3.
Греки первые заговорили о космосе и порядке в
космосе. Они дали миру слово «закон» («логос» - слово). Оказывается, космос
упорядочен по определенным законам. Греки стали искать в телесном мире
телесное начало. (Пифагор - инородная философия. Его школа была не только
математической, но и этическо-религиозной. Сам Пифагор в молодости был
орфиком.)
Откуда возник принцип рациональности?
1)
полисное устройство;
2)
математика.
Натурфилософия (время - V-IV в.в. до
н.э.):
·
здесь главным объектом является природа;
·
философия еще не отделена от науки; это
форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного
устройства и пользуется методом математики.
·
Главная проблема - проблема начала (откуда
все взялось).
·
Милетская школа (Ионическая): Фалес; Анаксимандр;
Анаксимен.
·
Гераклит Эфесский.
·
Другие школы возникли на берегах Италии:
·
Пифагор и Пифагорейский союз.
·
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон)
3) (а) Социально-исторические предпосылки
зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в)
Пифагор, Платон).
(а) Социально-исторические предпосылки
зарождения науки в Древней Греции.
1.
Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на
границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям
(Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
2.
Особенности греческой мифологии (см. выше).
3.
Полисное устройство
(демократия, законы Þ свобода творческого мышления)
Греки многое заимствовали у соседей (например,
алфавит). Заимствовали они и математику, но коренным образом ее преобразовали.
Вся предшествующая математика была:
1)
сугубо практической (для решения конкретных
задач, например, геометрия - измерение земли);
2)
арифметика и геометрия были неразделимы
(вычисления сопровождались чертежом).
Древние греки отделили математику от практики,
она стала родом интеллектуальной игры. Математика у древних греков распалась на
арифметику (целых, дробных, но не рациональных чисел) и геометрию.
Геометрические фигуры у древних греков оказались отделенными от материи.
Оказалось, что важен не сам чертеж, а тот объект, который мы отражаем с помощью
чертежа. Греки открыли среду умопостигаемых объектов (которые не подчинены
рождению, существованию и исчезновению). Эти объекты понимаются как
вневременные и внепространственные. (Это объекты ума, находящиеся вне области
чувств).
(б) Фалес
Фалес из Милета (625-547 до н.э.) –
родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном, политический
деятель. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал, свои
знания старался применить на практике. Автор многих технический
усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и
храмов в Египте. Он открыл и дедуктивно доказал соотношение между углами
треугольника. Появляется дедуктивный метод - способность рассуждать
строго рационально.
(в) Пифагор)
Пифагор Самосский (576-? до н.э.). Основал
школу - закрытая школа для учения. Сплав мистицизма, идущего от религии
орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической
рациональности ума. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». П.
сформировал новое понимание смысла и цели математического знания, иное
понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические
задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся, поэтому,
постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять
сущность мироздания. Пифагорейцы обращали внимание не на сами геометрические
фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).
Программа П.: вывести из мира чисел
чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис
пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т.
е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью
математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали
числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 -
гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.
Они не знают нуля, т. к. 0 - это ничто,
а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных
и иррациональных чисел).
Демокрит
Чувственный мир нужно объяснить на основе
некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой
теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия
атомов чисто математические.
Платон
Достоверное познание возможно только об идеях.
О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и
чувственными вещами находятся математические объекты, доступные
рассудочному познанию.
4) Ранняя греческая философия
(досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения
принципа рациональности.
Греческая философия возникает как альтернатива
мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах
Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям
(Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):
1.
Главным объектом является природа;
2.
Философия еще не отделена от науки; это
форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного
устройства и пользуется методом математики.
3.
Главная проблема - проблема начала (откуда все
взялось).
Досократические философские школы:
1.
Милетская школа
(Ионическая): 1) Фалес; 2) Анаксимандр; 3) Анаксимен.
2.
Гераклит Эфесский.
3.
Пифагор и Пифагорейский
союз (имена пифагорейцев не всегда известны, т.к. все приписывается Пифагору).
4.
Элейцы (Ксенофан и
.......): 1) Парменид; 2) Зенон (его ученик и «любовник»).
Милетская школа
Философия возникла во второй половине VI в. до
н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая
в Греции была неразвита (а в Афинах - даже за-прещена).
Проблема начала:
Фалес - вода. Анаксимандр - неопределенное первовещество.
Анаксимен - воздух. Они пытаются дать некоторый механизм, путем которого
из первоначала формируется космос. Все они писали одну работу «О природе» (до
нас дошли лишь фрагменты).
Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)
Проблема начала: огонь
- символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для
всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет
вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».
Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все
изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в
борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на
это).
Главное: Г. вводит понятие закона
(«логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес
полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение,
преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.
Пифагор
Основал школу - закрытая школа для учения,
раннее учение П. было тайным. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков
(предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической
рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что
числа и геометрические фигуры - это и есть истины, и именно они составляют
подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они
(пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на
их логические определения (понятия). Математика у П. нужна для
интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 - это ничто,
а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).
Программа П.: вывести из мира чисел
чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис
пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т.
е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью
математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа
(1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С
помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.
Сравнение Гераклита и Пифагора.
Гераклит - фиксация чувственного мира.
Пифагор - фиксация умопостигаемого мира, мира идеальных объектов. Мир Г.
- текучий, изменяющийся; мир П. - нетленный, неизменный, единый, где все
состояния по существу одно (все геометрические фигуры - мир геометрии, все
числа - число); здесь нет отличий в качественном плане.
Элейская школа
Противостояние этих двух миров привело к тому,
что натурфилософия превратилась в философию. Это произошло
благодаря Элейской школе.
Парменид был
современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.). Он был последователем
Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное
произведение - «О природе» (в поэтической форме). Диоген Лаэртский: Парменид
освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же
есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например,
абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в
уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно
вне времени и пространства.
Зенон - толкование
и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и
Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает
существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» - это мир
науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между
мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки). Эту парадоксальность выявил
Зенон (апории).
Апория “Ахилл и черепаха”. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно
предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки
отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и
черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит
расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного
вперед, и т. д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет
догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования
бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно
представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.
Апория “Дихотомия”. Прежде чем пройти некоторый отрезок,
движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину
половины, и так далее до бесконечности.
Парадокс “Стрела” основан на предположении, что пространство и время составлены из
неделимых элементов, скажем “точек” и “моментов”. В некий “момент” своего
полета стрела находится в некоторой “точке” пространства в неподвижном
состоянии. Поскольку это верно в каждый момент ее полета, стрела вообще не
может находиться в движении. Здесь затронут вопрос о мгновенной скорости.
Таким образом, движение и множественность
доказать невозможно. Возникает парность (двоичность):
·
сущность (умопост.) – явление (чувств,);
·
общее – единичное;
·
необходимость – случайность;
·
причина – следствие
Обнажается парность философских категорий,
появляется главный вопрос философии: Каков мир вне сознания человека и
познаваем ли мир с помощью чувств? Эту проблему решают элеаты.
5) Поиски единой начала всего сущего в
античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Античные философы пытались найти механизм,
посредством которого и некоего первоначала формируется космос.
Фалес
Первый выдвинул
идею единой первоосновы и попытался ее найти без посредства мифов. Он
видел начало всего во влаге. Вода пронизывает собой всё, всё происходит
из воды и в воду обращается (идея сохранения). Þ Вода является носителем
всех изменений и превращений. Ф. впервые пришла мысль о единстве
мироздания.
Пифагор
Согласно космологии ранних пифагорейцев, мир
слагается из предела и беспредельного. Это сфера, возникающая в
беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и
расчленяясь. Так возникает мировое пространство, движение, время и вся
множественность вещей.
Число, т.е. множество единиц, возникает тоже
из соединения предела и беспредельного. Мир мыслится пифагорейцами как
нечто завершенное, замкнутое (предел), а окружающая его пустота - как
нечто аморфное, неопределенное, лишенное границ - беспредельное. С соотношением
предела и беспредельного они связывают и иные соотношения свойств элементов
окружающего мира: покоящееся - движущееся, прямое - кривое, единое - множество,
свет - тьма, правое - левое, хорошее - дурное, мужское – женское и т. д. Из
этих противоположностей строится все существующее. При этом, кстати,
пифагорейцы говорят не только о противопоставлении противоположностей, но и об
их единстве.
Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)
Проблема начала: огонь - символ
текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для
всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и
будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».
Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно
отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе
противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).
Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому
правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.).
Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому
закону. Это гимн чувственному миру.
Парменид (VII-VI в до н.э.)
Философ и политический деятель. Центральная
фигура Элейской школы. Сущее П. считал лишенным изменчивости и многообразия.
Мир – неподвижный и сплошь заполненный шар. Истинное бытие едино, вечно,
неподвижно, неизменно. «Только бытие есть, небытия нет». Без бытия нет
мышления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|