рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система восточных единоборств как виды духовного искусства

Система восточных единоборств как виды духовного искусства

       


Северо - западная  академия  государственной  службы


Филиал Северо - западной академии государственной службы


В  г. Мурманске





Курс :  Философия





Р Е Ф Е Р А Т



На  тему :  Система  восточных  единоборств как виды  духовного  искусства













                                         Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ»

                                             На базе среднего профессионального образования

     Конев  Михаил  Валентинович

 

______________________   «      «   __________ 1999г.

 

 

 

 

                                              Преподаватель   Рзаев Д.А. , к.ф.н. , профессор 

 

                                               _____________________   «        «  __________1999 г.










г  Мурманск  ,  1999 г.


                                                                                              

       


                

  

                              

                                                                                               

                              

                            


                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

               

 

                                                                                                   

 

 

с о д е р ж а н и е    р е ф е р а т а



                  


ИСТОЧНИКИ  ФИЛОСОФСКОГО  СОДЕРЖАНИЯ  ВОИНСКИХ  ИСКУССТВ  ВОСТОКА.. 3

История  возникновения  и  развития  воинских  искусств  востока . 5

Индийские основы философии боевых искусств. 6

ФИЛОСОФСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ВОИНСКИХ  ИСКУССТВ  ЯПОНИИ.. 8

ФИЛОСОФСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ВОИНСКИХ  ИСКУСТВ  ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13

ПОДХОД  ВОСТОКА  К  СОЗНАНИЮ  В  ПОЕДИНКЕ. 17

Используемая  литература  : 19




               


               

           






                   

 

 

 



                                                                                                   











    ИСТОЧНИКИ  ФИЛОСОФСКОГО  СОДЕРЖАНИЯ  ВОИНСКИХ  ИСКУССТВ  ВОСТОКА


                                                                                      Все  на  свете  презрев , об одном

помышляй  неизменно ,

днем  и  ночью  радей  -

как  проведать  в  жизни  земной

тайну  Истинного  Пути .

 

Рекан  -  хоси  (18-19  вв.)  .


Р

астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока , объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса , которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле , выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог...


Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс , начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс , немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем.

В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории.

В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы  , именно тогда и появились все направления китайской философии .

В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма , материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где идет борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия и Второисайя

; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита , Платона , драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и механика Архимеда. Все , что связано с этими именами ,

 возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае   , Индии , на Западе Европы , независимо друг от друга.


          Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец , завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться самым фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что , кроме обобщения  многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем законе , которому подчинено все сущее.


Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции "инь-ян" , которая  легла в основу знаменитой "Книги перемен" с ее гадательной символикой триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в конфуцианское "Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный закон стал именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы демонстрировал действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере. Уникальный специальный источник превращался в философию военного дела , своего рода "библию" воинского искусства , в средоточие эзотерического  (тайного) знания , доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов военного дела и воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы , мастера становились одновременно носителями глубинных знаний о мире , высших ценностей и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется все сущее , была обусловлена особая культурная значимость воинского искусства  на  Востоке.


На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать , а не создавать , верить древности и любить ее". Светом своей мудрости "Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй , Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке н.э. Один из самых бурных периодов в истории Китая с его непрекращающимися войнами стал грандиозным полигоном испытаний для "Сунь цзы" , который был настольной книгой  выдающихся полководцев. Среди них Цао Цао- первый комментатор трактата. Предметом комментирования становится и сама борьба Трех царств , что позволяет в разрастающемся тексте "Сунь цзы" теоретически обобщить колоссальный опыт военных действий.


В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско-художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе Ло Гуаньчжуна "Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи. "Троецарствие" , ставшее шедевром средневековой литературы , как и древнекитайский трактат "Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в которых традиция боевых искусств Востока представлена в наиболее концентрированном и полном виде. Столь разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от друга веками , во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее достижение древнекитайской теоретической мысли  оказывается  сопряженным с конкретным опытом реализации стратегии и тактики военных действий , составляющих событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные памятники вступают в исторический диалог не только по самой сути предмета воинского искусства . Они имеют мировоззренческую , философскую основу , которая является общей как для традиции боевых искусств , так и для культуры дальневосточного региона в целом. Описание военных событий становится в "Троецарствии" средством для извлечения уроков из истории , которая являет собой величественный пример действия все того же высшего закона , а ее герои - примеры обладания высшим знанием. 


Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо-это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой.


Условно можно выделить следующие источники кэмпо:

даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и Ян,взаимодействия Пяти первоэлементов ,   Недеяния , Мягкости , Метаморфоз ;

йога как система психотренинга , физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога , тантрическая  буддийская (китайская , тибетская , японская) йога и даосская (китайская) йога ;

традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци , о точках и меридианах , об их связи с внутренними органами , о развитии энергетики организма (ци - гун) ;

"бионика" древности , наблюдение за повадками животных , из которого возникли так называемые звериные стили  кэмпо ;

локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей ;

опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ;

Чань (Дзен) - буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении .

Можно также обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до наших дней :

конфуцианские этические нормы в формировании личности ;

разнообразная детально разработанная методика обучения : подготовка тела , психическая перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и формами-образами ;

обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов , направлений , стилей и школ .

Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему , как культорологический феномен , как особую область Знания , как Учение.


В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая :

  • «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ;
  • школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ;
  • школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ;
  • школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ;
  • «школа ДАО и ДЭ» - даосисты .

Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач тогдашней философии .


Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков , выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта норма стала общепризнанной в Китае . Идеал  “ благородного человека “ присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты . Разработка ритуала : отношения высших к низшим , младших к старшим  и пр. Конфуцианские идеалы живут в культуре Китая до сих пор : правила поведения , внешней учтивости , церемониал . Общественные потребности , забота о их реализации – удел правителя .


Даосизм – учение о великом дао , всеобщем законе , Абсолюте . Дао господствует во всем : всему дает форму , имя . Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе . Природа человека приветствует Дао , она пуста , непознаваема , смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии).


Китайская философия древности антроцентрична , направлена на решение проблем житейской мудрости , имеет установку на естественный ход вещей , недеяние .


 История  возникновения  и  развития  воинских  искусств  востока .                     


У

мение использовать в качестве оружия различные части тела возникло , по - видимому , еще во времена первобытнообщинного строя , когда человек вынужден был бороться с дикими животными или воевать. Ниже описывается краткий исторический очерк возникновения , развития и становления боевых искусств.


ЕГИПЕТ

Иероглифические свитки , датируемые 4000-3000 гг. до н.э. описывают приемы , сходные с приемами борьбы и бокса , распространенные в Шумерском царстве в Месопотамии.


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Около 2000 г. до н.э. в Греции были популярны борьба и бокс. В дальнейшем на 33-х Олимпийских играх в 648 г. до н.э. был создан панкратион - комбинированный вид борьбы и бокса , приемы которого допускали для победы над противником использование всех частей человеческого тела. Состязания в этой борьбе носили кровавый характер и чаще всего заканчивались смертью одного из соперников. В дальнейшем панкратион был запрещен , однако затем появился в Древнем Риме в качестве составляющей в схватках гладиаторов.


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Из Древней Греции (по мнению некоторых авторов , с армией Александра Великого) в 336-323 гг. до н.э часть приемов панкратиона была перенесена в Древнюю Индию , где , слившись с йогой , дала новое направление системам самообороны.

Основоположник секты Дзен-Бодхидхарма завез индийские боевые приемы в Китай , объединив их с методами диафрагментального дыхания , используемыми в Дзене и Йоге. Эти методы дыхания оказали громадное влияние "ибуки" и "нагарэ" , широко используемые в современном каратэ.


КИТАЙ

Поселившись в монастыре Шаолинь-су в провинции Хунан (5-й век до н.э.) Бодхидхарма (он же Дарума Тайси или Бодай-Дарума) начал проповедовать Дзен-буддизм. Обнаружив , что физическая подготовка его учеников и последователей была далеко не лучшей (на его лекциях они засыпали от усталости) , Бодхидхарма ввел комплекс физических упражнений , которые , по его мнению , должны были бы способствовать лучшему усвоению идей Дзен. В дальнейшем , по-видимому , понимая те трудности , с которыми должны были столкнуться проповедники его идей в своих странствиях по кишащим разбойниками и зверьем местам , он же познакомил их с индийскими боевыми приемами. Слившись с местными приемами , эта форма борьбы , в свою очередь , дала большое разнообразие новым стилям. В дальнейшем во времена правления маньчжурской династии , сменившей династию Минь , монастырь Шаолинь-су был разрушен , т.к. его стены зачастую скрывали противников правящей династии. Часть монахов Шаолиня бежала на юг Китая , где основала Южный Шаолинь. Таким образом возникли две школы шаолиньского бокса : северная и южная. Бойцы южной школы (в прошлом и настоящем - крестьяне) отдавали предпочтение технике ударов руками , в то время как последователи северной (наездники и скотоводы)- технике ударов ногами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.