперименте, получили инструкции
придерживаться норм стандартизированного интервью и не были осведомлены об
альтернативных подходах к проведению опросов. Тем не менее, фактологические
вопросы о доходах и запомнившихся событиях (вопросы 16, 17) чаще сопровождались
активными способами коммуникации (рис. 5).
Вопросы о
действиях и высказываниях Путина в большинстве случаев задавались либо без
одобрительных реплик (вопрос 20), либо без приемов давления (вопрос 21)11. Это
привело к тому, что именно по этим вопросам наблюдается максимальное значение уходов
от ответа и ответов, не соответствующих ожиданиям интервьюера (табл. 8):
ответов последнего типа на 20-й вопрос получено 34%, что составило 38% от
подобных ответов, и на 21-й - 22% и 24%, соответственно. Таким образом, на эти
вопросы пришлось 53% всех уходов от ответа и 62% всех ответов, не
соответствующих ожиданиям. Если рассчитать аналогичные показатели по 16-му и
17-му вопросам, то по уходам от содержательного ответа получаются,
соответственно, следующие цифры: 5% и 2%, 12% и 6%, по несоответствующим
ожиданиям ответам - 5% и 2%, 22% и 24%. Следовательно, на 16-й и 17-й вопросы
приходится 4% всех уходов от ответа и 30% - ответов, не соответствующих
ожиданиям.
Таблица 8
Соответствие
ожиданий ответа по тестируемым вопросам
Номер
вопроса
|
Соответствие
ожиданий ответу
|
Итого
|
|
Уход
от ответа
|
Да
|
Нет
|
|
16
|
2
|
37
|
2
|
41
|
17
|
5
|
27
|
9
|
41
|
20
|
17
|
10
|
14
|
41
|
21
|
26
|
6
|
9
|
41
|
23
|
2
|
39
|
|
41
|
25
|
1
|
39
|
1
|
41
|
26
|
13
|
26
|
2
|
41
|
44
|
4
|
22
|
|
26
|
49
|
11
|
30
|
|
41
|
Итого
|
81
|
236
|
37
|
354
|
Значительный
разброс отказов отвечать на фактологические вопросы непосредственно связан с
выбранной интервьюером стратегией опроса. Выбор интервьюером нейтральной
стратегии приводит к снижению адекватности ответов. Г. Иган утверждает, что
активное восприятие ответа всегда более предпочтительно: "Активная позиция
позволяет слушателю реально включиться в коммуникацию и выявить смыслы,
воспроизводимые собеседником" [17, p. 229]. Такой вывод вполне оправдан,
если мы обсуждаем интервью в целом, не выделяя в качестве единиц наблюдения
отдельные ответы. Нейтральная стратегия может быть вполне релевантной в частных
ситуациях, что подтверждается отсутствием связи между стратегиями проведения
интервью и адекватностью восприятия ответа (χ2=0,904; p<0,824). Если ответ
становится более продолжительным, то опытный интервьюер переходит к его
активному восприятию (F=16,746; p<0,000): при однозначном ответе нейтральная
стратегия применялась в 37% случаев, увеличение его когнитивной сложности
приводило к снижению доли нейтральной стратегии до 19%. Это в первую очередь
связано с тем, что перед фиксацией ответа интервьюер должен оценить его
релевантность. Если при увеличении продолжительности ответа придерживаться
нейтральной стратегии, вероятность его неадекватного восприятия будет
возрастать. Поскольку интервьюеры изменяют стратегию опроса в зависимости от
когнитивной сложности ответа, ее рост не влияет на адекватность его восприятия
(χ2=2,757;
p<0,431). В
то же время интервьюеры обычно не пытаются управлять когнитивной сложностью
ответа, признавая однозначные ответы достаточными и не задавая вопросов,
подталкивающих респондента к продолжению разговора: лишь 27% уточняющих
вопросов было направлено на дополнительное стимулирование респондентов:
И: А еще
что-нибудь можете добавить?
или
Р: Я считаю,
что порядок надо в стране навести.
И: Ну а
какой порядок? Это очень общее.
А. Оппенгейм
рекомендует во всех случаях, когда возникает затруднение с регистрацией ответа,
задавать стимулирующие уточняющие вопросы: "Может, вы что-нибудь добавите?
Почему вы об этом говорите? А теперь, если поговорить об... А что вы думаете
о...". Однако он тут же оговаривается, что дополнительные вопросы
существенно увеличивают риск смещений в ответах, поэтому задавать их могут
только опытные интервьюеры [56, p. 113]. Поскольку основное наполнение анкеты
составляют закрытые вопросы, респондент обучается давать лаконичные ответы даже
на вопросы, позволяющие обсуждать многие темы. На свободные вопросы (23-й,
49-й) получено 47 кратких и однозначных ответов, что составляет 57% от всех
ответов на вопросы этого типа; на обобщающие (25-й, 26-й, 44-й) - 71 ответ или
66%; на фактологические (16-й, 17-й, 20-й, 21-й) - 80% (табл. 9). Несмотря на
тенденцию увеличения доли однозначных и кратких ответов при большей
конкретизации вопроса, подавляющее большинство ответов на свободные вопросы
содержит не более трех тем.
Таблица 9
Когнитивная
сложность ответов
N
вопроса
|
Когнитивная
сложность ответа
|
Итого
|
|
Однозначный
ответ (1 с.п.)
|
краткий
ответ (2-3 с.п.)
|
развернутый
ответ (4-7 с.п.)
|
рассуждения
(более 8 с.п.)
|
|
16
|
18
|
16
|
7
|
|
41
|
17
|
5
|
24
|
11
|
1
|
41
|
20
|
18
|
12
|
9
|
2
|
41
|
21
|
26
|
12
|
2
|
1
|
41
|
23
|
6
|
10
|
18
|
7
|
41
|
25
|
6
|
17
|
15
|
3
|
41
|
26
|
17
|
15
|
5
|
4
|
41
|
44
|
4
|
12
|
8
|
2
|
26
|
49
|
19
|
12
|
7
|
3
|
41
|
Итого:
|
119
|
130
|
82
|
23
|
354
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|