Система восточных единоборств как виды духовного искусства
Курс : Философия
Р Е Ф Е Р А Т
На тему : Система восточных единоборств как виды
духовного искусства
Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ»
На базе среднего
профессионального образования
Конев Михаил Валентинович
______________________ « « __________
1999г.
Преподаватель Рзаев
Д.А. , к.ф.н. , профессор
_____________________ « « __________1999 г.
г Мурманск , 1999 г.
с о д е р ж а н и е р е ф е р а
т а
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА.. 3
История
возникновения и развития воинских искусств востока . 5
Индийские
основы философии боевых искусств. 6
ФИЛОСОФСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ.. 8
ФИЛОСОФСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13
ПОДХОД
ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. 17
Используемая
литература : 19
Все на свете презрев , об
одном
помышляй неизменно ,
днем и ночью радей -
как проведать в жизни земной
тайну Истинного Пути .
Рекан - хоси (18-19 вв.) .
астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока ,
объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также
системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским
отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса ,
которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле ,
выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого
бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые
делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог...
Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс ,
начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс ,
немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем.
В период между 800
и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории.
В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае
жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы , именно тогда и
появились все направления китайской философии .
В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены
все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма ,
материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где идет
борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия и
Второисайя
; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита ,
Платона , драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и
механика Архимеда. Все , что связано с этими именами ,
возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае ,
Индии , на Западе Европы , независимо друг от друга.
Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец
, завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться самым
фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и
разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что ,
кроме обобщения многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь
цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем
законе , которому подчинено все сущее.
Истоки этого представления находят в
древнейшей натурфилософской концепции "инь-ян" , которая легла в
основу знаменитой "Книги перемен" с ее гадательной символикой
триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в конфуцианское
"Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный закон стал
именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы демонстрировал
действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере. Уникальный специальный
источник превращался в философию военного дела , своего рода "библию"
воинского искусства , в средоточие эзотерического (тайного) знания ,
доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов военного дела и
воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы , мастера
становились одновременно носителями глубинных знаний о мире , высших ценностей
и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных границ и выходом к
познанию некоего высшего закона , которому подчиняется все сущее , была
обусловлена особая культурная значимость воинского искусства на Востоке.
На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом ,
распространялась общая традиционно восточная установка , сформулированная
Конфуцием : "Передавать , а не создавать , верить древности и любить
ее". Светом своей мудрости "Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко
озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй , Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке
н.э. Один из самых бурных периодов в истории Китая с его непрекращающимися
войнами стал грандиозным полигоном испытаний для "Сунь цзы" , который
был настольной книгой выдающихся полководцев. Среди них Цао Цао- первый
комментатор трактата. Предметом комментирования становится и сама борьба Трех
царств , что позволяет в разрастающемся тексте "Сунь цзы"
теоретически обобщить колоссальный опыт военных действий.
В 14 веке теория и
практика воинского искусства получают философско-художественное осмысление в
самой ранней китайской книжной эпопее - романе Ло Гуаньчжуна
"Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных
исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех
царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых
повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи.
"Троецарствие" , ставшее шедевром средневековой литературы , как и
древнекитайский трактат "Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в
которых традиция боевых искусств Востока представлена в наиболее концентрированном
и полном виде. Столь разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от
друга веками , во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее
достижение древнекитайской теоретической мысли оказывается сопряженным с
конкретным опытом реализации стратегии и тактики военных действий ,
составляющих событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные
памятники вступают в исторический диалог не только по самой сути предмета
воинского искусства . Они имеют мировоззренческую , философскую основу ,
которая является общей как для традиции боевых искусств , так и для культуры
дальневосточного региона в целом. Описание военных событий становится в
"Троецарствии" средством для извлечения уроков из истории , которая
являет собой величественный пример действия все того же высшего закона , а ее
герои - примеры обладания высшим знанием.
Какай же смысл
заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо-это учение,сложный
комплекс духовной и физической культуры,это многовековые традиции борьбы,находящиеся
в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь реализации популярной на Востоке
концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма , достижения
гармонии с миром и с самим собой.
Условно можно
выделить следующие источники кэмпо:
даосская
философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и Ян,взаимодействия Пяти
первоэлементов , Недеяния , Мягкости , Метаморфоз ;
йога как система
психотренинга , физического и духовного совершенствования человека в ее
многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм:
индийская йога , тантрическая буддийская (китайская , тибетская , японская)
йога и даосская (китайская) йога ;
традиционные
теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци , о точках
и меридианах , об их связи с внутренними органами , о развитии энергетики
организма (ци - гун) ;
"бионика"
древности , наблюдение за повадками животных , из которого возникли так
называемые звериные стили кэмпо ;
локальные системы
рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей ;
опирающаяся на
теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в которой
сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ;
Чань (Дзен) -
буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных результатов в
концентрации и самовнушении .
Можно также
обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до наших дней :
конфуцианские
этические нормы в формировании личности ;
разнообразная
детально разработанная методика обучения : подготовка тела , психическая
перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и формами-образами
;
обширнейший
арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов , направлений ,
стилей и школ .
Только такая
классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему , как
культорологический феномен , как особую область Знания , как Учение.
В исторических
записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая классификация
философских школ Древнего Китая :
- «сторонники
учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ;
- школа служилых
людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ;
- школа «моистов»
, «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ;
- школа законников
(легистов) – ФАЦЗЯ ;
- «школа ДАО и ДЭ»
- даосисты .
Натурфилософы
(сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о противоположных началах
(мужское и женское , темное и светлое , восход и заход). Найти гармонию ,
согласие между этими началами – вот одна из задач тогдашней философии .
Выдающимся
направлением китайской философии является конфуцианство . Это учение
характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков , выполнение
норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта норма стала
общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “ присущ конфуцианству
: такой человек – представитель высших слоев общества и его скромность ,
бескорыстие , сдержанность – необходимые черты . Разработка ритуала : отношения
высших к низшим , младших к старшим и пр. Конфуцианские идеалы живут в
культуре Китая до сих пор : правила поведения , внешней учтивости , церемониал
. Общественные потребности , забота о их реализации – удел правителя .
Даосизм – учение о
великом дао , всеобщем законе , Абсолюте . Дао господствует во всем : всему
дает форму , имя . Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из
учения о первозаконе . Природа человека приветствует Дао , она пуста ,
непознаваема , смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности
(недеянии).
Китайская философия
древности антроцентрична , направлена на решение проблем житейской мудрости ,
имеет установку на естественный ход вещей , недеяние .
мение использовать
в качестве оружия различные части тела возникло , по - видимому , еще во времена
первобытнообщинного строя , когда человек вынужден был бороться с дикими
животными или воевать. Ниже описывается краткий исторический очерк
возникновения , развития и становления боевых искусств.
ЕГИПЕТ
Иероглифические
свитки , датируемые 4000-3000 гг. до н.э. описывают приемы , сходные с приемами
борьбы и бокса , распространенные в Шумерском царстве в Месопотамии.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Около 2000 г. до
н.э. в Греции были популярны борьба и бокс. В дальнейшем на 33-х Олимпийских
играх в 648 г. до н.э. был создан панкратион - комбинированный вид борьбы и
бокса , приемы которого допускали для победы над противником использование всех
частей человеческого тела. Состязания в этой борьбе носили кровавый характер и
чаще всего заканчивались смертью одного из соперников. В дальнейшем панкратион
был запрещен , однако затем появился в Древнем Риме в качестве составляющей в
схватках гладиаторов.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Из Древней Греции
(по мнению некоторых авторов , с армией Александра Великого) в 336-323 гг. до
н.э часть приемов панкратиона была перенесена в Древнюю Индию , где , слившись
с йогой , дала новое направление системам самообороны.
Основоположник
секты Дзен-Бодхидхарма завез индийские боевые приемы в Китай , объединив их с
методами диафрагментального дыхания , используемыми в Дзене и Йоге. Эти методы
дыхания оказали громадное влияние "ибуки" и "нагарэ" ,
широко используемые в современном каратэ.
КИТАЙ
Поселившись в
монастыре Шаолинь-су в провинции Хунан (5-й век до н.э.) Бодхидхарма (он же
Дарума Тайси или Бодай-Дарума) начал проповедовать Дзен-буддизм. Обнаружив ,
что физическая подготовка его учеников и последователей была далеко не лучшей
(на его лекциях они засыпали от усталости) , Бодхидхарма ввел комплекс
физических упражнений , которые , по его мнению , должны были бы способствовать
лучшему усвоению идей Дзен. В дальнейшем , по-видимому , понимая те трудности ,
с которыми должны были столкнуться проповедники его идей в своих странствиях по
кишащим разбойниками и зверьем местам , он же познакомил их с индийскими
боевыми приемами. Слившись с местными приемами , эта форма борьбы , в свою
очередь , дала большое разнообразие новым стилям. В дальнейшем во времена
правления маньчжурской династии , сменившей династию Минь , монастырь
Шаолинь-су был разрушен , т.к. его стены зачастую скрывали противников правящей
династии. Часть монахов Шаолиня бежала на юг Китая , где основала Южный
Шаолинь. Таким образом возникли две школы шаолиньского бокса : северная и
южная. Бойцы южной школы (в прошлом и настоящем - крестьяне) отдавали
предпочтение технике ударов руками , в то время как последователи северной
(наездники и скотоводы)- технике ударов ногами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|