рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современная наука философия, ее учения и концепции

Природа сберегает в индивиде общевидовые, уникальные признаки, а обнаруживается это на генетическом уровне. Биологическая неповторимость организмов запрограммирована генотипом, она имеет свойство сохраняться при любых изменениях окружающей среды.

Общество требует известной унификации индивидов и одновременно не может существовать без сохранения и развития индивидуальных особенностей людей. Тогда индивидуальность является общественным способом существования человека.

Индивидуальность как целостная система включает в себя:

А) общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества;

Б) особенные признаки, которые присущи ему как участнику конкретных общественных отношений;

В) единичные признаки, связанные со спецификой его биологической организации, социального окружения

Общие признаки индивидуальности: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность. Они в той или иной степени присущи всем ее формам.

Индивид выступает в качестве индивидуальности в том случае, когда он берется в автономности его бытия. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живет своей индивидуальной жизнью.


19. Смысл жизни, смысл бытия


Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Античная философия

Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия.

Буддизм и брахманизм о смысле жизни

мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным. Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

Иррационализм

Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой

Экзистенциализм

датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Нигилистские взгляды

Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком»

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Смысл жизни с точки зрения христианства - Смысл жизни — в спасении души.

Смысл жизни в православном христианстве — это сам Иисус Христос : «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» В православии особенный акцент ставится на бессмертии тела, а не только души. Именно поэтому православные хоронят, а не сжигают умерших, почитают мощи, не гнушаются касаться и даже целовать покойного.

Иудаизм

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.

Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

Ислам

Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу»

Индуизм

Смыл человеческого существования сводится к тому, что бы развить в себе любовь ко всем живым существам, ко всему существующему, к жизни, к знанию, к работе, к отношениям, ко всему — к Богу. Ибо он причина всего существования. По достижении такого умонастроения и такой Любви, после смерти человеческая душа получает возможность вернуться обратно к Богу, она получает возможность общаться с ним и вечно испытывать всенарастающее счастье.

Буддизм

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны)

Конфуцианство

По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Даосизм

Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.


20. Творчество. Актуальность исследования


Свобода и творчество, их соотнесение друг с другом вызывали интерес философов во все времена. Нам импонирует точка зрения, что и творчество и свобода имманентно присущи человеку, поэтому вопрос об их значимости становится актуальным для каждого конкретного человека. Однако не может существовать общего для всех решения вопроса обретения свободы и поиска себя в творчестве. Стремление к неизведанному, бесконечному, к выходу «из себя», к тому, что называют трансцендированием, в той или иной мере присуще каждому человеку. Все перечисленное касается проблемы поиска личностью себя, своей свободы, возможности самореализации. Свобода и самореализация - проблемы взаимосвязанные: свобода проявляется через самореализацию, самореализация невозможна без свободы. Самореализация придает свободе творческий аспект.

Возможно ли найти свободу и овладеть ею в реальности и какую роль при этом может сыграть творчество? На эти вопросы пытается ответить данное диссертационное исследование, которое посвящено философскому анализу соотношения свободы и творчества в онто-генетическом аспекте. На наш взгляд, взаимосвязь свободы и творчества следует анализировать не только в плане ставшей структуры, но и в плане становления и особенностей. Долгое время понятие свободы соотносилось с категорией необходимости. С одной стороны, это делало якобы возможным осуществление свободы в реальности, овладения ею (свобода - познанная необходимость) посредством разума. С другой — удаляло от человека, т.к. свобода в данном случае предстает как нечто внешнее по отношению к человеку. Свобода как познанная необходимость — иллюзия свободы, т.к. заменяет одну форму необходимости другой. Подобное истолкование свободы, на наш взгляд, мало что дает для понимания ее сущности свободы, как феномена, имманентно присущего человеку. Таким образом понятая свобода отражает лишь взаимодействие с реальностью, окружающим миром, т.е. проблема свободы заменяется на другую: при каких условиях возможна независимость человека и полное раскрытие его социальной сущности. Однако это лишь часть проблемы свободы. Только определив свободу, исходя из внутренней сущности самого человека, можно вернуть ее субъекту, но встает новая проблема: где человек может проявить себя как свободный, если вокруг одна необходимость? Мы понимаем свободу как стремление человека к бесконечному, к выходу «из себя», а это возможно благодаря творчеству. Тем самым одной из возможностей обретения свободы для человека является творчество. Оно обладает способностью конструировать новые ситуации, новую реальность, тем самым поднимаясь над необходимостью. Более того, творчество - способность реализации себя в каждой ситуации бесконечно многообразным образом. Только в соотнесении с творчеством свобода получает возможность быть действительно свободой, т.к. не сталкивается с пределами действительности. Это подтверждает возможность существования творчества как соотносительной категории свободе, т.к. они не просто помогают друг другу существовать в реальности, но носят тесный диалектически взаимосвязанный характер, порождают друг друга. Творчество воплощает свободу во внешнем мире, оставаясь в то же время независимой от необходимости. Свобода помогает творчеству выйти за пределы действительности, а человеку освободиться от гнета необходимости. Творчество создает индивидуального человека, его своеобразие, т.к. проходит через сердце, душу, опыт, которые всегда индивидуальны. Свобода выполняет ту же функцию: она нужна именно каждому конкретному человеку, хотя по своей природе всеобща. Творчество дает возможность почувствовать свою личную свободу и обрести свою деятельность


21. Человек и вселенная


В философии всегда существовал и существует антропный принцип, то есть объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к объекту, к миру, через взаимодействие человека и объекта. Пожалуй, одним непознанных и противоречивых является вопрос взаимоотношений человека и Вселенной. Что такое человек в этом мире: пылинка или венец эволюции? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо решить в первую очередь, как человек взаимодействует с окружающим миром, может он адекватно отобразить процессы, происходящие во Вселенной.

Попытки такого отображения были сделаны еще в глубокой древности, когда люди верили, что судьба человека или целого нарда зависит от положения небесных светил. Эти представлени нашли свое отражение в более поздних философских воззрениях о ритмах Вселенной. Согласно им Вселенная излучает некоторые импульсы (возможно это электромагнитные волны или потоки виртуальных частиц), одни сигналы способствуют мирному существованию людей, другие - катаклизмам, войнам и т.д. То есть ритмы Вселенной задают поведение не только конкретного индивида, но и всей сообщности живых существ.

Возможно, эти представления не в полной мере соответствуют действительности, однако они наглядно показывают взаимосвязь человека и Вселенной, которую мы отрицать не можем. Более того, мы можем сказать, что человек - это микро Вселенная. Изучая психологические, социальные, физиологические процессы в человеке мы сталкиваемся с моделями процессов, происходящих во Вселенной, и подобно тому как Вселенная при нынешнем уровне развития техники не может быть познана до конца и в человеке остается множество загадок, которые, может быть никогда не получат ответа.


22. Свобода и ответственность личности


С точки зрения обыденного сознания быть свободным - значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией.

Необходимо ответить также и на вопрос о том, от чего зависит ее свобода, чем она детерминируется?

Свобода.

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.