рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современная наука философия, ее учения и концепции

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие “индивид”. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим.

Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых зародились структуры, обладающие свойствами живого.

Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще. Природа и сущность человека может постулироваться в зависимости от того, каким образом произошёл человек. В случае, если постулируется, что человека создал бог, то для человека естественно быть благодетельным и послушным верующим, если же принять, что человек произошёл от животных более низкого уровня развития, то естественными окажутся многие низменные инстинкты. Также существуют гипотезы, согласно которым человеческое тело является продуктом эволюции, а высшим психическим способностям (таким как разум) человек обязан внешнему, например божественному, вмешательству.


13. Философские концепции общества


В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физических, географических, биологических.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа.

Еще одним недостатком натуралистического подхода является то, что он рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В результате и человеческие связи обретают приобретают характер. Общество призается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители XVII-XVIII вв.), или половая любовь (Феербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека.

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается свободой волеизъявления личности. Этот мотив заключается в том, чтобы человек выполнил свой моральный долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеалных концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса. А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диалектический материализм. Общественная жизнь - высшая форма движения материи. Хоть общество и является живой системой оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект и как субъект материальной действительности.

Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией


14. Сферы общественной жизни


Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Правовая сфера жизни общества – есть сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и государством, регулируемых действующим правом. Право – система правовых норм и правил поведения людей, запрещающих или разрешающих им определенные действия.


15. Сущность человека. Многообразие подходов


Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше «больное животное», М. Шеллер «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа».

Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое исторически изменяющиеся характеристики человека.

Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно природе и обществу, телу и духу.

Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи.


16. Уровни общественного сознания


Общественное сознание формируется на двух основных уровнях:

1) чувственное сознание и 2) рациональное сознание, которое включает в себя обыденное сознание и теоретическое сознание. Формой чувственного сознания является чувственно-образное мышление, которое формируется на основе данных органов чувств человека и системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Формой рационального сознания является логическое мышление, выраженное в понятиях и закрепленное в языке. Язык – это, прежде всего - материальная оболочка сознания, форма и способ проявления логического мышления. Кроме того, он представляет собой обобщенный человеческий опыт, является способом фиксации, отбора, систематизации знаний, способом передачи знаний от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, а также является средством активного воздействия на окружающий мир и на самого человека, он является руководством к действию.

Содержание чувственного (эмпирического) и рационального сознания приобретает значение для человека только тогда, когда оно проходит чувственно-эмоциональную оценку. На основе этой оценки формируется общественная психология. Общественная психология – это система чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью чувственного и рационального освоения человеком мира.

Уровни общественного сознания и общественная психология характеризуют степень освоения человеком объективной действительности и своей собственной сущности. Но они не раскрывают содержания результатов отражения объективной действительности в сознании человека, не раскрывают объективной обусловленности содержания сознания, не дают ответа на вопросы о том, ЧТО, КАК. и ПОЧЕМУ так , а не иначе отражается в мозгу человека.

17. Взаимодействие общества и природы


Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой – необходимое условие существования человека и общества.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу.

Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие.

Природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль 2природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.


18. Личность. Становление личности


Человек – многогранный продукт общества, природное существо, субъект культуры. Понятие «человек» отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду. К тому же относятся его биологическая организация, сознание, язык, способность трудиться. Поэтому оно дает самую общую и предельно абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа.

Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и обществу. Также это понятие объединяет в себе совокупность биологических свойств  социальный облик.

Проблема индивидуальности всегда привлекала внимание ученых. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного существа, что в первую очередь относится к человеку. Но глубокое познание человека невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.

Определение индивидуальности есть попытка постичь целостность конкретного субъекта. Сделать это можно, исходя из его единичных параметров. Для этого необходимо усложнение простого выделения факта отдельности некоего человека до развитых представлений о формировании и существовании его уникальности. Здесь исходный акцент обращения к человеку служит ориентиром и целью постижения человеческой реальности, ее наиважнейшей исходной характеристикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.