ОКИНАВА И ЯПОНИЯ
Остров Окинава
занимает особое место в дальнейшем развитии и становлении боевого искусства под
названием "каратэ". Место столкновения торговых интересов Китая и
Японии-острова архипелага Риу-Киу , к которому принадлежит остров Окинава , в
15-17 веках становятся яблоком раздора между этими странами. Вначале острова
Рик-Киу захватили китайцы , принесшие с собой искусство китайского бокса , а
затем японцы , у которых к тому времени большого расцвета достигли такие
национальные виды борьбы, как кендо , сумо и вышедшее из сумо джиу-джитсу. Так
как захватчики запрещали местному населению носить оружие , последние использовали
в качестве оружия руки , ноги , а также цепы для обмолота риса и просто палки.
Так на островах появился и распространился ОКИНАВА-ТЭ или ТОДЭ - синтетический
стиль борьбы , направленный на победу над любым , и прежде всего вооруженным
противником.Искусство ТОДЭ оставалось тайным вплоть до 1916 года , когда
ведущие сэнсеи того времени Фунакоши Гичин ,Мабуни Кенва , Мияги Чоджун и др.
решили обнародовать искусство ОКИНАВА-ТЭ.
В настоящее время
в Японии развито более 11 стилей каратэ , среди которых такие как ШОТОКАЙ ,
ВАДОКАЙ , ГОДЗЮКАЙ , ШИТОКАЙ , ИТОСУКАЙ , КИОКУШИНКАЙ и др.
КОРЕЯ
Примерно 1000 лет
назад три самостоятельные государства , существовавшие на территории нынешней
Кореи , были объединены династией Силла в одно , известное как страна Кориу , а
в дальнейшем Корея. Тогда же была создана национальная организация для молодых
людей - ХВАРАНГ-ДО,готовившая для своей страны элиту из аристократов , военных
и т.д. Среди них было популярно искусство "ТАЭКИОН" - борьбы без
оружия. В дальнейшем на это боевое искусство огромное влияние оказала северная
школа китайского бокса , однако впоследствии в связи с упадком страны Кориу ,
"ТАЭКИОН" выродилось и практиковалось лишь небольшими избранными
группами людей
Современное
корейское каратэ, по-видимому, является результатом слияния местных форм борьбы
с формами , завезенными из Китая , Окинавы и Японии.В настоящее время корейское
каратэ , которое, как и японское представлено различными стилями , хорошо
организовано и очень популярно во всем мире. Созданная организация ТАЭКВОН-ДО
("таэ"-ступня , "квон"-кулак , "до"-путь
воинского искусства) объединяет более 100 стран мира. На Олимпийских играх
1988г. , проходивших в г.Сеуле , Южная Корея предложила включить ТАЭКВАН-ДО в
программу следующих Олимпийских игр.
ФРАНЦИЯ
В 1954 г. была
учреждена Федерация свободной борьбы и бокса , подготовившая первых французских
экспертов по каратэ. В 1960 г. вновь созданная федерация вошла в Федерацию
дзюдо. В 1965 г. был организован Европейский союз каратэ , президентом которого
стал Делькур. В настоящее время во Франции существует множество стилей каратэ ,
во главе которых стоят высококвалифицированные эксперты-японцы , например :
Т.Касэ(ШОТОКАН) , Х.Мочизуки(ВАДО-РЮ) , Й.Намбу(ШУКОКАЙ) и др.Французская школа
каратэ считается одной из сильнейших в Европе и мире.
АНГЛИЯ
Каратэ в Англии
возникло совсем недавно- в 60 годах. Однако путь , пройденный им , вдвойне
интересен , т.к. в некоторой степени напоминает все то , что происходило с
развитием каратэ в нашей стране.
Вначале Англию ,
не имевшую своих инструкторов , наводнило огромное количество
инструкторов-самоучек . В 1965 г. произошло убийство , где , как считали многие
, были применены приемы каратэ. Созданная британская королевская комиссия по
каратэ , разобравшись в сути дела , попыталась объединить независимо
существовавшие ассоциации каратэ на основе общих правил . В настоящее время
Англия , как и Франция , располагает высококвалифицированными экспертами ,
среди которых Сузуки (ВАДО-РЮ) , Энода (ШОТОКАН) и др.
КАРАТЭ ВО ВСЕМ МИРЕ
В 1969 г. был
организован Всемирный союз организаций каратэ (ВУКО). В его составе в настоящее
время представители более 120 стран мира. Благодаря инициативе этого союза
проведено множество чемпионатов мира. По некоторым данным в настоящее время в
мире насчитывается более 4 млн. каратистов. Каратэ является одним из наиболее
популярных видов спорта на земном шаре.
КАРАТЭ В РОССИИ
До 1978 г. каратэ
в СССР развивалось стихийно , в "подполье" , поскольку был издан ряд
официальных приказов о запрете.
В декабре 1978 г.
в Москве была создана Федерация каратэ СССР , проведена первая аттестация
тренеров.
В августе 1979 г.
приказом № 894 Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров
СССР утверждены правила соревнований.
В декабре в
Таллине проведен 1 Всесоюзный турнир по каратэ.
С 1984 г. каратэ
было вновь запрещено и долгое время находилось в "подполье" . Лишь в
1989г. в Караганде , а затем и в Алма-Ате вновь организованная ассоциация
восточных единоборств провела два первых Всесоюзных турнира .
"
- Кто такой будда ?
- В тебе он, во
всяком случае, не живет.
-
А как насчет животных ?
- А в них живет.
- Тогда почему
же его нет во мне ?
- Да потому , что ты спрашиваешь
“
Из разговора
патриарха Дзен-буддизма Секито и буддийского монаха Седая Эро.
огласно учению
Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону
причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое земное
бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи
перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из
греховного жизненного пути (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие
буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное
самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням
, но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного
труда во имя высшей цели.
Приверженцы
тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный способ достижения
"трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". В
их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности
самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного
"ограниченного" сознания смертного к "просветленному"
сознанию йога , а далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. На практике
усердные занятия помогли многим адептам обрести себя , до конца раскрыть свои
индивидуальные способности. Прежде всего, это относится к мастерам всех видов
воинских искусств , которые посредством йоги достигали высшей степени
совершенства в своем деле , подключая "энергетику" организма к чисто
техническим познаниям.
Тантризм , или
" тайное учение ", именующийся также "учением о трех
таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма ,
который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и Путь
малой колесницы (Хинаяна). При ближайшем рассмотрении становится очевидно , что
все мистические флюиды , отголоски оккультизма и черной магии , пронизывающие
кэмпо и другие воинские искусства в ареале распространения буддизма , берут
свое начало в "тайном учении".
Хотя тантризм
никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом , различия были весьма
существенны , и на их почве возникло немало своеобразных сект. Говоря упрощенно
, если верующий буддист любого толка почитает Будду и бодхисатв ,
придерживается обычных обрядов и читает сутры Махаяны , то последователь
"тайного учения" видит мир в образе магического круга (мандала) ,
читает заклинания , доступные лишь посвященным , отправляет многочисленные
загадочные церемонии в узком кругу единомышленников и поклоняется наиболее
таинственным божествам буддийского пантеона.
Тантризм зародился
в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его считается мудрец Асанга из
секты йогачара , впервые объединивший мистическую практику ведийской йоги с
положениями буддизма Махаяны. Учение было запечатлено в текстах (тантрах) ,
содержавших наряду с философскими и космогоническими построениями различные
указания к тайным действам , цель которых - в слиянии личности с вселенским
Единством и великой Пустотой. К 7-8 вв. тантризм размежевался на два
направления : тантризм Левой и Правой руки. Первое , известное также под
названием ваджраяна , укоренилось в Тибете и впоследствии дало богатый урожай
парапсихологических и оккультных феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним
экстремизмом и сексуальными оргиями , связанными с культом женских божеств. В
Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки , значительно более
умеренный и проповедующий культ мужских божеств.
Кардинальным
тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова и дела -
нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция трех таинств
предполагала , что мысль , слово и дело суть различные проявления
действительности Единого (самата). Следовательно , постижение Единого
достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными физическими акциями.
В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в телесном , физическом мире
("Телесная мандала") и в трансцендентном , метафизическом мире -
иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная мандала").
Путями к
достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно доктрине тантризма
, было чтение тантр и размышление на темы тантр , произнесение магических
словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное
сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества.
Все предписания
тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее теснейшей
взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и многие ритуалы ,
от йогической ведийской традиции. Оттуда же были заимствованы
"приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание болезней и
смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических сил , экзорсизм.
Важным аспектом в
практике эзотерического буддизма было чтение молитвословий , извлечений из сутр
(дхарани). Иногда дхарани , в которых молящийся как бы достигал единения с
божеством , служили в качестве проклятий о должны были вызывать дождь , снег ,
насылать град , посылать здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в
середине дхарани содержались магические созвучия - мантры , часто даже не
имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась
мантрам в тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и
японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским
искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу ,
кэн-до , аики-до , карате.
Согласно догмам
тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания , различные
ритмы которых могут порождать те или иные состояния духа-разума , сознания.
Мантры представляют собой также объекты медитации для духа-разума. Их истинный
смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания
семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым устанавливается единство
между мыслью и словом , которые сопровождаются сакральным жестом.
Широко известна
тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в
лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и
обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра
развилась в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее
аналоги. Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом
- белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум -
черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.
Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также
отождествляются с цветами и символическими звуками.
Тантризм
разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и
меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и
объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы
имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении
звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и
силы , сокрытой в биджа.
В картине мира ,
мандале тантрических сект присутствуют пять таких изначальных звуков ,
корреспондирующих со сторонами света и центром : А , У , Э , И . Нередко
грозные стражи ворот в буддийских храмах , запечатленные в характерных позах
кэмпо , "произносят" (судя по форме губ) священные изначальные звуки.
В них , по убеждению старых мастеров , кроется секрет концентрации энергии (ки
- аи) , мировой вибрации , ритма движений.
Отсюда и легенды о
мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым кличем.
Целью практики
эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание
Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными
каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и
жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова
, будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое
значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия
мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в
слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные
медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на
субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и
Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии
бесконечное могущество.
Тантрический
буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный
отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную
прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к
эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и
духа.
“ Собственным телом не
владеешь -
как же можешь обрести Путь и им владеть ! “
Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.)
отя буддизм всегда
считался самой миролюбивой из всех мировых религий , именно в нем сложились
наиболее благоприятные предпосылки для развития классических воинских искусств
Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь
закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое
земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной
цепи перерождений . Однако у человека остается надежда на спасение , на выход
из греховного жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны.
Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное
самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням
, но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного
труда во имя высшей цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|